«Отныне я сам судья и палач». Лестно, что в современной всеобъемлющей и даже уже какой-то антиутопической массовой любви лишь к широпотребной супергероике и похожего рода проектам находятся инициативные авторы, готовые представить зрителям достойное прочтение легендарной книжной классики. Так, очередь дошла и до культового романа Александра Дюма, который уже не раз видел свет как на малых, так и на больших экранах.
В этот раз сравнивать свежую картину с другими итерациями, будь то лента с Жераром Депардье или Джеймсом Кэвизелом, я не буду, дабы целиком и полностью посвятить себя ответу на вопрос, почему новая экранизация вышла более, чем удачной. Как по мне, одним из основополагающих моментов является тот факт, что режиссерский дуэт (Матье Делапорт и Александр де Ла Пательер) смог филигранно выдержать эту тонкую, едва осязаемую и далеко не всегда достигаемую грань между кино- и литературным произведением.
По мере просмотра я ненароком поймал себя на мысли, что фильм действительно воспринимается как визуальный роман, который сам перелистывает свои страницы вместо нас. Возможно, именно поэтому «Граф Монте-Кристо», понимающий и уважающий все прелести книги, угодит поклонникам оригинала. При этом его можно смело смотреть и тем, кто знаком с детищем Дюма номинально или вовсе пропустил его по тем или иным причинам.
Также актерский состав выдался просто феноменальным: такое случается редко, чтобы буквально каждый артист и первого, и второго, и даже третьестепенного плана идеально вошел в образ, однако здесь любое ампула ощущается как нечто естественное и живое. Аплодисменты Пьеру Нинэ за исполнение роли Эдмонда Дантеса; это титанический труд, особенно учитывая неоднозначность и глубину характера персонажа. Пьерфранческо Фавино (Аббат Фариа), Анаис Демустье (Мерседес), Лоран Лафитт (Жерар де Вильфор) и другие тоже довольно внушительны: протагонистам сопереживаешь от и до, а злодеев - ненавидишь сполна.
Тем не менее, в 2024 году новая адаптация не была бы такой помпезной и грандиозной без блестящей художественной оболочки. Существует этакий момент кинематографического эстетизма, когда кадры кино хочется собирать в галерею или ставить на обои. Тут случается такой же принцип: стиль съемки и видение постановщиков уникально, оно чарует и обволакивает глаз. Иногда даже проглядывается культовый прием cinéma du look - французское течение, характеризующееся зрелищностью, пышным видеорядом, динамичным сюжетом, романтизмом и бурными страстями между героями. Как понимаете, подобные черты, особенности в наличии и в ассортименте.
Никогда не забываем и музыкальную составляющую: каждый раз открываются новые, интересные и творческие лица, на этот раз композитор Жером Реботье, который в своей музыке плавно переходит от спокойствия и умиротворения до волнения и агрессии. Сюжетно приключенческая драма следует первоисточнику и очень точно передает суть произведения великого французского писателя. Вечные вопросы на манер «Месть - это сладкое или все же горькое чувство?», «Можно ли творить самосуд как тебе вздумается?» и «Возможно ли окончательно отпустить прошлое со всем близким и родным, что было в нем?» показаны эффектно, трагически и напряженно. Справедливости ради, возвышенный и лирический стиль сказке о карателе с разбитым сердцем очень даже к лицу.
По итогу, несмотря на хронометраж в почти 3 часа (2 часа 58 минут, если точнее), время пролетает незаметно, и в финале накопившийся катарсис прорывается наружу. Ты ощущаешь тяжелейший конфликт персонажей на своей коже, хотя, казалось бы: просто сидишь в зале, никак не участвуя в гуще событий. В отличие от какого-нибудь «Онегина», перед нами не анекдотичная халтура, а впечатляющий, весьма умный образчик со своими изысками. Хвалить всегда приятно, поэтому графские и монте-кристовские 10/10 ⚔️