Я давно убедилась, что посещать выставки нужно обязательно с экскурсией . Желательно, с кураторской, ведь кто лучше создателей может рассказать о концепции и идее экспозиции, представить её глубоко и объёмно, подробно раскрыть замысел.
А попасть на кураторские экскурсии трудно! Билеты раскупаются в считанные дни.
Вот и на выставку в Театральном музее «Балет. Притяжение», посвящённую лучшим балетным дуэтам, билеты пришлось долго отслеживать. Кураторов двое и билетов не было ни к одному, ни к другому. Наконец, появились на экскурсию к Марии Курбатовой и мы с подругой тут же их купили.
Вот как было написано в билете:
Кураторская экскурсия по выставке "Балет. Притяжение" (Куратор - Мария Курбатова) (Ул. Зодчего Росси, 2А)
12+
Дата:
25.09.2024
Время:
18:00
Количество:
1
Сумма:
700.00
в стоимость включены все применимые налоги
Специальный гость - Илона Гончар, актриса и главный хореограф Псковского драматического театра им. А. С. Пушкина, номинант театральной премии «Золотая маска».
Вот на последний пункт я как-то не обратила внимания. И оказалось , что напрасно!
Начало в 18ч, пришлось отпроситься пораньше с работы. Я вспоминала чудесные выставки и экскурсии в Музее Музыкального и Театрального искусства, грандиозную выставку «Первая позиция», посвящённую балету в Манеже, и небольшую но интересную экскурсию, тоже о звёздах петербургского балета в музее-квартире Самойловых и ждала примерно того же и здесь, предвкушая удовольствие.
Выставка «Балет. Притяжение» проходит на 5 этаже Театрального музея и занимает всего три комнаты.
В первой представлена экспозиция о зарождении балетного искусства , о 18 и 19 веке, а заканчивается разделом посвящённым Мариусу Петипа.
Пока не подошла наша кураторша , мы рассматривали рисунки и фотографии , читали информацию на щитах, найдя для себя много интересного и любопытного.
И очень хорошо, что мы успели это сделать! Потому что из т.н. «кураторской экскурсии» мы не узнали практически ничего нового! Да и вообще про выставку ничего не узнали!
Куратором оказалась молодая девица. Бодро нас поприветствовав, она сразу сказала, что у неё свой подход к экскурсии, она не любит традиционной формы «посмотрите туда, посмотрите сюда», она любит разговаривать и общаться с аудиторией.
У меня мелькнула беспокойная мысль, к тому ли куратору я пришла, но я её отогнала, решив, что такой творческий и необычный подход может быть очень интересным!
Далее Мария представила нам, как я поняла в дальнейшем, свою подругу - хореографа, актрису и т.д, пояснив, что с её помощью мы ещё глубже проникнем в мир балета, а так же драматического театра , и поймём эту связь, и уйдём обогащённые новыми знаниями.
После этого вступительного слова началась т.н. «экскурсия».
Заключалась она в том, что кураторша задавала вопросы на интересующие её темы своей гостье, а та очень долго и пространно на них отвечала.
В первом зале задержались ненадолго. Нам быстро озвучили всем известные факты из истории балета, подвели к паре фотографий, объяснили, что прикасаться друг к другу танцоры не могли, и не смели, что «притяжение» - это любовь, а возможности её проявить практически не было .
Напоследок тыкнула в фотографию Петипа, сообщив, что хореограф он был гениальный, а танцор-плохой, и вообще всё самое главное происходило в 20 веке, т.е. во-второй комнате, куда она нас быстренько и повела .
Вторая комната оформлена как чёрный кабинет. В центре создано подобие сцены - храма ( так объяснила кураторша), всё остальное- как бы за кулисами.
Мы столпились в центре и Мария , сказав что-то незначительное о балете и дуэтах быстро перевела тему на драматический театр и начала задавать вопросы подруге. Та начала рассуждать и рассказывать о вещах, мало относящихся к теме выставки: о том, как учат в театральных вузах, о режиссёрских задачах и о своей роли посредника между актером и режиссёром.
Говорила долго. Мы стояли, переминались с ноги на ногу, тоскливо разглядывая висящие балетные туфли, фотографии вокруг этой инсталляции и всё ждали, когда наши экскурсоводы вернутся к теме балетных дуэтов и хоть что-то нам о них расскажут !
Наконец этот счастливый момент настал. «Ну давайте посмотрим что у нас в закулисье» - кураторша повела нашу группу «за сцену».
Здесь были представлены девять самых ярких и запоминающихся балетных дуэтов. Каждому из них дано своё название.
Серию открывал «Декадентский дуэт» Иды Рубинштейн и Вацлава Нижинского . Сообщив, что «Шахерезада» с их участием вызвала у публики шок, Мария опять «вернулась к своим баранам», и они с подругой начали обсуждать тему обнаженки на сцене, сексуальных сцен и т.д. Специальный гость Ирина объясняла, что актёр обязан без рассуждений делать то, что требует режиссёр, но когда исполнителям понятна мотивация, они скидывают с себя одежонку легко и охотно. А вот она работала с Шерешевским, и у него в спектакле «Ревизор» Городничий моется в душе, и актер полностью раздетый стоит спиной к зрителям. Но всё оправданно и не вызывает возмущения. ( Я про себя думала - а толку возмущаться? К виду голой задницы на театральной сцене по-моему все уже привыкли, а вот чем всё же может быть мотивирован показ зрителям Городничего без трусов, мне всё равно непонятно! А так же, какое отношение это имеет к балетным дуэтам!)
Второй стенд освещал 20е годы 20 века. Тут девушки оживились. Ведь где 20е, там Мейерхольд, а где Мейерхольд там биомеханика! Приятная беседа двух подруг продолжилась.
А мы стояли и не понимали, какая наша функция в этом междусобойчике? За что мы платили деньги? Девушки самовыражаются, но при чём здесь экскурсия по выставке?
После обсуждения биомеханики, Мария озвучила то, что было написано на стенде «Советский дуэт» о триумфе нашей балетной пары Татьяны Вечесловой и Вахтанга Чабукиани .
Дуэт названный «Романтическим» - Галина Уланова и Константин Сергеев прошёл у девиц мимоходом .
Но больше всего меня возмутило, что молодые театральные деятели не сочли достойным своего и нашего внимания стенд посвящённый Золотому Блокадному дуэту - Натальи Сахновской и Роберту Гербеку!
В мае 1942 года в Ленинграде был организован оперно-балетный коллектив, включённый в состав Городского (Блокадного) театра. Здесь работала супружеская пара- Наталья Сахновская и Роберт Гербек, оставшиеся в памяти благодарных зрителей - ленинградцев «золотым блокадным дуэтом».
Пара неоднократно выезжала с выступлениями на передовую, танцевала на открытых платформах железнодорожных вагонов и в кузовах грузовиков, на лесных полянах и палубах военных кораблей , в цехах перед заводскими рабочими, в военных госпиталях и на сценах летних театров Филармонии.
Для меня Блокадный балет вообще за гранью понимания! Как истощённые люди могли танцевать со всеми поддержками, батманами па-де- де и т.д. Ведь это требует огромных физических затрат и сил!!! Какой надо было обладать волей! Каким мужеством! Какой верой! Это действительно великий подвиг!
Но история блокадных артистов по всей видимости не впечатлила Марию Курбатову! Она не сказала о них ни слова, а сразу перешла к Рудольфу Нурееву и Михаилу Барышникову.
Продолжая между собой щебетать, переходя от одного стенда к другому, подруги иногда отвлекались на экспозицию, и наша кураторша озвучивала то, что написано на щитах.
Притормозили у дуэта Аллы Осипенко и Джона Марковского из Театра балета Эйфмана и Курбатова немного рассказала про знаменитый номер «Двухголосие» на музыку Пинк Флойда. Как это было смело, откровенно и для 70х годов просто немыслимо. Но мы с подругой видели «Двухголосье» воочию! В программе «Эйфман-гала» в БКЗ в исполнении Артема Лепкова и Любы Андреевой . Мы были поражены красотой и откровенностью танца, это была эротика, но возвышенная и прекрасная! Казалось немыслимым, что в наши пуританские 70е это показали и после такого хореографа Эйфмана вообще не предали «анафеме» и позволили что-то ставить!
А «экскурсия» продолжилась в том же формате . Поведав нам, что балетное искусство и в том числе дуэтное развивается, хореографы ищут новые средства выражения и новые формы и процесс не останавливается, кураторша потянула нас в третью комнату, где представлена современность. Но стоило нам всем туда зайти, как она опять обратилась с каким-то вопросом к своей гостье и их болтовня продолжилась.
В третьем зале в центре стоят мониторы с наушниками и можно послушать записанные для этой выставки интервью с нашими знаменитыми артистами балета и хореографами. Я увидела на одном из экранов Владимира Шклярова и скорее надела наушники, т. к. рассуждения о поисках и путях продолжались и теперь гостья рассказывала про свою танцевальную студию .
Прослушав рассказ любимого артиста балета, я вернулась к группе. Но там продолжался диалог Марии и Илоны .
Честно говоря, это уже начинало раздражать. Мы ничего не узнали про выставку , зато получили полное представление о творческих достижениях кураторши и гостьи, что, если честно, лично мне было вовсе не интересно .
Решив, что с нас хватит, мы без сожаления покинули «экскурсию». Некоторые слушатели тоже плюнули и пошли осматривать и изучать экспозицию самостоятельно. Вслед доносился голос кураторши , рассказывающей о том, как она делала снимки для этой выставки .
Вернувшись во второй зал, мы без суеты , спешки и назойливой «трескотни» о посторонних вещах, всё прочитали, посмотрели и послушали. У каждого стенда лежали наушники и были вмонтированы маленькие экраны. Можно было посмотреть видеофрагменты выступлений, услышать отрывки воспоминаний, и погрузиться в соответствующую атмосферу .
Выставка оказалась очень даже интересной! Но впечатление и настроение были испорчены. И ничего не осталось в памяти от «кураторской» экскурсии Марии Курбатовой, кроме разве…. того самого Городничего, не имевшего к теме балетных дуэтов никакого отношения.
Вышли мы оттуда разочарованные и раздосадованные! Конечно отрицательный опыт тоже полезен! Однажды мы уже были в ситуации, когда на заявленную экскурсию не пришла экскурсовод. Вот просто не пришла! Не могу не рассказать, так как с такой ситуацией мы тоже тогда столкнулись впервые.
В середине августа , в субботу , у нас должна была состояться пешеходная экскурсия «Академический квартал» от Академии Художеств. Мы спланировали свой день так, чтобы сначала пойти туда на выставку, а потом на экскурсию в 16ч.
И вот стоим мы в назначенное время у Сфинксов, под зонтами, т. к. прошёл ливень и дождик ещё накрапывал. Рядом ещё человек восемь. А время идёт, уже 16.10 , ни ответа, ни привета и никакого экскурсовода на горизонте не видать. Стали звонить в Академию Художеств. А там говорят - «экскурсия давно идёт, женщина в желтой куртке уже её начала.»
Отвечаем - «Нет никого! Стоим всей группой, ждём.»
На том конце отключились. Мы стали перезванивать и услышали - «Экскурсовод решила не приходить , мы ей сейчас позвонили. Подойдите, вернём вам деньги».
Да!!! Такого с нами ещё не случалось! ЭКСКУРСОВОД ПРОСТО НЕ ПРИШЛА!
И сама не позвонила!
А билеты мы покупали онлайн заранее! Подошли к кассе, конечно «кипя от возмущения»! А нам говорят - «Заполняйте заявления. Мы тут ни при чём, но приносим свои извинения».
Тут уже эмоции прорвались, не выдержали! Мы высказали всё что думаем о такой организации, и дабы успокоить справедливое возмущение, нам всем выдали единые бесплатные билеты и аудиогиды на посещение самой Академии Художеств.
А деньги за экскурсию пообещали вернуть на карты.
Вот такая история. Но надо сказать, что и на этот раз всё закончилось на светлой ноте.
Когда мы вышли, я выразила своё возмущение служительнице музея и женщина , ничуть не удивившись, предложила в качестве компенсации прийти по этому же билету на следующий день к другому куратору- Сергею Лалетину, у которого потрясающе интересные экскурсии именно по теме выставки.
Моя подруга так и сделала, и осталась в полном восторге от рассказа Сергея Лалетина. Он подробно и доступно раскрыл концепцию выставки, объяснил, почему именно эти дуэты были выбраны, рассказал о каждом интересные подробности и дал представление о развитии балетного искусства сегодня.
К сожалению я присоединиться к этой экскурсии не могла , в 16.30 ещё работала. Но , надеюсь. ещё попаду к этому куратору на выходных. Выставка закрывается 7 ноября. Время ещё есть. Зато теперь я знаю, что «куратор куратору рознь.»
Скажите, дорогие мои читатели , а вы сталкивались на экскурсиях с подобными ситуациями? Жду ответов в комментариях !😊
О том, какие замечательные выставки и экскурсии проводит Музей театрального и музыкального искусства можно прочесть здесь:
Благодарю за внимание ! Спасибо большое за то что потратили своё время на чтение моей статьи . Всегда рада новым подписчикам и надеюсь не разочаровать всех своих читателей .
Если вам понравилось , отметьте пожалуйста 👍, это помогает продвижению канала !
До встречи !
Ваш Зритель с берегов Невы