Найти тему
Всегда Котов

Архитектура Павелец-Московской ветви Рязанско-Уральской ЖД. Станция третьего класса.

Оглавление

В 1900 -м году заработала Павелец-Московская (именно так, а не наоборот) ветвь РУЖД. В 2025-м исполняется 125 лет, как-никак пятый юбилей!  Она, конечно, и до этого эксплуатировалась, о чем говорят, например, циферки на фасаде станции 5-го класса (по тогдашней классификации) Жилёво, или фото встречи командующего Московским Военным округом Великого Князя Сергея Александровича на Каширском вокзале в 1899-м, но частями. Пока не заработал Роомский мост, ни о каком сквозном движении на ветви речи не было.

В августе меня пригласили провести экскурсию по Станции. Ну как экскурсию: планировалось, что будет народ, но, в конечном итоге, остались организатор мероприятия Александра Шмелева, ее муж и старшая дочка. Выход состоялся в субботу 17-го. Все здорово: прекрасная погода, интересная беседа, два часа и почти 4 км пешего пути прилетели как одно мгновение. Но главное здесь не в этом. Главное в работе по подготовке экскурсии, сбор информации, её осмысление и последующая рефлексия. Плоды этой моей рефлексии сконцентрированы в этой статье.

Это вторая часть статьи. С первой можно ознакомиться здесь

Станция третьего класса

Такая станция на Павелец-Московской ветви была одна. Кашира пассажирская. На Данков-Смоленской ветви, кстати, таких было три: Козельск, Белёв и Ельня. А еще  Сухиничи-Узловые - станция на пересечении с Киевским ходом, где тоже был построен вокзал станции третьего класса.

Вокзал станции третьего класса РУЖД
Вокзал станции третьего класса РУЖД

Станции третьего класса полагался, помимо всего прочего, вокзал третьего класса с буфетом или без оного. Судя по биографии Бориса Щукина, отец которого был буфетчиком и переехал в Каширу как раз за новым назначением, буфет в каширском вокзале имелся.

Состав помещений здания вокзала станции третьего класса РУЖД
Состав помещений здания вокзала станции третьего класса РУЖД

Станций третьего класса сильно меньше, чем станций пятого, поэтому изучение их на примерах весьма затруднительно, тем более, что часть примеров просто утрачено.

Вокзал станции Белёв
Вокзал станции Белёв

Вокзал в городе Белёве,

Вокзал на станции Ельня (фото времен оккупации, по-моему)
Вокзал на станции Ельня (фото времен оккупации, по-моему)

Вокзал в городе Ельня

Вокзал в "злом" городе Козельске,
Вокзал в "злом" городе Козельске,

Вокзал на станции Сухиничи-Узловые.Вокзал на станции Сухиничи-Узловые. Ну и в Кашире, само собой!

Вокзал на станции Сухиничи-Узловые.
Вокзал на станции Сухиничи-Узловые.
Вокзал на станции Кашира
Вокзал на станции Кашира

Что сразу бросается в глаза: изначально одноэтажные вокзалы с центральной композицией, аттиками и острыми башенками в композиции центрального портала не оштукатурены и имеют цвет и текстуру кирпича. Все остальные фасадные работы проведены позже. С башенками в Кашире как-то сразу всё пошло не по плану: их не построили. Башенки были, но в рудиментарном виде. Из начала ХХ-го века до нас дошли только три вокзала. Вот современное состояние сохранившихся.

Вокзал Козельска
Вокзал Козельска

Вокзал Козельска я видел собственными глазами: из Узловой когда-то ходил пригородный поезд Узловая-Белёв, странно ехавший через Тулу Третью и Суворов в Козельск, а потом в Белёв. К настоящей РУЖД относится только конечный участок пути, все остальное - Сызрань-Вяземская дорога и перемычка Тула-Козельск. Ездили мы с женой в Оптину пустынь ранней весной 2007-го года. Место хоть и туристическое, но мне оно тогда показалось совсем заброшенным. Может быть сейчас стало получше.

Вокзал станции Ельня
Вокзал станции Ельня

Станция Ельня тоже  туристический город. В связи с Великой отечественной войной, конечно

Станция Белев
Станция Белев

Больше всех повезло Белевскому вокзалу: когда по Данков-Смоленскому ходу прекратилось сквозное движение его сделали музеем. Отношение к  железнодорожной  истории в Тульской области вообще вызывает завить: область доводит вокзалы действующих станций до идеального туристического состояния.

Вокзал станции Сухиничи-Узловые
Вокзал станции Сухиничи-Узловые

На станции Сухиничи-Узловые вокзал начала двадцатого века был полностью разрушен при обороне и освобождении города. Теперь вокзал там новый - построенный после войны в стиле сталинский ампир.

Каширскому вокзалу досталась самая незавидная судьба: благодаря кривым рукам дорожных строителей, в начале 80-х основание и стены здания начали замокать от воды с дороги. Вокзал решили без сожаления снести. Ну и что такого? В стране строится БАМ и десятки вокзалов у черта на рогах! Что нам стоит построить вокзал около Москвы!? Ерунда! Мы тут как раз за обновление Московско-Павелецкой линии взялись: выстроили новый огромный Павелецкий вокзал, расширили товарную станцию в Кашире, Ожерельевский узел полностью переделали!

Кашира. Вокзал. Конец 70-х
Кашира. Вокзал. Конец 70-х

Вот возьмем сейчас и построим новый современный вокзальный комплекс! Нужно только старый снести. Даже переходной мост поменять успели. А вокзал - нет. Почти двадцать лет не было в Кашире вокзала! А потом построили совсем крохотный. Ну и на том спасибо. Времена то какие были! Голодные! На станции ведь теперь пассажирские поезда не останавливаются. Хватит вам и такого.

Котов Роман сентябрь 2024г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2024/09/blog-post_5.html