В 1900 -м году заработала Павелец-Московская (именно так, а не наоборот) ветвь РУЖД. В 2025-м исполняется 125 лет, как-никак пятый юбилей! Она, конечно, и до этого эксплуатировалась, о чем говорят, например, циферки на фасаде станции 5-го класса (по тогдашней классификации) Жилёво, или фото встречи командующего Московским Военным округом Великого Князя Сергея Александровича на Каширском вокзале в 1899-м, но частями. Пока не заработал Роомский мост, ни о каком сквозном движении на ветви речи не было.
В августе меня пригласили провести экскурсию по Станции. Ну как экскурсию: планировалось, что будет народ, но, в конечном итоге, остались организатор мероприятия Александра Шмелева, ее муж и старшая дочка. Выход состоялся в субботу 17-го. Все здорово: прекрасная погода, интересная беседа, два часа и почти 4 км пешего пути прилетели как одно мгновение. Но главное здесь не в этом. Главное в работе по подготовке экскурсии, сбор информации, её осмысление и последующая рефлексия. Плоды этой моей рефлексии сконцентрированы в этой статье.
Это вторая часть статьи. С первой можно ознакомиться здесь
Станция третьего класса
Такая станция на Павелец-Московской ветви была одна. Кашира пассажирская. На Данков-Смоленской ветви, кстати, таких было три: Козельск, Белёв и Ельня. А еще Сухиничи-Узловые - станция на пересечении с Киевским ходом, где тоже был построен вокзал станции третьего класса.
Станции третьего класса полагался, помимо всего прочего, вокзал третьего класса с буфетом или без оного. Судя по биографии Бориса Щукина, отец которого был буфетчиком и переехал в Каширу как раз за новым назначением, буфет в каширском вокзале имелся.
Станций третьего класса сильно меньше, чем станций пятого, поэтому изучение их на примерах весьма затруднительно, тем более, что часть примеров просто утрачено.
Вокзал в городе Белёве,
Вокзал в городе Ельня
Вокзал на станции Сухиничи-Узловые.Вокзал на станции Сухиничи-Узловые. Ну и в Кашире, само собой!
Что сразу бросается в глаза: изначально одноэтажные вокзалы с центральной композицией, аттиками и острыми башенками в композиции центрального портала не оштукатурены и имеют цвет и текстуру кирпича. Все остальные фасадные работы проведены позже. С башенками в Кашире как-то сразу всё пошло не по плану: их не построили. Башенки были, но в рудиментарном виде. Из начала ХХ-го века до нас дошли только три вокзала. Вот современное состояние сохранившихся.
Вокзал Козельска я видел собственными глазами: из Узловой когда-то ходил пригородный поезд Узловая-Белёв, странно ехавший через Тулу Третью и Суворов в Козельск, а потом в Белёв. К настоящей РУЖД относится только конечный участок пути, все остальное - Сызрань-Вяземская дорога и перемычка Тула-Козельск. Ездили мы с женой в Оптину пустынь ранней весной 2007-го года. Место хоть и туристическое, но мне оно тогда показалось совсем заброшенным. Может быть сейчас стало получше.
Станция Ельня тоже туристический город. В связи с Великой отечественной войной, конечно
Больше всех повезло Белевскому вокзалу: когда по Данков-Смоленскому ходу прекратилось сквозное движение его сделали музеем. Отношение к железнодорожной истории в Тульской области вообще вызывает завить: область доводит вокзалы действующих станций до идеального туристического состояния.
На станции Сухиничи-Узловые вокзал начала двадцатого века был полностью разрушен при обороне и освобождении города. Теперь вокзал там новый - построенный после войны в стиле сталинский ампир.
Каширскому вокзалу досталась самая незавидная судьба: благодаря кривым рукам дорожных строителей, в начале 80-х основание и стены здания начали замокать от воды с дороги. Вокзал решили без сожаления снести. Ну и что такого? В стране строится БАМ и десятки вокзалов у черта на рогах! Что нам стоит построить вокзал около Москвы!? Ерунда! Мы тут как раз за обновление Московско-Павелецкой линии взялись: выстроили новый огромный Павелецкий вокзал, расширили товарную станцию в Кашире, Ожерельевский узел полностью переделали!
Вот возьмем сейчас и построим новый современный вокзальный комплекс! Нужно только старый снести. Даже переходной мост поменять успели. А вокзал - нет. Почти двадцать лет не было в Кашире вокзала! А потом построили совсем крохотный. Ну и на том спасибо. Времена то какие были! Голодные! На станции ведь теперь пассажирские поезда не останавливаются. Хватит вам и такого.
Котов Роман сентябрь 2024г.
Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2024/09/blog-post_5.html