Найти в Дзене
О гениях и не только

"Тень Человека": премьера нашего спектакля в Вологде

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

- По реквизиту всё нашли, кроме камня. Камень вам нужно будет самим на улице искать. Найдёте?..

- Вы знаете, всего три билета продали. Вы будете всё равно выступать или отменяем? Только надо этот вопрос решить буквально в течение получаса...

- А есть смысл для трёх человек выступать?
- Но ведь столько готовились, пробивали, жалко будет, если откажемся...
- Если откажемся, у нас личное время будет, хоть погуляем, а то на фестивале у нас свободного времени вообще нет...
- Настоящий артист будет выступать даже перед одним зрителем...

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

А загадали мы этот первый выездной показ ещё в 2023 году. В Вологде, во время одной из творческих встреч в рамках фестиваля "Рубцовская Осень". Прочитали стихотворение, я исполнил песню (под гитару, тогда ещё аранжировок не было). И кто-то из вологжан тогда проникся и сказал:
- Привозите к нам ваш спектакль целиком.

И уже в поезде, на обратном пути в Самару, мы проговорили: хорошо бы действительно в следующую "Рубцовскую Осень" показать и этот наш спектакль.

А спектакль ещё надо было сделать! Был первый, акустический вариант - на двоих.
А мы захотели уже полноценный вариант, с аранжировками - и на троих.

И сделали. В феврале 2024-го в Самаре состоялась наша премьера.

Однако с Вологдой дело обстояло сложнее. Нужно было найти площадку. Нужно было договориться с организаторами "Рубцовской Осени", чтобы нам разрешили показать не-Рубцовское мероприятие на этом фестивале. Нужно было заплатить за аренду помещения. Нужно было, в конце концов, привлечь зрителей.

Да, и нужно было снова перестраивать спектакль на двоих. Лариса - первый человек, который поверил во всю эту нашу затею, помог с выходом на премьерные самарские площадки - поехать в Вологду не смогла.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Лена, как старший (и, наверное, строгий) преподаватель университета, взялась за подготовку серьёзно. Поэтому мы несколько раз репетировали до отъезда. Потом репетировали в поезде (хорошо, что в купе ехали и со своей компанией). Потом уже ночью в гостиничном номере - а другого времени не было, фестивальный график очень плотный. Радовало только то, что мы получили добро на выступление.
...

- Вы знаете, всего три билета продали. Вы будете всё равно выступать или отменяем? Только надо этот вопрос решить буквально в течение получаса...

- А есть смысл для трёх человек выступать?
- Но ведь столько готовились, пробивали, жалко будет, если откажемся...
- Если откажемся, у нас личное время будет, хоть погуляем, а то на фестивале у нас свободного времени вообще нет...
- Настоящий артист будет выступать даже перед одним зрителем...

Мы всё-таки выбрали быть настоящими артистами.
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

А потом, в процессе подготовки, уже и забыли, сколько у нас зрителей. Не до того. Сцена, реквизит, затемнение, освещение, звук - а времени до начала уже совсем ничего, а надо чуть-чуть прогнать, а надо притереться, потому что репетировали без звукаря, а Ирина Николаевна и Андрей впервые видят и спектакль, и фонограмму, и друг друга...

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Зрителей пришло 6 вместо ожидаемых 3. Мало? Нет, нам не было мало. Мы и такого уже не ожидали. 6 человек - хороший круг для хорошего разговора о важном. А наш спектакль - это именно разговор о важном. К нам пришли настроенные, благодарные, думающие люди. Одной из пришедших была Александра Колотий - прекрасная певица и педагог, наша хорошая знакомая. Перед нашим спектаклем Александра сама 2 программы откатала - причём на выезде. К нам пришла, уже падая от усталости. Так ещё и подарок нам подарила. Разве этого мало? Разве надо всё мерить количеством, массовостью?

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора
Словосочетание "ловить кайф" не очень уместно, когда рассказываешь и поёшь о Хиросиме. Но... что-то близкое к этому было у нас, игравших спектакль. То есть у меня и у Лены. Какое-то удивительное чувство свободы, полёта, лёгкости. Да, лёгкости, - несмотря на весь дикий ужас происходящего. Люди исчезают, от них остаются только тени на домах. Девочка рождается уже облучённой. Влюблённые уже знают о своей скорой участи. Первая красавица Хиросимы ещё завлекающе улыбается - но...

Смерть, как старуха в простом кимоно
Смотрит, оскалясь.
Сколько тебе ещё жить суждено -
Знает анализ...

Где-то у нас музыка ярая, рОковая - как в "Балладе о вьюнке". Где-то мелодии оттеняют трагедию, льются тихим и улыбающимся японским ручейком - как в песне "Купите, пожалуйста, сувениры". Но всё сливается в одно - в поток, который несёт тебя, уже захватил и тебя, живущего на сцене, и других, живущих в зрительном зале...

- Спасибо вам большое! Нас бы больше пришло, но очень много сейчас мероприятий в Вологде, очень трудно выбрать...

- У моего мужа день рождения сегодня. И я ему решила подарок сделать - позвала на ваш спектакль. И мы оба очень рады, что сегодня пришли...

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Собственно, "Тень Человека" состоит из трёх элементов. Первый - песни, второй - стихи. А третий - общение со зрителем после. Наш рассказ о проекте, об истории спектакля (а она с каждым разом всё длиннее) - и обратная связь от зрителей. Эта третья часть тоже очень важна. После такого "взрывного" действа нельзя отпускать зрителей просто так. Нужно, чтобы всё улеглось. Нужно выдохнуть, проговорить. Нужно обязательно сказать о том, что стихи Матусовского на самом деле - жизнеутверждающие, даже когда он пишет о такой большой беде. И это чувствует каждый, кому Матусовский дорог.

И мы рады, что таких тоже с каждым днём всё больше...

_____________________________

Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)