Драма «Время для размышлений» (1982) интересна тем, что в ней Вера Алентова и Владимир Меньшов сыграли пару, собирающуюся расписаться, при том, что это не меньшовская киноработа, а режиссёра Сергея Ашкенази.
Плюс к этому Евгения Ханаева, блестяще сыгравшая мамочку Рудика в фильме «Москва слезам не верит» (1979) играет здесь... маму героини Алентовой, причём с теми же интонациями, что и в «Москве…»
Правда, она тут комическая мадам, собирающая газетные заметки о семейной жизни, воспитании, разводах и беспрестанно их цитирующая. Но вернёмся к основной линии повествования.
Игорь (Владимир Меньшов) и Аля (Вера Алентова) – неюные возлюбленные, у которых уже есть дети от первых браков. Причём, Аля только-только рассталась со своим Чусовым (Юрий Богатырёв, копирующий своего же Тасика из «Родни» (1980)).
Чусов – чудик, он все деньги тратил на книги, тогда как с бытом в семействе было не очень. Аля – натуральная истеричка, она устала. Со стороны она кажется эгоисткой, но, если копнуть глубже, то вина её бывшего супруга – велика.
Он думал о вселенских проблемах, тогда как Аля зарабатывала всякой филологической подёнщиной, типа редактуры и корректуры. И это в свободное от основной работы время.
Типично-романтический брак превратился в камень на шеях – только утопиться. Она хочет нормальную квартиру, не заваленную фолиантами, а он – чтобы его понимали. Желания – выполнимые, но не в этом семейном союзе.
С другими – да. Чусову подошла бы нежно-книжная дева, понятия не имеющая о том, где и как достают дефицитные продукты (например), тогда как Але нужен рукастый мужик попроще.
Она, хоть и филолог, нуждается не только в словах, но и в ковре, о котором вещает. И – нашла себе крепкого, хозяйственного Игоря. Он не любит театры, зато может починять-настраивать всё и вся.
Но есть ещё сын Чусова и Али, маленький Серёжа. Он – восприимчивая, тонкая натура, весь в отца, и ему совершенно не хочется с ним расставаться. Кроме того, Игоря не принимает Алин круг – там все сплошь образованные и не лишённые снобизма.
А вообще, это фильм о разводах, о «воскресных» папах, ищущих мамах. Жуткая сцена – Игорь приводит в гости к Але свою дочь и нового мужа своей бывшей жены. Мужчины сидят на кухне и о чём-то беседуют.
Полагаю, что не о жёнах даже. Просто «за жизнь». В это время дочь Игоря философски вещает: мол, не надо, чтобы Серёжа называл Игоря папой, так как потом всё одно произойдёт развод и мальчику надо будет привыкать к новому папе…
Финал – открытый, как любили в позднем СССР. Непонятно, будут ли герои вместе или же истеричная Аля, всё ещё ревнующая Чусова, вернётся к мужу хотя бы ради сына. Вообще, открытые финалы в кино – не лучший вариант.
Доводилось читать, что одна из причин, по которым советское кино в чистую проиграло голливудскому в 1980-х – это отсутствие хэппи-эндов. Везде какое-то очередное многоточие. Но это уже совсем другая история.
Zina KorZina (c)
- Похожие сюжеты:
- Статьи об известнейшем фильме Сергея Ашкенази: