- По реквизиту всё нашли, кроме камня. Камень вам нужно будет самим на улице искать. Найдёте?..
- Вы знаете, всего три билета продали. Вы будете всё равно выступать или отменяем? Только надо этот вопрос решить буквально в течение получаса...
- А есть смысл для трёх человек выступать?
- Но ведь столько готовились, пробивали, жалко будет, если откажемся...
- Если откажемся, у нас личное время будет, хоть погуляем, а то на фестивале у нас свободного времени вообще нет...
- Настоящий артист будет выступать даже перед одним зрителем...
А загадали мы этот первый выездной показ ещё в 2023 году. В Вологде, во время одной из творческих встреч в рамках фестиваля "Рубцовская Осень". Прочитали стихотворение, я исполнил песню (под гитару, тогда ещё аранжировок не было). И кто-то из вологжан тогда проникся и сказал:
- Привозите к нам ваш спектакль целиком.
И уже в поезде, на обратном пути в Самару, мы проговорили: хорошо бы действительно в следующую "Рубцовскую Осень" показать и этот наш спектакль.
А спектакль ещё надо было сделать! Был первый, акустический вариант - на двоих. А мы захотели уже полноценный вариант, с аранжировками - и на троих.
И сделали. В феврале 2024-го в Самаре состоялась наша премьера.
Однако с Вологдой дело обстояло сложнее. Нужно было найти площадку. Нужно было договориться с организаторами "Рубцовской Осени", чтобы нам разрешили показать не-Рубцовское мероприятие на этом фестивале. Нужно было заплатить за аренду помещения. Нужно было, в конце концов, привлечь зрителей.
Да, и нужно было снова перестраивать спектакль на двоих. Лариса - первый человек, который поверил во всю эту нашу затею, помог с выходом на премьерные самарские площадки - поехать в Вологду не смогла.
Лена, как старший (и, наверное, строгий) преподаватель университета, взялась за подготовку серьёзно. Поэтому мы несколько раз репетировали до отъезда. Потом репетировали в поезде (хорошо, что в купе ехали и со своей компанией). Потом уже ночью в гостиничном номере - а другого времени не было, фестивальный график очень плотный. Радовало только то, что мы получили добро на выступление.
...
- Вы знаете, всего три билета продали. Вы будете всё равно выступать или отменяем? Только надо этот вопрос решить буквально в течение получаса...
- А есть смысл для трёх человек выступать?
- Но ведь столько готовились, пробивали, жалко будет, если откажемся...
- Если откажемся, у нас личное время будет, хоть погуляем, а то на фестивале у нас свободного времени вообще нет...
- Настоящий артист будет выступать даже перед одним зрителем...
Мы всё-таки выбрали быть настоящими артистами.
А потом, в процессе подготовки, уже и забыли, сколько у нас зрителей. Не до того. Сцена, реквизит, затемнение, освещение, звук - а времени до начала уже совсем ничего, а надо чуть-чуть прогнать, а надо притереться, потому что репетировали без звукаря, а Ирина Николаевна и Андрей впервые видят и спектакль, и фонограмму, и друг друга...
Зрителей пришло 6 вместо ожидаемых 3. Мало? Нет, нам не было мало. Мы и такого уже не ожидали. 6 человек - хороший круг для хорошего разговора о важном. А наш спектакль - это именно разговор о важном. К нам пришли настроенные, благодарные, думающие люди. Одной из пришедших была Александра Колотий - прекрасная певица и педагог, наша хорошая знакомая. Перед нашим спектаклем Александра сама 2 программы откатала - причём на выезде. К нам пришла, уже падая от усталости. Так ещё и подарок нам подарила. Разве этого мало? Разве надо всё мерить количеством, массовостью?
Словосочетание "ловить кайф" не очень уместно, когда рассказываешь и поёшь о Хиросиме. Но... что-то близкое к этому было у нас, игравших спектакль. То есть у меня и у Лены. Какое-то удивительное чувство свободы, полёта, лёгкости. Да, лёгкости, - несмотря на весь дикий ужас происходящего. Люди исчезают, от них остаются только тени на домах. Девочка рождается уже облучённой. Влюблённые уже знают о своей скорой участи. Первая красавица Хиросимы ещё завлекающе улыбается - но...
Смерть, как старуха в простом кимоно
Смотрит, оскалясь.
Сколько тебе ещё жить суждено -
Знает анализ...
Где-то у нас музыка ярая, рОковая - как в "Балладе о вьюнке". Где-то мелодии оттеняют трагедию, льются тихим и улыбающимся японским ручейком - как в песне "Купите, пожалуйста, сувениры". Но всё сливается в одно - в поток, который несёт тебя, уже захватил и тебя, живущего на сцене, и других, живущих в зрительном зале...
- Спасибо вам большое! Нас бы больше пришло, но очень много сейчас мероприятий в Вологде, очень трудно выбрать...
- У моего мужа день рождения сегодня. И я ему решила подарок сделать - позвала на ваш спектакль. И мы оба очень рады, что сегодня пришли...
Собственно, "Тень Человека" состоит из трёх элементов. Первый - песни, второй - стихи. А третий - общение со зрителем после. Наш рассказ о проекте, об истории спектакля (а она с каждым разом всё длиннее) - и обратная связь от зрителей. Эта третья часть тоже очень важна. После такого "взрывного" действа нельзя отпускать зрителей просто так. Нужно, чтобы всё улеглось. Нужно выдохнуть, проговорить. Нужно обязательно сказать о том, что стихи Матусовского на самом деле - жизнеутверждающие, даже когда он пишет о такой большой беде. И это чувствует каждый, кому Матусовский дорог.
И мы рады, что таких тоже с каждым днём всё больше...
_____________________________
Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)