Обучение, по моему убеждению, заключается в том числе и в том, чтобы уметь (и хотеть) работать с первоисточниками. Тем, кто серьёзно изучает любой предмет, это совершенно понятно и не требует отдельных доказательств.
Сегодня я хотела бы остановиться на известной книге Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой отбор".
В 1871 году Дарвин впервые опубликовал свою книгу. Во введении к ней он пишет:
"В продолжение многих лет я собирал заметки о происхождении и родстве человека, без всякого намерения печатать что-нибудь об этом вопросе, даже больше, имея твёрдое намерение ничего не печатать, так как я думал, что только усилю предубеждения против моих мнений."
С тех пор прошло чуть более 150 лет, и многое в механизмах эволюции мы стали понимать больше, но работы Дарвина, равно как и других исследователей, не потеряли своей актуальности.
В самом начале первой главы Дарвин пишет:
Всякий желающий решить вопрос о том, представляет ли человек видоизмененного потомка какого-либо прежде существовавшего вида, вероятно, спросит сначала, видоизменяется ли человек вообще хоть сколько-нибудь в строении своего тела и умственных способностях; далее, передаются ли эти изменения его потомкам по тем же законам, которые существуют для низших животных? Представляют ли эти изменения, насколько позволяет нам судить ограниченность наших знаний, следствия одинаковых общих причин, и подчинены ли они тем же общим законам, как и у других организмов, например, соотносительной изменчивости, наследственной передаче изменений, обусловленных упражнением или бездействием частей и т.д.
Итак, на чем же основывается Дарвин в своих умозаключениях?
Прежде всего на данных сравнительной анатомии. При этом он анализирует в том числе и особенности эмбрионального и индивидуального развития.
Вообще работы Дарвина отличаются детальными описаниями и скрупулезным подходом.
Дарвин отмечает сходство в строении с животными, подверженности тем же болезням, что у животных, в половом поведении, общих принципах эмбрионального развития. Кажется, ни одна мелочь не ускользает от него.
Отдельно он обращает внимание на рудименты (органы, утратившие свои первоначальные функции) и атавизмы (органы, имевшиеся у предковых форм, но исчезнувшие у человека, и лишь время от времени появляющиеся у некоторых особей в результате мутации).
Дарвин отмечает:
Чтобы понять существование зачаточных органов, нам стоит только предположить, что отдаленный родоначальник обладал этими частями в их полном развитии и что, под влиянием измененных условий жизни, они значительно уменьшились от простого неупотребления или вследствие естественного отбора между особями, которые были менее обременены этими излишними органами, вместе с другими, ранее указанными причинами.
Таким образом, закономерности развития человека всё те же, что и во всём органическом мире.