Как уже говорил – именно псевдооператоры связи составляют львиную долю всех мошеннических звонков. Их реально сотни! В рамках Фрод-рулетки на 10 звонков 7-8 будут «операторами».
Выдался час относительного безделья-ожидания, закинул удочку и вот очередной «продлите_срочно_договор». И пришла мне в голову одна веселая мысль.
Но о веселых мыслях позже. Пока же – структура разговора, которую жулики стараются корректировать и совершенствовать, делая более реалистичной.
Ранее уже разбирали такие вот варианты:
В отличие от «звонящих из архива МФЦ», у операторов связи от зубов отскакивают статьи закона, постановления РКН и прочие реквизиты, оглашаемые с такой серьезностью, что обыватель спокойно поверит.
Далее в выдержках, по традиции, «Ж – жулик», «Я – ваш покорный слуга».
Что нового?
В начале разговора ничего нового нет. Немного видоизменился повод для продления.
«Жертве» загружают, что ранее направляли СМС с требованием явиться в салон сотовой связи, пытались дозвониться, но тщетно. Из-за этого все сроки истекли.
Ж: Давайте я вам разъясню. Дело в том, что из нашей компании вам ранее поступали звонки, чтобы вы явились в салон связи и самостоятельно продлили договор. Но так как у вас вчера был последний день для сохранения вашего номера, вам нужно сейчас договор либо продлить, либо ваша сим-карта будет заблокирована. Скажите, вы готовы сейчас продлевать договор или нет?
Я: Ну, это же надо в салон сотовой связи идти, как я понимаю?
Ж: Нет, это можно сделать в режиме дистанционного обслуживания.
Это важный очень момент и опасный для тех, кто что-то подобное слышал. Потому как при РЕАЛЬНОМ подтверждении данных абонента действительно вызывают в салон сотовой связи! Здесь же вводят в заблуждение, что ранее приглашали, но так как не смогли или не дошел – всё, сроки истекли! Особенно в свете последних поправок:
Далее предлагают выбрать срок от 1 до 5 или 10 лет. И еще один обманный маневр:
Ж: Сейчас вам сейчас поступит цифровая комбинация в то же диалоговое окно, куда вам ранее поступали все сообщения от нашего оператора. Это регистрационный код вашей заявки на пролонгацию договора. Попрошу вас эту комбинацию не называть мне. Это номер регистрационной заявки, с которой вы потом обратитесь в салон сотовой связи и получите бумажную версию вашего договора.
СМС-уведомление было уже вам направлено, попрошу вас ознакомиться и сообщить мне.
Я: А это куда оно поступит? На СМС, что ли, или куда? Где мне его искать?
Ж: Да, на СМС. Поступит Вам на СМС в то же диалоговое окно, куда Вам раньше поступали сообщения от нашего оператора. Еще оно могло прийти Вам в приложение. Приложение *название оператора*.
Я так понимаю, со стороны мошенника совершаются какие-то действия на восстановление пароля или вход на сайт/в приложение абонента. Это сделать просто, зная номер телефона и запросит вход, например, по СМС.
Жертва получит код, который никто не просит называть и, по задумке жуликов, должна успокоиться.
Так как звонок мне переадресован, то я, разумеется, ничего не получил и могу лишь догадываться. Но подтверждаю: да, все пришло!
Затем идет следующий этап забалтывания.
Ж: Хорошо, тогда данную информацию указал. Ведётся обработка ваших данных. Подскажите, касаемо тарифного плана, либо скорости интернета, всё ли вас устраивает?
Я: Да, ну, подешевле хотелось бы.
Ж: Дешевле. Смотрите, в случае продления договора в режиме дистанционного обслуживания, мы можем вам подключить персональную 20% скидку на последующее обновление пакетов предоставления услуг на последующие три месяца. Это абсолютно бесплатно.
Задаю еще несколько вопросов что да куда. Соглашаюсь.
Ж: Хорошо, тогда ваша персональная скидка будет вам подключена сразу после того как мы закончим процедуру. Это понятно?
Вот этой вот абсолютной лояльностью они подкупают собеседника.
При этом, я пробовал разные варианты. Начинаешь ругаться на связь - обещают горы золотые. Даже если ты всем доволен, то в подарок что-нибудь предложат. То 50% на полгода, то безлимит за 300 рублей. Короче не жадничают на обещания.
Затем переходят к легкому запугиванию и начинают «сорить» реквизитами законов.
Ж: Также обязан вас уведомить, что согласно постановлению Роскомнадзора ст. 44 ФЗ-126 «О связи» от августа месяца мы обязаны осуществлять проверку сведений об абоненте. Первичная проверка показала, что на сегодняшний день ваши данные не актуальны. То есть информация о вас неполная. Подскажите, как давно вы обращались в столицу? Подскажите, как давно вы обращались в салон сотовой связи для актуализации?
