Найти тему
КОСМОС

Христиане должны более серьезно относиться к молчанию Бога

Мир выглядит именно так, как если бы всемогущий и вселюбящий Бог отсутствовал


Многие теисты сегодня верят, что Бог всезнающий, вселюбящий и всемогущий. Они также доверяют тому, что Бог открыл Себя человечеству и может быть узнан теми, кто имеет правильное сердце.

Я вижу это иначе.

Есть несколько причин, по которым я сомневаюсь в существовании такого Бога. Даже если я признаю, что какой-то Бог существует, я бы склонился к мысли, что Он далёк и отстранён от человечества. Другими словами, даже если Бог существует, Он был бы молчаливым Богом.

В этой краткой статье я рассмотрю несколько наблюдений, которые ставят под сомнение идею активного Бога. В конце статьи я надеюсь, что читатели задумаются о возможности отсутствия Бога — или, возможно, о том, что Бога вообще нет.

Средства откровения
Как я уже упоминал ранее, большинство теистов верят, что Бог открыл Свою волю через божественное откровение. Однако я ещё не встречал ни одного случая такого откровения, где можно было бы с уверенностью исключить естественные объяснения.

Возьмём, например, самое почитаемое литературное произведение христианства — Библию. Если Бог действительно любит всё человечество, во всех культурах и эпохах, маловероятно, что Он выбрал бы для раскрытия Своих намерений маленькую древнюю группу людей, на их местном диалекте, на хрупком материале вроде папируса и через такой ненадёжный процесс, как ручное копирование.

Папирус 118
Папирус 118

Ещё более тревожным является тот факт, что эти документы неотличимы от других древних текстов о религии и духовности. Теологи называют это "контекстуализацией", но этот термин по сути признаёт, что авторы Библии были ограничены человеческими возможностями и не могли создать содержание, выходящее за рамки их времени.

Многие христиане утверждают, что Библия содержит пророчества, которые сбылись, указывая на её божественный источник, но большинство примеров, которые они приводят, даже не являются настоящими пророчествами. Бог точно мог бы сделать лучше.

Бог, который всезнающий, наверняка понимал бы, что если Его откровение будет передано таким образом, большая часть населения мира на протяжении истории почти не имела бы к нему доступа. Только немногие счастливчики столкнулись бы с копиями копий... оригинальных текстов, переданных через поколения.

Эти люди затем должны были бы решить, какие книги действительно отражают божественное откровение, а какие просто человеческие творения. Не было никакого божественного списка принятых книг, сброшенного с небес; люди должны были разработать свои собственные критерии.

Тридентский собор (1545–1563), на котором Католическая церковь впервые догматически установила канон Библии, включая 7 дополнительных книг, не встречающихся в протестантской Библии; Wikimedia Commons
Тридентский собор (1545–1563), на котором Католическая церковь впервые догматически установила канон Библии, включая 7 дополнительных книг, не встречающихся в протестантской Библии; Wikimedia Commons

Им также пришлось бы спорить о том, какие текстовые вариации среди различных рукописей являются аутентичными, а какие части, вероятно, являются дополнениями или ошибками, внесёнными поздними писцами.

Бог мог бы предвидеть все эти проблемы, верно? И всё же большинство христиан до сих пор верят, что именно так их всезнающий Бог решил открыть Себя. Неудивительно, что большинство людей на протяжении истории знали мало или ничего о таком Боге, и даже те, у кого был доступ к Библии, имели разные её версии, что привело к противоречивым толкованиям и в конечном итоге к тысячам вероисповеданий.

Это абсурдно.

Почему бы Богу не общаться напрямую с людьми, так же, как мы делаем это, когда хотим, чтобы нас поняли? Разве это не позволило бы большему числу людей узнать о Нём и точнее понять Его намерения, без необходимости полагаться на человеческих посредников, которые спорят о том, кто действительно представляет Его?

Но это замешательство имеет смысл, если Бога не существует или Он молчит, а Библия просто человеческое творение, как и любые другие древние мифы или священные тексты.

Религиозный опыт
Многие христиане утверждают, что Бог непосредственно открыл Себя им через видения, сны и другие личные переживания. Я уверен, что эти встречи казались невероятно реальными для тех, кто их испытал. Однако с этим видом откровения возникают серьёзные проблемы.

Во-первых, не является необычным, что последователи явно ложных религий также утверждают, что у них были духовные встречи с их божествами. Если личные переживания были бы надёжным источником духовной истины, это означало бы, что противоречивые убеждения, такие как монотеизм и политеизм, могли бы быть одновременно истинными. Но логически это невозможно.

