Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Время для размышлений» - и снова о разводе

Драма «Время для размышлений» (1982) интересна тем, что в ней Вера Алентова и Владимир Меньшов сыграли пару, собирающуюся расписаться, при том, что это не меньшовская киноработа, а режиссёра Сергея Ашкенази.

Плюс к этому Евгения Ханаева, блестяще сыгравшая мамочку Рудика в фильме «Москва слезам не верит» (1979) играет здесь... маму героини Алентовой, причём с теми же интонациями, что и в «Москве…»

Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.

Правда, она тут комическая мадам, собирающая газетные заметки о семейной жизни, воспитании, разводах и беспрестанно их цитирующая. Но вернёмся к основной линии повествования.

Игорь (Владимир Меньшов) и Аля (Вера Алентова) – неюные возлюбленные, у которых уже есть дети от первых браков. Причём, Аля только-только рассталась со своим Чусовым (Юрий Богатырёв, копирующий своего же Тасика из «Родни» (1980)).

Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.

Чусов – чудик, он все деньги тратил на книги, тогда как с бытом в семействе было не очень. Аля – натуральная истеричка, она устала. Со стороны она кажется эгоисткой, но, если копнуть глубже, то вина её бывшего супруга – велика.

Он думал о вселенских проблемах, тогда как Аля зарабатывала всякой филологической подёнщиной, типа редактуры и корректуры. И это в свободное от основной работы время.

Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.

Типично-романтический брак превратился в камень на шеях – только утопиться. Она хочет нормальную квартиру, не заваленную фолиантами, а он – чтобы его понимали. Желания – выполнимые, но не в этом семейном союзе.

С другими – да. Чусову подошла бы нежно-книжная дева, понятия не имеющая о том, где и как достают дефицитные продукты (например), тогда как Але нужен рукастый мужик попроще.

Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.

Она, хоть и филолог, нуждается не только в словах, но и в ковре, о котором вещает. И – нашла себе крепкого, хозяйственного Игоря. Он не любит театры, зато может починять-настраивать всё и вся.

Но есть ещё сын Чусова и Али, маленький Серёжа. Он – восприимчивая, тонкая натура, весь в отца, и ему совершенно не хочется с ним расставаться. Кроме того, Игоря не принимает Алин круг – там все сплошь образованные и не лишённые снобизма.

Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.

А вообще, это фильм о разводах, о «воскресных» папах, ищущих мамах. Жуткая сцена – Игорь приводит в гости к Але свою дочь и нового мужа своей бывшей жены. Мужчины сидят на кухне и о чём-то беседуют.

Полагаю, что не о жёнах даже. Просто «за жизнь». В это время дочь Игоря философски вещает: мол, не надо, чтобы Серёжа называл Игоря папой, так как потом всё одно произойдёт развод и мальчику надо будет привыкать к новому папе…

Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Время для размышлений» (1982). Скриншот.

Финал – открытый, как любили в позднем СССР. Непонятно, будут ли герои вместе или же истеричная Аля, всё ещё ревнующая Чусова, вернётся к мужу хотя бы ради сына. Вообще, открытые финалы в кино – не лучший вариант.

Доводилось читать, что одна из причин, по которым советское кино в чистую проиграло голливудскому в 1980-х – это отсутствие хэппи-эндов. Везде какое-то очередное многоточие. Но это уже совсем другая история.

Zina KorZina (c)

  • Похожие сюжеты:
  • Статьи об известнейшем фильме Сергея Ашкенази: