Весной 2024 года в правоохранительные органы Волгограда обратилась местная жительница с заявлением о безвестном исчезновении своего зятя. Женщина рассказала, что рано утром 15 марта 2024 года муж её дочери на своем автомобиле направился в республику Калмыкию, где, с его слов, собирался взять частный кредит в размере более 20 миллионов рублей. После этого он перестал выходить на связь, в том числе со своей супругой.
В ходе организованных поисковых мероприятий в безлюдном месте у автодороги «Москва — Волгоград» на территории Воронежской области был обнаружен автомобиль, принадлежавший разыскиваемому, при этом порядок в салоне иномарки был нарушен, двигатель заведен, но самого хозяина транспортного средства нигде не было.
Поскольку обстоятельства исчезновения мужчины давали веские основания полагать, что в отношении него совершено преступление, органами СКР незамедлительно было возбуждено уголовное дело по статье «убийство», а расследование поручено наиболее опытным следователям первого отдела по расследованию особо важных дел регионального управления Следственного комитета.
Следователи установили, что потерпевший являлся крупным коммерсантом и ранее был соучредителем известной в городе сети автошкол. Имел интересы в различных бизнес-структурах не только Волгограда, но и Москвы, однако в последнее время бизнес находился в упадке, в связи с чем у потерпевшего появились долговые обязательства перед банками и физическими лицами. Сотрудники областного управления СКР во взаимодействии с оперативными службами региона тщательно и поэтапно отрабатывали различные версии таинственного исчезновения мужчины, приоритетной из которых была расправа со стороны кредиторов.
В то же время в ходе кропотливой работы следственно-оперативной группы одна за другой стали выясняться интересные детали: ранее потерпевший никогда не ездил в Волгоград на автомобиле, предпочитая авиаперелеты; в этот раз перед отъездом он впервые оставил супруге доступ к банковскому счету с крупной денежной суммой; при последнем с ней разговоре он сказал, что едет за рулем и у него садится телефон, однако впоследствии в машине были обнаружены зарядные устройства.
Анализ передвижения автомобиля потерпевшего показал, что до крупных населенных пунктов в Калмыкии он не доехал, а, пробыв на территории республики не более одного часа, развернулся и направился обратно. Более того, допрошенные в рамках дела лица из числа близкого окружения коммерсанта отрицали наличие у него знакомых и коммерческих связей в этом регионе.
На основании этих данных следствием была выдвинута версия об инсценировке собственного похищения.
По мере получения в рамках расследования дела заключений генетических и иных экспертиз, проведения поисковых мероприятий, осмотров мест происшествий и допросов всех лиц, имеющих отношение к потерпевшему, все больше складывалось впечатление, что он действительно «разыграл» преступление. Понимая, что в одиночку такое сделать коммерсант не мог, следователи стали искать «помощников» среди его близких друзей. Впоследствии были получены неопровержимые доказательства причастности одного из них. Под давлением улик приятель бизнесмена признался, что помог совершить инсценировку безвестного исчезновения, и сообщил адрес, где находится разыскиваемый.
В ходе допроса бизнесмен рассказал, что в период кризиса 2020-2023 годов его коммерческие доходы резко упали. Отсутствовала возможность погасить долговые обязательства по кредитам, ипотеке и частным займам. В какой-то момент он решил инсценировать свое безвестное исчезновение, чтобы обдумать, как наладить бизнес. Реализовать задуманное он попросил своего друга, который должен был его забрать с территории Грибановского района Воронежской области и инкогнито отвезти в Волгоград в заранее арендованную для него в центре города квартиру.
На основании собранных следствием доказательств уголовное дело прекращено. По инициативе регионального управления СКР в суд заявлен гражданский иск с целью возмещения всех расходов, связанных с проведением расследования.