Найти в Дзене

Методические рекомендации "Литературные игры"

Оглавление

Рассказываем коллегам о разных формах литературных игр и об особенностях их подготовки и проведения.

Библиотеки – творческие учреждения культуры, которые работают не только в режиме поиска информации для читателей, но и новых форматов мероприятий, способствующих привлечению читателей и организации их досуга.

Интеллектуальные игры были популярны в том или ином виде всегда. Соревновательный дух и возможность показать свои знания поднимают настроение и дарят незабываемые эмоции. Главной особенностью интеллектуальной игры в библиотеке является не проверка знаний участников, а расширение кругозора.

Для библиотек наиболее значимыми и приемлемыми стали игры, в основу которых положены произведения художественной литературы. Литературные игры дают возможность по-новому представить творчество писателей и поэтов. Формат игры делает работу с книгой не только полезной, но и увлекательной.

Цель рекомендаций — познакомить библиотекарей с разными формами литературных игр, особенностями их подготовки и проведения. Методические рекомендации адресованы библиотечным специалистам.

Литературная игра — это соревнование на знание творчества писателя или литературного произведения, одна из форм библиотечного обслуживания и библиотечного общения. Наиболее распространённой в библиотечной работе стала викторина.

ВИКТОРИНА

Викторина – это вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Литературная викторина, как правило, посвящена содержанию художественных произведений, фактам биографии писателей и поэтов или вопросам по истории литературы. Она может быть как самостоятельным мероприятием, так и частью более крупного события.

Способы проведения викторины:

  • ведущий задаёт вопросы. Победителем становится участник, давший наибольшее количество правильных ответов;
  • участники делятся на команды и отвечают на вопросы ведущего. Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов, становится победителем.
  • участники делятся на команды, и одна команда задаёт вопросы другой команде. Ведущий координирует ход игры, оценивает ответы, подводит итоги.

Задача ведущего – выбрать способ проведения, продумать правила (как будет переходить право на ответ, будут ли подсказки) и подготовить вопросы. Вопросы могут быть открытого или закрытого типа. Открытый тип подразумевает только формулировку вопроса, закрытый тип помимо вопроса предлагает варианты ответов.

Несколько рекомендаций при подготовке вопросов :

  • вопросы должны быть не слишком простые и не слишком сложные;
  • формулировка вопросов не должна быть длинной и путанной;
  • хорошо если ответы на вопросы будут укладываться в одно-два слова;
  • при подготовке вопросов записывайте источники, на основе которых они придуманы. Любой участник должен иметь возможность обратиться к источнику, если возникнут сомнения в правильности ответа.

Литературную викторину можно представить и в более сложных форматах, например, таких как «Своя игра» или «Морской бой».

СВОЯ ИГРА

Своя игра – это своеобразный аналог телевизионной игры. Вопросы разной стоимостью распределяются по категориям. Участники делятся на команды и поочередно выбирают вопросы в разных категориях. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Рекомендации при подготовке:

  • здесь уже не обойтись без мультимедийной презентации;
  • переход от стоимости вопроса к самому вопросу и обратно к игровому полю осуществляется с помощью гиперссылок;
  • количество категорий и вопросов может быть любым;
  • игру можно посвятить творчеству одного автора, распределив по категориям биографию и его произведения, или разным произведениям объединенным одной темой.
-2

МОРСКОЙ БОЙ

Морской бой – аналог популярной настольной игры. Разницей будет – единое «поле боя» для обеих команд и необходимость ответить на вопрос в случае промаха. Перед игроками располагается игровое поле, размер которого вы можете регулировать самостоятельно. Стандартное игровое поле состоит из 10 строк и 10 столбцов. Строки обозначены буквами русского алфавита, столбцы – цифрами. На поле хаотично расположены корабли, соприкосновение которых не допускается. Пустые клетки заполняются вопросами, переход к которым осуществляется с помощью гиперссылок. Команды по очереди делают выстрелы, указывая координаты на игровом поле. Если команда промахнулась, ей необходимо ответить на вопрос. За правильный ответ – 10 баллов. При попадании в корабль 10 баллов начисляются сразу. Побеждает команда набравшая больше очков.

Несколько рекомендаций:

  • игра проводится с использованием мультимедийной презентации;
  • переход к вопросу/кораблю и обратно к игровому полю осуществляется с помощью гиперссылок;
  • количество и размер кораблей может быть любым. В стандартной игре 4 однопалубных, 3 двухпалубных, 2 трехпалубных, 1 четырехпалубный;
  • на поле можно оставить несколько призовых клеток, попав в которые 5 баллов начисляются автоматически.
-3

ДОМИНО

Литературными можно сделать и другие настольные игры. Так, Белоярской библиотекой было разработано литературное домино.

Домино — это настольная игра, в ходе которой выстраивается цепь костяшек, соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек. Если у игрока нет нужной костяшки, нужно взять дополнительные. Побеждает тот, кто первым освободится от всех костяшек.

