Из рабочего процесса:
Два года назад мы с мужем развелись. Муж остался в нашем городке, а я и сын решили ехать покорять региональную столицу. У меня возникли перспективы по работе, я приняла приглашение, сына забрала с собой, потому что решила, что ему будет лучше в школе большого города – больше возможностей, больше связей, лучше образование.
Сам развод сын перенес вроде бы легко. Но с одноклассниками сходиться не торопился. Я сначала не придавала этому значения, моя собственная адаптация на новом месте давалась мне сложнее, чем я себе ее воображала, планируя переезд.
Но с переезда прошло два года, а сын так и не обзавелся друзьями. Не ходит на прогулки, не задерживается после уроков, чтобы с кем-то пообщаться. Читает в Сети много и начал ставить себе диагнозы: я социофоб. Переведи меня на семейное обучение, чтобы я вообще с этими … не общался, нормальному человеку такое не нужно. При этом сын вполне нормально общается со своими бывшими одноклассниками, когда ездит к отцу. Это меня вроде бы успокаивает, но настойчивость, с которой сын приписывает себе социофобию, его желание быть социофобом меня пугает. Мне кажется, что сын как будто утрачивает навыки общения на самом деле, а не только демонстративно желая меня убедить в своей социофобии – это тоже пугает. Сын заигрался или у него реальные психологические\психиатрические проблемы? Часто думаю, в последнее время, что надо было оставить его с отцом, с социализацией бы не было проблем уж точно…
Социофобия – тревожное расстройство, которое диагностирует психиатр. Это заболевание, к лечению которого необходимо подходить комплексно и ответственно.
Если начать работу над ситуацией с посещения психиатра, можно существенно ускорить понимание происходящего и разобраться в нем за минимальное время. Однако работа с психиатром зачастую стигматизирована и пугает. К тому же с большой долей вероятности, учитывая сказанное Вами, сын играет в социофобию – у него есть друзья в его предыдущей школе и дворе, где он жил до переезда. Сын комфортно поддерживает эти старые социальные связи.
Это позволяет предположить, что произошло следующее. Сын оказался вынужден сменить свое окружение в момент вступления в подростковый возраст. Возраст, когда отношения именно со сверстниками важны, нужны и обладают высокой ценностью. Для создания нового круга общения потребовались дополнительные усилия, усугубляемые ответственностью за то, что это должны быть качественные отношения, поскольку им предстоит стать тем зеркалом, в котором подросток будет видеть себя, свой образ и благодаря этому отражению калибровать свой Я-образ. Сын испугался, поленился, не смог приложить эти усилия, захотел пересидеть этот момент дома, в безопасности и одиночестве. Но положение дел таково, что время сейчас работает против сына: чем дольше он сидит дома и лелеет социофобию, тем в большей степени он теряет навыки коммуникации (уверенность в том, что он способен качественно коммуницировать со сверстниками).
Давайте попробуем возвращать ребенку уверенность в его коммуникативных способностях. Наблюдайте за сыном и внимательно его слушайте: отмечайте его малейшие коммуникативные успехи. Оттолкнуться можно от его общения со старыми друзьями. Вот он поехал на выходные к отцу, тот потом жалуется: приехал и сразу убежал к друзьям, дома и пары часов не провел… Значит, общался, значит, ему было о чем много часов к ряду разговаривать. Так сыну и говорите, вот же, замечательно, когда люди давно не видевшиеся могут так долго общаться, Вы рады, что он хорошо провел время с друзьями. Папа тоже хотел с ним общаться, но не вышло в этот приезд. Вот такой он востребованный собеседник.
Вроде бы шутливый диалог, но он указывает на то, что Вы замечаете, как сын общается с друзьями, он может быть компанейским человеком, Вас это радует. Крупичка уверенности – я востребованный собеседник – возвращается к сыну.
Кроме того, на всякий случай стоит выполнить тест, диагностирующий социофобию, хотя бы в первом приближении. Например, опросник социальной тревоги и социофобии О.А. Сагалакова. Его можно пройти онлайн. Если результат Вас встревожит, тогда лучше вернуться к первоначальной идее с психиатром.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь