Можно по-разному относится к фильмам из эпохи Перестройки. Одни считают, что в период поздних восьмидесятых советский кинематограф погрузился в кризис, идущий до сих пор. Другие воспринимают это время как наступление новой эпохи отечественного кино, которое стало более свободным, экспериментальным, а местами даже провокационным, смело показывая на экране то, что раньше было под строгим запретом. В общем, наш кинематограф действительно ощутимо преобразился.
Я бы сказал, истина в этом вопросе находится где-то посредине. С одной стороны, хороших фильмов действительно в процентном соотношении стало меньше, потому что со снятием строгих проверок качества в прокат могли пустить практически что угодно. С другой, появилось немало действительно интересных образцов. Чего уж там – целые новые жанры.
Так мы плавно и подошли к теме феномена «советских боевиков». Как вы знаете, в более раннее время любое изображение неправомерных действий на экране было категорически запрещено. В лучшем случае фильм мог выйти в ограниченный прокат, в худшем – его оставляли пылиться на полках киностудий.
Но вот наступили восьмидесятые и началась целая новая волна отечественных экшн-фильмов, потому что у зрителя был спрос на подобное после того, как в Союз завезли американских «Рембо», «Терминатора» и другие подобные картины.
О некоторых таких советских боевиках я уже рассказывал в предыдущих статьях, но никогда не акцентировал внимание на одном из лучших примеров этого своеобразного «поджанра». Речь идёт о фильме под названием «Двойной капкан» 1985 года от режиссёра Алоиза Бренча, также снявшего уже разбираемые мной картины «Мираж» и «Долгая дорога в дюнах».
По нашей традиционной схеме, начнём с небольшого пересказа общего хода событий фильма. А разворачиваются они на территории Латвийской Республики (потому что и сам фильм снимали на Рижской киностудии) как раз в 1980-х. В столице орудует некая ОПГ, занимающаяся в основной провозкой контрабанды и спекулятивными продажами запрещённых товаров.
Причём продают они не только в Союз, но и вывозят из страны ценный антиквариат. Главным в этом «магазине» является Имант Блумберг (Юрис Леяскалнс) и обычный администратор бара «Карат» по имени Эгон Адамсон (Янис Зариньш). И всё бы ничего, бизнес процветает, дело идёт, вот только Адамсон не хочет делиться выручкой, а сам живёт на широкую ногу. Более того, после ареста Блумберга администратор в принципе «отрезает» его от их общего дела, мол у него милиция на хвосте, а значит с ним опасно иметь дела.
Тогда Иманту ничего не остаётся, кроме как пытаться решить проблему не путём мирных переговоров. Благо он на днях познакомился с одним влиятельным человеком по кличке Ферзь, он же Гунар (Альгис Матулёнис), разумеется, пообещав ему внушительную часть от прибыли.
В качестве главного плюса фильма я однозначно хочу отметить восхитительное музыкальное сопровождение от латвийского композитора Раймонда Паулса. Просто чтобы вы понимали, этот человек в своё время сотрудничал с такими мастодонтами советской музыкальной эстрады, как: Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, София Ротару и это ещё далеко не полный список. В общем, неудивительно, что с привлечением такого маэстро саундтрек картины стал чуть ли не лучшей её частью. Неспроста его выпускали отдельно на пластинках.
Вторым немаловажным преимуществом фильма, выделяющим его на фоне общей массы примитивных боевичков, является, как ни странно, сюжет. Не буду сейчас в деталях раскрывать все подробности, вдруг вы ещё сами не видели этот фильм, но просто отмечу – для меня этот фильм в первую очередь добротный детектив. Уж никогда не думал, что в боевиках буду хвалить в первую очередь сценарий.
Вот в чём «Двойной капкан» явно не проходит проверку временем, так это в плане зрелищности. Думаю, поэтому он и не возымел такой широкой популярности: люди рассчитывали увидеть грандиозный экшн, погони, перестрелки и вот всё такое прочее, характерное стандартным фильмам-боевикам.
Однако картина Бренча, как я уже отметил, в большей мере является криминальным детективом с элементами боевика. Если говорить о каких-то зрелищных сценах, то здесь их практически нет. Зато в наличии увлекательная сюжетная линия, продолжающая удерживать интригу вплоть до финальных титров.
Если вы ещё не смотрели «Двойной капкан» – настоятельно рекомендую дать этой картине шанс. Только сразу предупрежу, что это не тот фильм, при просмотре которого нужно «выключить мозг» и погрузиться в действия картины. Как раз наоборот: произведение Бренча даёт много пищи для размышлений на многие остросоциальные и просто общечеловеческие темы, остающиеся актуальными по сей день.
Автор: Алексей Королёв