Найти тему

Вокзал

Все мы знаем, что вокзал — это ворота современного города. Железнодорожные и автовокзалы каждый день открывают взору миллионов путешественников картины мегаполисов, городов и городков.

Но что если к воротам в город приводит не асфальтовая и не рельсовая магистраль, а водная гладь? Как тогда трансформируется взгляд гостя, наблюдающего свое прибытие с палубы? С уверенностью можно сказать, что медленное приближение к такому вокзалу по воде многократно усиливает впечатление, производимое архитектурой.

В выпуске №2 (часть 1) нашего уникального «Вестника РГХПУ» опубликована статья педагогов кафедры Монументально-декоративной живописи, старшего преподавателя Н. С. Букури и доцента В. И. Сытник —
«Два водных вокзала. Эволюция стиля». На примере двух значимых для своего времени сооружений — Северного речного вокзала в Москве и Морского вокзала в Сочи — рассматриваются изменения, которые претерпел так называемый «большой сталинский стиль» на протяжении двух десятилетий.

Оба здания создавались как величественные водные ворота двух очень важных городов. Северный речной или, как он изначально назывался, Химкинский речной вокзал, — водные ворота столицы, одна из ее визитных карточек. Построенный по проекту Алексея Михайловича Рухлядева в 1937 году, он являлся не только речным пассажирским портом, но и завершал собой одно из важнейших гидротехнических сооружений той эпохи — канал «Москва-Волга». Внешний облик вокзала, таким образом, должен был олицетворять собой не только величие и красоту столицы, но и прославлять достижения государства рабочих и крестьян.

«…архитектура вокзала была призвана
в новых, простых и правдивых формах выразить идейное содержание на-
шей эпохи. Искания этих новых, правдивых форм, естественно, должны
были проходить по пути социалистического реализма»
— «Архитектура канала Москва–Волга», 1939

Проект Морского вокзала в Сочи был создан архитекторами Каро Алабяном и Леонидом Карликом в 1950–51-х годы. Как и Северный речной вокзал, он представляет собой сильно вытянутое по горизонтали здание, с увенчанной шпилем башней в центре. В изданной в 1966 году книге о Каро Алабяне его соавтор Л.Б. Карлик пишет, что одним из архитектурных образов, вдохновлявших их при проектировании, было здание Адмиралтейства. Выбор общей композиции с акцентом на башне со шпилем был, по его словам, обусловлен тем, что «шпиль издавна был символом русских морских сооружений».

Авторы статьи последовательно анализируют проявления стиля сталинской эпохи в этих двух уникальных сооружениях, отмечают их сходства и различия в выборе материалов, мотивов и форм. Особое внимание, безусловно, уделено интерьерам вокзалов, которые изобилуют соцреалистической монументальной живописью.

#наука

#история

#искусство

#Строгановка