В «Литературном домино» участники играют по тем же правилам, только вместо точек на костяшках размещены имена персонажей известных произведений отечественной литературы, популярные цитаты, узнаваемые атрибуты или события и портреты авторов. В ходе игры участникам необходимо правильно сопоставить героев, цитаты и авторов. Например, костяшку с изображением Пушкина приставить к Евгению Онегину, черевички – к кузнецу Вакуле, убийство в Петербурге – к старухе процентщице.

Несколько рекомендаций:

  • для каждого произведения необходимо отобрать 10 персонажей/цитат/атрибутов;
  • берите для игры хорошо известные произведения;
  • удобнее брать произведения с большим количеством героев.
-4

ЛОТО

Литературное лото – состязание организованное по правилам традиционного лото. Игроки получают специальные карточки с цифрами. Ведущий вынимает из мешочка бочонки (жетоны) с номерами. Игрок, у которого в карточке есть номер, названный ведущим, отвечает на предложенный вопрос. Если ответ правильный, игрок может закрыть жетоном номер в карточке, если ответ не верный, ответить может любой другой участник. За правильный ответ этот участник получает дополнительный жетон, которым впоследствии может закрыть любой номер на своей карточке. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все клетки с числами на игровом поле.

Несколько рекомендаций:

  • лото можно посвятить отдельному произведению или творчеству какого-либо автора;
  • для ребят помладше отличным вариантом станет тема русских народных сказок;
  • количество карточек будет зависеть от количества вопросов;
  • количество вопросов остается на усмотрение разработчика игры;
  • в лото могут играть как отдельные участники, так и команды.
-5

БРОДИЛКИ

Ещё одним вариантом настольной игры могут стать литературные бродилки. Игровое поле строится по принципу любой стандартной игры-бродилки. Маршрут, по которому движутся игроки, сопровождается вопросами по теме игры. Игру можно посвятить как творчеству одного автора или одному литературному произведению, так и отдельной теме. Как это сделала, например, Белоярская центральная детская библиотека, разработав краеведческую игру «Я люблю Белоярский» была создана вместе с читателями, в рамках клуба настольных игр.

Несколько рекомендаций:

  • чем больше шагов будет предусмотрено, тем длиннее и интереснее будет игра;
  • переходы вперед и назад на несколько шагов осуществляются с помощью вопросов. Попадая на вопрос и ответив правильно, перемещаешься на несколько шагов вперед, ответив неправильно – на несколько шагов назад;
  • шаг, пропускающий ход, можно дополнить информационной справкой по теме.

КВИЗБУК

Квизбук – это интеллектуально-развлекательное соревнование, посвященное только литературе – книгам и писателям. Игру можно посвятить творчеству одного автора, нескольким авторам определенного жанра или периода или произведениям, объединенным одной темой. Квизбук строится по принципу обычного квиза. В классическом варианте квиза 7 туров, в каждом из которых по 7 вопросов. Количество заданий можно варьировать на своё усмотрение. Вопросы туров могут быть любого формата: открытые, тесты, музыкальные, угадать слово/название, картину, фото, композицию и пр. Участники делятся на команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех туров.

Несколько рекомендаций по подготовке туров:

- в блиц-тур можно включить вопросы по хорошо известным фактам о книге/книгам или писателе/писателях.

- для музыкального тура можно отобрать песни, в которых упоминаются названия книг, авторы или известные строчки из стихов. Часто встречаются песни ставшие саундтреками к известным экранизациям.

- сами экранизации можно использовать для видеотура.

- подобрав ассоциативные картинки можно зашифровать в них названия книг, по типу игры «Где логика?».

- хорошим материалом могут стать краткие описания произведений без упоминания имён, по сюжету которых надо угадать саму книгу.

Эффективную помощь в успешном взаимодействии с читателями оказывает интерактивная составляющая. Выбирайте те темы, которые диктует время, ориентируйтесь на новое, увлекательное, незнакомое. Новые формы и тематический аспект в организации мероприятий привлекают внимание и способствуют востребованности библиотек.

Успехов в работе, коллеги!

Список использованных ресурсов:

  1. Литературные игры в библиотеке: методические консультации / сост. А. А. Денисова. – Архангельск, 2018 // ГБУК «Архангельская областная научна ордена «Знак Почёта» библиотека имени Н. А. Добролюбова» [сайт]. – URL: https://biblioteka29.ru/upload/medialibrary/f42/game.pdf
  2. Литературные игры в библиотеке: методические консультации / сост. И. А. Кудирова. – Белшебей, 2022 // МАУК «Центральная межпоселенческая библиотека» Белебеевского района [сайт]. – URL: https://belebeycbs.ru/wp-content/uploads/2022/04/gotovoe-posobie.pdf (дата обращения: 5.09.2024).
  3. Увлечь чтением: интерактивный подход в работе с книгой: консультация / сост. Л. П. Штыб. – Матвеев Курган, 2020 // МУК Матвеево-Курганского р-на «Межпоселенческая Центральная Библиотека»  [сайт]. – URL:https://mcb-mk.rnd.muzkult.ru/media/2020/11/30/1244814477/Uvlech_chteniem.pdf

А. А. Свергина, ведущий методист методико-библиографического отдела