Из рабочего процесса:
Ребенок мне все лето выносил мозг – он хочет перейти на домашнее обучение. Спрашиваю: для чего тебе это нужно? Он отвечает, что его достала школа и одноклассники. Учителя к нему постоянно цепляются, делают совершенно дурацкие замечания, постоянно шум и гам, даже на уроках, одноклассники – вообще недалекого ума люди, у него с ними ничего общего нет уже давно, обсуждать, кто сколько выпил на последней вечеринке, ему не интересно… И это седьмой только класс.
Я понимаю, что в школе может быть находиться неприятно, что одноклассники могут быть не самыми комфортными в общении людьми. Но не представляю, как для семиклассника организовать домашнее обучение без отрыва от собственного производства: для нас, родителей, работу никто не отменял, и наша с мужем работа не предполагает даже удаленки, не то чтобы возможности не работать вовсе. Чтобы помочь ребенку разобраться во всех предметах, нужен полный рабочий день и погруженность в учебный процесс. Сам семиклассник (мой семиклассник) совершенно точно этого не сделает. Поэтому я не иду на поводу у ребенка и отказываю ему в таком переводе. Такое ощущение, что наши отношения накаляются из-за этого, хотя, мне кажется, что это повод, а не причина.
Вопрос мой о том, как корректно объяснить ребенку, что он не будет переведен на домашнее обучение до конца девятого класса совершенно точно, так, чтобы это было понятно и не обидно.
Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что стоит за запросом ребенка. Учитывая Ваше описание и ощущение того, что слова обозначают повод, а не причину, можно предположить несколько вариантов:
1. Подросток устал от шума школы и хочет в тиши и спокойствии грызть гранит науки. Школа ему только мешает погружаться на достаточную глубину.
2. У подростка возникли серьезные сложности с социализацией: ему не удается выстроить конструктивные взаимоотношения ни со сверстниками, ни с педагогами. У него не сложилось дружеских отношений с одноклассниками, поэтому ему тяжело дается пребывание в школьном коллективе. Уйти на домашнее обучение – это счастливо избежать на некоторое время испытаний социализации.
3. Вариант, что подросток таким образом, декларируя желание учиться дома, планирует счастливо избежать процесса обучения на практике, тоже не исключен.
Если предположить вариант первый, то может помочь разговор об испытательном периоде, когда Вы оговариваете различные условия реализации академической самостоятельности и определяете период, на который можете отпустить ребенка в такое относительно свободное плавание пока с сохранением школьного посещения. По окончании оговоренного периода анализируете полученные результаты и делаете выводы совместно с Вашим ребенком. Довольно быстро станет понятно, может ли ребенок учиться самостоятельно или нет. Вам это понятно уже сейчас. Это должен понять и согласиться ребенок. Когда такое понимание будет достигнуто Вашим семиклассником, то обсуждать, почему Вы не согласны с домашним форматом обучения, Вам не придется.
Второй вариант предполагает длительную и глубокую работу сначала по диагностике происходящего: где произошел сбой и почему. Затем планирование: что делать, с кем и как именно дружить, чтобы восприятие школы начало меняться. Семиклассники, если уже говорить совсем на чистоту, в массе своей в школу ходят не учиться, а общаться. Ваш семиклассник не таков, что-то ему помешало, выработать такое восприятие школьного коллектива, надо разобраться с тем, как туда снова вписаться. Здесь помощь психолога и некоторое количество индивидуальных или групповых занятий может быть нелишним.
Третий вариант для обсуждения, наверное, субъективно самый неприятный. Неприятно предполагать, что собственный ребенок может вот так относиться к своему образованию… Однако, с другой стороны, здесь границу можно провести довольно четко: Конституцией гарантировано обязательное девятилетнее образование, которое необходимо получить в школе. Поэтому я как родитель обязан обеспечить такую возможность. Когда ты будешь сидеть дома, а я на работе, то не смогу тебе этого обеспечить, не выполню свой родительский долг. На это я пойти не могу.
Анна Бердникова
Записаться на личную консультацию можно здесь