Буддийская секта под названием «Жулайцзун» , основанная осужденным мошенником, приобрела тысячи последователей на Тайване.
Буддийская секта под названием «Жулайцзун» , основанная осужденным мошенником, приобрела тысячи последователей на Тайване.

Во-вторых, нейронаука и психология показали, что наш мозг может генерировать образы и звуки, которые на самом деле не присутствуют. Например, сны, которые мы видим ночью, какими бы яркими или реальными они ни казались, полностью создаются в нашем мозге — и мы это понимаем.

Кроме того, медикаменты или химические дисбалансы могут искажать наши ощущения. Принимая определённые грибы или наркотики, мы можем переживать галлюцинации, столь же интенсивные, как и любое духовное переживание.

В-третьих, все эти духовные переживания не могут быть проверены объективными средствами. Некоторые христиане утверждают, что Бог может общаться с нами через что-то вроде трипа от грибов. Но если это так, как мы можем отличить, какие части переживания действительно от Бога, а какие просто результат состояния опьянения?

Если метод прямого откровения Бога ограничивается переживаниями, которые не могут быть объективно проверены и не могут быть надёжно отделены от ощущений, вызванных сбоями нейронов, — переживания, которые могли бы произойти и без какого-либо божественного вмешательства, — не указывает ли это на то, что Бог не является необходимым объяснением для них?

Можно было бы подумать, что если Бог действительно хочет, чтобы Его присутствие было известно, Он использовал бы методы, которые недвусмысленно указывали бы на Него и не могли бы быть легко объяснены иначе, верно?

Чудеса
Что насчёт сообщений о божественных вмешательствах и необычных происшествиях? Почти всегда имеется естественное объяснение.

Возьмём, к примеру, исцеление. Теисты часто затрудняются исключить эффекты плацебо или другие факторы. Когда у больного раком человека исчезает опухоль без лечения после усердных молитв, некоторые христиане утверждают, что Бог исцелил этого человека. Такое спонтанное ремиссия рака, хотя и редкая, хорошо задокументирована, и учёные активно исследуют механизмы её возникновения.

Тот факт, что наши знания на данный момент ограничены, не означает, что Бог вмешался, чтобы сверхъестественно исцелить одних пациентов, оставив других страдать. Если христиане утверждают, что ремиссия рака является результатом ответов на молитвы, бремя доказательства лежит на них, чтобы продемонстрировать, что у пациентов, за которых молятся, ремиссия наступает чаще, чем у тех, за кого не молятся.

Более того, если Бог всемогущ, мы ожидали бы увидеть случаи чудесных исцелений, которые не поддаются никаким естественным объяснениям, например, когда конечности регенерируют за считанные секунды. Однако, Бог, кажется, исцеляет только те состояния, которые можно объяснить естественными причинами.

Христиане часто быстро отвергают исцеления в других религиях, приписывая их демонам, пытающимся сбить людей с толку. Однако они редко объясняют, как они могут быть уверены, что исцеления среди их единоверцев происходят от Бога, а не от других божеств, демонов, духов или иных нефизических сущностей.

-5

Даже если мы признаем, что демоны и духи могут существовать и иметь сверхъестественное влияние на материальный мир, разве мы не ожидали бы гораздо большего от вселюбящего, всемогущего Бога? Мы должны были бы увидеть значительно больше случаев исцелений среди христиан — или, что ещё лучше, меньше случаев болезней среди христиан вообще, благодаря сверхъестественным благословениям их истинного Бога.

Но разве это то, что мы наблюдаем сегодня? Вовсе нет. Дети-христиане сталкиваются с теми же рисками развития рака, что и дети-нехристиане. Более того, кажется, что этот вселюбящий Бог не вмешивается в страдания, которые люди испытывают по всему миру. Болезни и природные катастрофы уносят миллионы жизней каждый год. Эта суровая реальность представляет собой серьезный вызов понятию вселюбящего и всемогущего Бога.

Молчание Бога оглушительно.


Все знаки, которые мы ожидали бы увидеть, если бы существовал всемогущий и вселюбящий Бог, отсутствуют в этом мире. Сам факт, что дебаты о существовании Бога продолжаются, наносит серьезный удар по теизму.

Христиане могут прибегать к любым умственным акробатическим трюкам, чтобы оправдать Бога за то, что Он не раскрывает Себя явно, но реальность такова: этот мир выглядит точно так же, как если бы всемогущий и вселюбящий Бог не существовал.

Для христиан Бог действует таинственными путями, но для атеистов нет никакой тайны. Не существование такого Бога хорошо объясняет то, что мы наблюдаем в мире.