Один из видов арт-терапии – фильмотерапия – предполагает создание собственных фильмов, а также просмотр и анализ уже готовых произведений других авторов. Через соприкосновение с чужой историей, с чужими судьбами человек способен обратиться к собственному прошлому, настоящему и будущему, услышать свои чувства, рассмотреть свою жизненную ситуацию с разных сторон, с позиций разных героев. Проигрыш болезненного события в фильме дает возможность человеку заново отстроить картину происходящего, найти свое место в пространстве, вступить в контакт со своими переживаниями, а также переработать, «переписать» воспоминание, взрастить из семени травмы цветок богатого опыта. Фильмы могут произвести уже известные, но забытые модели поведения и подходы к той или иной проблеме, а могут привнести в восприятие и мировоззрение зрителя что-то качественно новое. Так или иначе, кино как визуальный, а порой и аудиальный букет переживаний редко оставляет человека равнодушным.
Дабы просмотр фильмов действительно превратился в подобие психоанализа, в сосредоточенную внутреннюю работу, я предлагаю такой примерный список вопросов, на который можно ориентироваться по окончанию просмотра того или иного киношедевра:
- Какое впечатление произвел на вас фильм? Какой эпизод (сцена) более всего понравился вам, какой, напротив, оттолкнул? Как вы думаете, с чем это связано? Какое настроение создает этот фильм?
- Какой из героев фильма привлек ваше внимание? Если бы вы были героем данного фильма, чью бы роль вы играли? Почему? Что вы думаете о главном герое? В чем сходства и отличия между вами и этим героем? Как бы вы поступили на его месте? Есть ли в фильме герои, похожие на ваших близких, родных людей? Как вы это определили?
- Как вам кажется, что хотел сказать автор этого фильма? Какова главная идея этого фильма? Как вы к ней относитесь? Что бы вы взяли для себя после просмотра этого фильма? На какое действие он вас побуждает? Вдохновляет ли он вас? А, может быть, учит вас чему-нибудь?
Вопросы могут быть переформулированы, дополнены и разобраны в разном порядке. Кроме того, возможны и дополнительные техники: вы можете создать рисунок вашего состояния после просмотра фильма, можете составить какую-либо текстовую заметку, почувствовав себя на некоторое время профессиональным кинокритиком…
Ниже я предлагаю тематическую подборку фильмов, собранную мной в течение нескольких лет. Я буду рада, если вы дополните эту подборку своими фильмами в комментариях :)
Депрессивные состояния, суицидальные намерения: «Это очень забавная история» (2010), «Пока я не исчезну» (2014), «Меланхолия» (2011), «Трудности перевода» (2003), «На краю» (2001).
Утрата, горе: «Цвет сакуры» (2007) (смерть жены+смерть матери), «Голос монстра» (2016) (болезнь и смерть матери), «Лес скорби» (2007) (смерть ребенка), «Холодная лихорадка» (1994) (смерть родителей), «Зимой будет год» (2008) (смерть ребенка/брата+смерть друга), «Маленькое тело» (2021) (смерть ребенка), «Человек на Луне» (2018) (смерть ребенка), «Прощание» (2019) (смерть бабушки), «Вверх» (2009) (смерть супруги), «Торт» (2014) (смерть ребенка+смерть знакомой), «Три цвета: Синий» (1993) (смерть мужа и дочери).
Травма и ее проработка: «Никто тебя не спасет» (2023), «Заклинатель лошадей» (1998), «Век Адалин» (2015), «Тайная жизнь слов» (2005), «Под покровом ночи» (2016), «Запределье» (2006).
Химические зависимости: «Красивый мальчик» (2018) (наркомания), «Когда мужчина любит женщину» (1994) (женский алкоголизм).
Детско-родительские отношения (сценарии, ожидания, конфликты): «Когда ты закончишь спасать мир» (2022) (мать+сын), «Осенняя соната» (1978) (мать+дочь), «13 лет пустоты» (2017) (отец+сын), «Зеркальная маска» (2005), «Крупная рыба» (2003) (отец+сын), «Маленькая мама» (2021) (мать+дочь), «Солнце мое» (2022) (отец+дочь), «Время переворачивает страницы» (2023) (родители+сыновья).
Супружеские/партнерские отношения: «Аритмия» (2017), «Возвращение в прах» (2022), «Дон Жуан де Марко» (1995), «Космонавт» (2024), «Иллюзия любви» (2016), «Только ты и я» (2023) (абьюзивные отношения), «В постели с врагом» (1991) (насилие в отношениях), «Любовь и другие лекарства» (2010) (+тяжелая болезнь).
Смертельное заболевание: «Прощай, сегодняшний день» (2013), «Фонтан» (2006), «Человек, который удивил всех» (2018), «Если кошки исчезнут во всем мире» (2016), «Время прощания» (2005), «Не сдавайся» (2011).
Тема рода, семьи, корней: «Священный танец» (2023), «Дорога к дому» (2002), «Неизвестная страна» (2022), «Повесть о любви и тьме» (2015), «Дорога к дому» (2022), «Истинные ценности» (1998), «Семьянин» (2000).
Духовность: «Дзен» (2009), «Маги и странники» (2003), «Земля бога» (2022), «Остров» (2006), «Молчание» (2016), «Человек Божий» (2021).
Индивидуация (проживание своей жизни, идти по своему пути, несмотря ни на что): «Идеальные дни» (2023), «Патерсон» (2016), «Земля кочевников» (2020), «Гаттака» (1997), «Тэмпл Грандин» (2010), «Бесконечная поэзия» (2016), «Незабываемые моменты» (2008), «Мисс Поттер» (2006), «Мусульманин» (1995), «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962), «Иди себе с Богом» (2002).
Автор: Лемзякова Ангелина Евгеньевна
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru