Найти тему
Добрый Психологист

- Это ваш оператор. Есть ли проблемы с интернетом? – новый обзвон мошенников

Оглавление

Очередной весьма опасный для широких масс способ обмана доверчивых граждан. Жулики продолжают совершенствоваться, отрабатывая все новые и новые способы.

Небольшое отступление: ваш покорный слуга все-таки с очередной попытки получил доступ к Фрод-Рулетке – сервису от одного известного банка.

Не буду делать прямой рекламы, но вкратце сказать обязан. Суть сервиса проста и прекрасна: по вашему запросу система защиты от всякого рода жулья переадресовывает вам звонок реального мошенника.

Сидел такой персонаж в коллцентре, готовился код от Госуслуг получить, а попал к вам. А вы его ждете и говорите с ним о чем душе угодно. Сервис вам потом услужливо еще и стенограмму разговора скидывает для использования в работе и контенте.

Полдня сегодня радуюсь как ребенок из 90-х, получивший машинку на радиоуправлении.

В течение двух часов принимал звонки всяких "операторов сотовой связи", "специалистов ПФР" и прочих заблудших в совести персонажей.

Пока коллекционирую широко неизвестные и не обозревавшиеся способы обмана, а параллельно пишу небольшие сценарии для последующих увеселительных бесед с «повторяющимися» по способам обмана жуликами.

Интересно, как будут реагировать наши неуважаемые звонилы, если их "жертвой" вдруг окажется заблудившийся в лесу охотник? Скоро узнаем))

Нет, времени не жалко, наоборот - я готов его выделять! У меня, помимо этого блога, еще несколько направлений, как моих собственных, так и смежных, куда регулярно требуется подобный контент. А тут он сам тебе звонит, только обрабатывать успевать бы. Красота!

Итак, к жуликам…

Вам звонит оператор связи!

Первоначально развод выглядел стандартно: звонок оператора сотовой связи.

- Ага, договор, видимо, «продлевать» собираются… - подумалось мне и уже было решил изобразить одного из запланированных и проработанных персонажей, которого я обязательно как-нибудь изображу и залью беседу.

История с продлением уже банальна донельзя, описывалась:

Но все оказалось немного иначе.

Далее по тексту:

Я – это я, Ж1 и Ж2 – это жулики, разные. Да, их было двое. В текстовой стенограмме опускаю значительные не имеющие значения моменты разговора, которые буду комментировать по ходу текста.

Цель в этом случае была удержать по максимуму, так что моим Альтер Эго в этот раз был не совсем грамотный, тормозный и бурчащий персонаж.

Ж1: Добрый день, *такой-тович!* Меня зовут Михаил, я оператор сотовой связи компании МТС. Хорошо меня слышно, подскажите.
Я: Да, да.
Ж1: Наша компания обязует вас уведомить о плановой замене оборудования на вышках сотовой связи для улучшения качества связи и мобильного интернета. Вы подскажите, ранние проблемы со связью или с интернетом были у вас? Замечали, возможно.
Я: Да, встречались.
Ж1: А на что именно, подскажите?
Я: Плохо слышно, интернет не грузит нормально.

Тут я описываю проблемы, оператор задает достаточно грамотные вопросы. Пропадает ли сеть? Полный ли сигнал? Что обозначается в верхней части экрана – 3G, LTE или просто E.

Ж1: Я вас понял. В таком случае вам просто необходимо обновить настройки поиска сети, чтобы текущая сим-карта работала корректно с новым оборудованием. Это выполняется через приложение МТС. Вы им пользуетесь, подскажите?
Я: Да.
Ж1: Отлично. И также подскажите, телефон у вас на операционной системе iPhone, либо же Android пользуетесь?
Я: Андроид.

Тут отступление. Я, услышав о приложении, уже понял цель развода – установка непонятного приложения для получения доступа к телефону или СМС. А так как в действительности у меня "яблоко", а "яблочникам" они приложения не ставят в силу некоторых организационно-технических сложностей, то меня будут выманивать на демонстрацию экрана или на WhatsApp. Уже сталкивался с таким. Выманивать, кстати, все равно пытались.

Ж1: Андроид у вас, понял. В таком случае настройка не трудная, занимает буквально 5 минут вашего времени. Я вас перенаправлю на специалистов технического отдела, и они вас более детально проинформируют. Хорошо?
Я: Давайте, да.
Ж1: Все, ожидайте на линии, не отключитесь.

Примерно минуту играла музыка, типичная для ожидания на линии. Ответил уже ДРУГОЙ человек.

Тут я предположу, вас в зависимости от полученных ответов, первичный «оператор» передает вас коллегам по профилю.

Если бы я ответил, что со связью все ОК (в следующий раз, если позвонят – отвечу так), то меня бы отправили «договор продлевать» или еще что-то проверять.

Так же мог быть другой сценарий для "яблочников". А возможно просто нужно время "передать" информацию "коллеге" и параллельно усыпить бдительность.

Те же и "техподдержка"...

Ж2 - жулик номер два, не забываем.

Ж2: Вас приветствует технический отдел компании МТС. Меня Антон зовут, я оператор. Я вижу, вас уже наши операторы проинформировали за импортозамещение. Подскажите, пожалуйста, все ли вам было понятно. И я вам помогу из настройки сим-карты обновить таким образом, чтобы вы и на 5G перешли, и номер телефона при этом сохранили.

Я пару минут задавал бестолковые вопросы о том, могут ли быть связаны с этими проблемами зависания Интернета, медленная работа Ютуба, «лаги» в игре и так далее. Дядя радостно и охотно меня убеждал, что все-все исправят-починят «прям щас». Нужно только установить приложение…

Ж2: Ставим телефончик на громкую связь. Выполняйте вход в приложение МТС.
Я: Сейчас, минутку. Да, вот что-то плохо очень интернет работает.

И прерывисто «булькаю». А...не...ну... так... став...

Да-да, оператор, вот такая вот… связь.

Ж2: Что-что? Еще раз скажете? Плохо слышно!
Я: Интернет не работает. Пошел вроде бы. Это все из-за этого, да? Надо же, все так просто, а я уже мучаюсь столько! Это точно поможет?

Да, третий раз спрашиваю. Знаю, душный я. Говори-говори, таймер капает…

Ж2: Смотрите, интернет может плохо действительно работать по двум причинам. Во-первых, потому что мы с вами общаемся по GSM-связи, такое иногда бывает. Во-вторых, потому что выполняются технические работы. Мы вообще абонентов при переходе на новый стандарт связи переводим на интернет-линию, но у вас, я вижу, номер телефона, текущий конкретно, *префикс*, он в мессенджере WhatsApp не зарегистрирован. Вы WhatsApp используете?
Я: Да, конечно.
Ж2: А используете его, я так понимаю, на другом номере телефона, правильно? Уточните, пожалуйста, номер телефона, я просто вам перезвоню по Интернет-линии. Так будет гораздо проще и быстрее.

Засада! Нужен срочно резервный номер, который можно «засветить» подставить под удар. Решу в ближайшее время, один из старых рабочих не сильно нужен. Надо пробить и посмотреть, что на него есть в «открытых источниках».

Пока что приходится играть…

Я: Да нет, давайте так решать, через приложение. Телефон просто в данный момент не при мне.
Ж2: Просто мне вас в любом случае придется переводить на интернет-линию.

Ага. Жуликам нужен звонок через WhatsApp для последующего включения трансляции экрана. Подобную историю уже рассказывала одна читательница.

В ходе трансляции экрана жертве или скинут запрос на код в приложение МТС, перехватив его (а через приложение выставят переадресацию всех СМС) или же вообще «восстановят Госуслуги» и далее по накатанной.

Я: Боюсь, мы это никак не сделаем. Тогда отложим, либо решаем так, как вы предложили.
Ж2: Хорошо, давайте попробуем в таком случае сделать следующим образом. Выйдите, пожалуйста, на главный экран телефона и зайдите в приложение Google Play, Play Market.
Я: Для чего? Нам же приложение нужно, МТС. Оно есть, вот оно у меня.
Ж2: Мы будем включать приложение МТС-ассистент, которое позволит удаленно обновить настройки вашей сим-карты на новое техническое оборудование. Нашего нового оборудования, нашей новой техники отечественной, потому что, вы в курсе же, из-за санкций есть сложности с оборудованием, оно устарело. Вот мы и меняем на новое.
Я: Хорошо, сейчас. Как называется еще раз?

Приложение, якобы, звалось МТС-ассистент-РФ, мне его нужно было найти и установить. Ввиду отсутствия под рукой PlayMarket’a не представляю как оно там выглядит и мне пришлось импровизировать. 100% могу сказать, что к реальному оператору МСТ оно отношения вообще не имеет.

Сперва я ввел название на английском, потом перепутал местами части названия. Короче тупил так, аж стыдно стало за виртуальное мое Альтер Эго. Как можно быть таким-то... далеким от разума?!

Эх...

Жулик начал заметно нервничать. Я стал встречно начал психовать на «неработающий Интернет».

Потом вообще выяснилось, что я ищу приложение на РуСторе. Мда, стыдно за себя. Такой вот… не очень шарящий!

Но мой собеседник не сдавался. Вот бы всей настоящей техподдержке такое упорство и навыки работы с клиентами!

Ж2: Зайдите в Google Play, я вам пошагово, поэтапно объясню. Пишите в поиске ассистент, пробел МТС, пробел РФ. Ассистент, две буквы С. А-систент, пробел МТС, три буквы М. Михаил, Т. Тёма, С. Сергей, МТС. Пробел РФ, больших букв.
Я: Да. Вижу.
Ж2: Вот теперь нажимаете на клавишу enter клавиша поиск она может выглядеть как кнопка виде лупы маленькая увеличительная стеклышко. Видите? И у вас первое приложение в списке должно быть вот оно как мтс тоже красная иконка только вместо яйца внутри там будет просто обновленная картинка 4 квадратика два белых на скульптуре два красных видите такое приложение
Я: Да, сейчас его поставить надо?

Через пару минут приложение мы «нашли». Естественно, не получилось поставить.

Но «техподдержка» старалась, предвкушая уже несколько сотен тысяч кредитов, а то и больше. Ну такой ведь чудик попался, телефоном пользоваться на умеет. Все сдаст!

Ж2: Вот, замечательно, замечательно, нажимаете на него и на клавишу установить. Как откроете приложение, проинформируйте меня, там из нюансов только то, что когда его открываете, у вас там будет кнопка «Начать работу»…

Далее последовало нудное объяснение, прерываемое моими вопросами. Связь, к слову, реально стала отвратной. Хоть я к МТС никакого отношения не имею =)

Ж2: Что там у вас? Нажали? Отображается?
Я: Загружается медленно, очень медленно загружается.
Ж2: Очень медленно это потому, что мы с вами в GSM общаемся. То есть, нету Интернет-линии у вас, поэтому это действительно может занимать немножко больше времени, чем у других абонентов.
Я: Очень медленно! Кошмар. Загрузится, наверное. Я надеюсь, мы это исправим наконец-то, уже просто вот зла не хватает на вас и Интернет ваш!
Ж2: А что вы не злитесь, зачем злиться? Злиться ни к чему.
Я: Грузится вот уже процентов 60 наверно.

Жулик вдруг начал хихикать. Видимо я спалился, нет процентов там в загрузке…

Ж2: Главное вы не грузитесь, все будет хорошо. Вы стараетесь, у вас получается или вы не стараетесь?
Я: Догрузится скоро. Всё, шесть минут может, еще пять загрузится, не знаю.
Ж2: Да ну вы что-то, вы перегибаете, мне кажется, палку…
Я: Все! Вроде бы загрузилась.
Ж2: Хорошо, открывайте приложение. Что вы видите?
Я: Белый экран…
Ж2: Не может он таким быть, что вы мне *нецензурно врете*!

Всё, жулик сдался. Матюкаццо аж начал. Чуть более 10 минут, маловато. Надо запасаться терпением и тренировать максимально серьезный, озадаченный голос. Без ехидства.

Концовку разговора в оригинале в Телеграме, по традиции, оставил. Смысла она уже не имеет, только поржать.

Кстати, не забываем подписываться. Там много всего интересного!

Что у нас в сухом остатке?

Как уже говорил, жулье подстраивается под современные реалии ОЧЕНЬ быстро. Вот буквально на днях обсуждали в комментариях, что ввиду введенного ограничения на 20 СИМ-карт/человек наши неуважаемые товарищи-звонящие наверняка возьмут на вооружение и будут людям уши полировать.

И таки взяли! Сегодня уже поймал. По ссылке выше в ТГ найдете фрагмент, отдельной статьи им пока слишком жирно будет, разговор небольшой был. Суть во включении "проверенных номеров" в единый реестр, т.к. очень много "левых симок". И ведь правда. Неправда лишь в том, что ПОКА это никто и никак не проверяет. Нет механизмов!

А этот обман опасен тем, что:

  1. Практически у каждого абонента есть проблемы с сотовой связью. Обязательно кто-то кого-то не слышит, где-то и что-то не загрузиться, о чем обязательно абонент сообщит представителю оператора. Поругать за качество оплаченных услуг – это же милое дело!
  2. Не у всех есть достаточная техническая грамотность, чтобы разобраться во всех нюансах. Формально наш жулик «чешет» около-правду: старые 10-15+ лет СИМ-карты действительно не работали с 4G (LTE) и их приходилось менять. Физически, с сохранением номера. Кто-то что-то слышал и обязательно поверит, что какие-то настройки улучшат качество связи.
  3. Многоэтапность. Сперва оператор, потом переключение, новый сотрудник, забалтывание и так далее. Даже соц.реклама у нас, в основной массе, оберегает от «прямых» действий – у вас сразу просят код или деньги, что-то требуют. А тут… ну реально ведь как оператор, да?

Поэтому к традиционному «не высылайте кодов» добавляем «не ставьте всякое непонятное на телефон». Даже если оператор просит. Даже если выглядит как оператор и говорит как оператор. И термины операторские. Если сомневаетесь – отключитесь и позвоните в поддержку НАСТОЯЩЕГО оператора, номер в Интернете найти легко и просто.

Не забываем делиться статьей и рассказывать друзьям и близким.

«Нравлик» по традиции, остальное – по желанию…