Я обычно включаю удивление-возмущение по однотипному сценарию, что недавно был, покупал вторую СИМ-карту, все сверяли и проверяли. Хороший способ подержать еще 2-3 минуты, пока «оператор» вновь описывает процедуру или вообще извиняется за некомпетентных сотрудников салона, якобы.
Финишная прямая... Клятва где?!
И вот мы подбираемся к главному и следует «финальный аккорд», ради которого все это и затевалось:
Ж: Сейчас, смотрите, объясняю, как будет проходить дальнейший процесс. Из-за того, что вам не сообщили, что нужно провести актуализацию данных, ваш договор, к сожалению, завис как раз-таки на 31%. Но в вашем случае подтвердить данные можно дистанционно через портал Госуслуги. В этом случае практически вся информация подгружается автоматически и будет сохранена в вашем личном кабинете.
Поскольку оператор не имеет права запрашивать никакой конфиденциальной информации касаемо паспортных данных, для этого вам поступят два сообщения от портала Госуслуги. Напоминаю, что СМС направляется с короткого номера 0919 либо маленькими буквами Госуслуги. Это понятно?
Я: Я знаю, понимаю.
И всеми нами любимое про «я отправитель, вы – получатель, нас двое, а третьим лицом не сообщайте».
Ж: Я первое лицо как отправитель, вы второе как получатель. Никаких третьих лиц здесь не присутствует.
Я: А почему тогда написано никому не сообщать сообщение?
Ж: Все правильно, вы не разглашаете это сообщение третьим лицам. Я вам еще раз говорю, я первое лицо как отправитель, вы второе лицо как получатель. Это конфиденциальность нашей компании.
Я: Обманом это все попахивает. Мошенничества очень много.
И далее уже начинаю врубать сомнения я.
Почему нужно всю вот эту тягомотину выслушивать? Да потому что если мы в самом начале начнем гнуть свою линию, то жулик «сбросится». А вот когда он уже все свои скрипты отработал, сомнения у жертвы «развеял», он не готов ее бросать без явного посыла.
А мы не посылаем. Мы скромно сомневаемся…
Я начал душнить на тему, что не могу быть на 100% уверен в том, то он – не мошенник!
Ж: У меня есть ваша личная информация, которую вы указывали в салоне сотовой связи при приобретении данной сим-карты. Это раз…
Я: Слушайте, ну эта информация есть у кого угодно. Вы слышали про закон сохранения положительной энергии? Верите в него?
Ж: Нет, не слышал.
Я: Ну вот давайте вы произнесете клятву, я поверю, что вы не мошенник. Но имейте в виду, если вы меня обманули, это 10 лет без денег, без к*кса и без хорошей жизни. Согласны?
Ж: Согласны…
Я: Повторяйте три раза. Перед лицом Вселенной клянусь, что не замышляю скверного.
Жулик, подавляя ржач, отвалился в тишину. На консультацию, вестимо. Или поржать. Секунд 30-40 не было точно.
Потом он пытался меня убедить, что ему светит выговор за всякие клятвы на рабочем месте, но я был непреклонен
Я: Вы опасаетесь все-таки, что 10 лет вы сможете жить в несчастье и невезении, если вы меня обманываете?
Ж: Такой-то такойтович! Единственное, чего я сейчас опасаюсь, это получить выговор от своего начальства из-за того, что я сейчас начну произносить эту клятву. Это не входит в мои должности и обязанности.
В итоге убедил и он согласился!
Ж: Диктуйте…
Я: Перед лицом вселенной клянусь, что не замышляю скверного.
Ж (повторяет):
Перед лицом вселенной клянусь, что не замышляю скверного.
Я: И ещё два раза.
Повторяет, при третьем прочтении пытается не ржать. Я же возмущаюсь! Ведь серьезная такая клятва!
Я: Ну можно серьезно! Это все серьезно! Но теперь получается, что если вы меня обманули, то сегодня у вас будет *расстройство пищеварения*, а еще 10 лет вы потом будете жить без денег и самое страшное без с*кса. Ну который вашей инициативой, а без вашей, может быть он и будет.
Жулик продолжает увещевать, что раз он пошел ради меня на такой шаг, то нужно сказать код и поверить ему.
Я же констатирую, что расстройство и прочие проблемы его все же настигнут, потому что он мошенник, после чего он отключается.
Запись второй части разговора, начиная с момента получения кода и необходимости его сообщить, ниже в оригинале ⬇
В заключение
Никаких выводов не вижу смысла делать. Основная цель обмана, если вдруг кто еще не в курсе, это получение доступа к учетной записи Госуслуг.
Развод реально уже настолько избитый, что отличается лишь нюансами разговора и уловками жуликов. Вроде новых тарифных планов и обманных "кодов".
Зато сколько можно замечательных сценариев придумать!
Я думаю, жулики будут рады проводить время интересно и весело, участвуя в самых разных постановках, нежели получать реальные коды. Верно? =)