Найти тему

Веломаршрут «Будогощь – Тихвин - Будогощь». День1. Поездка в монастырь «Свято-Троицкая Рёконьская пустынь».

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 07 - 08 июня 2024 года.
  • Сложность: 4 из 5 балла
  • Направление: юго-восток Ленинградской области,Будогощь, Тихвин. Северо-восток Новгородской области, Рёконьская пустынь
  • Протяжённость: ≈ 215 км
    - в первый день: 115 км
    - во второй день: 100 км
  • Покрытие:
    - асфальт: 103 км,
    - грейдер (щебень, песок): 92 км,
    - грунты: 20 км
    - в первый день:
    - асфальт: 34 км,
    - грейдер (щебень, песок): 67 км,
    - грунты: 14 км.
    - во второй день:
    - асфальт: 69 км,
    - грейдер (щебень): 25 км,
    - грунты: 6 км.
  • Набор высоты: ≈ 814м (512 + 302м, по картам Strava)
  • Наличие грязи: в избытке в первый день по дороге, следующей в монастырь
  • Краткое описание: Первая часть маршрута от Будогощи до Верхнего Заозерья первого дня двухдневного велосипедного путешествия, это грейдерные дороги разного состояния, как достаточно жёсткие щебёночные, так и сыпучие песчаные. После Верхнего Заозерья предстоит самая сложная часть пути, а именно грязная грунтовая семи километровая дорога, по которой мы доберёмся до главной цели данного путешествия - Рёконьской Троицкой пустыни (монастыря), расположенной в глухих лесах Новгородской области.
    После того, как мы преодолеем грунтовую дорогу из монастыря в обратном направлении, нас ожидает ещё несколько достаточно хороших участков грунтовых и грейдерных дорог, а также асфальтовое шоссе до Тихвина.
    На второй день путешествия отправимся из Тихвина, предварительно осмотрев некоторые его достопримечательности, в обратном направлении к Будогощи. Дорога будет пролегать преимущественно по асфальтовому шоссе, за исключением нескольких специальных грунтово-грейдерных спецучастка (преимущественно хорошего состояния), самые длинные из которых будут в самом начале и конце маршрута второго дня.
  • Достопримечательности: руины ГЭС в Будогощи, троллейная переправа через речку Пчёвжу в деревню Илово, мемориал ВОВ в деревне Верхнее Заозерье, семи километровый участок дороги в монастырь, в Рёконьской Троицкой пустыни (монастыре): Покровская церковь, Троицкий камень, Троицкий собор с колокольней, Тихвинские ворота; часовня в Рапле, Никольская церковь в Заручевье

День 2. Тихвин - Будогощь (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Сегодняшний рассказ будет посвящён двухдневному велосипедному путешествию из Будогощи в Тихвин и обратно, главной целью которой было посещение отдаленной Рёконьской Троицкой пустыни (монастыря). Собственно, пустынь оправдала своё название (удалённый монастырь, расположенный в незаселённом людьми месте) и добраться до неё было не просто.

Маршрут первого дня с самого начала преимущественно состоит из гравийных, песчаных и грунтовых лесных дорог. И лишь последние пару километров до Тихвина пройдут по асфальтовому шоссе.

Схема маршрута первого дня с отметками основных достопримечательностей
Схема маршрута первого дня с отметками основных достопримечательностей

GPX трек маршрута с отметками: Будогощь – Рёконьская пустынь – Тихвин. День1(Яндекс Диск)

Маршрут второго дня в основном состоит из асфальтового шоссе за исключением двух немалых грейдерно-грунтовых участков вначале и конце пути.

Схема маршрута второго дня с отметками основных достопримечательностей, коих оказалось не много.
Схема маршрута второго дня с отметками основных достопримечательностей, коих оказалось не много.

GPX трек маршрута с отметками: Тихвин – Будогощь. День2 (Яндекс Диск)

Идея поездки в пустынь появилась ещё год назад поздней осенью, когда я впервые обнаружил на картах данный отдалённый уголок у провинциального Тихвина на стыке Новгородской и Ленинградской области.

Но тогда погода была уже плохой, а продолжительность светового дня невелика, поэтому поездка перенеслась на следующий 2024 год. И вот, только сейчас, в первые, по настоящему жаркие (до +26 градусов), деньки сентября мы решились на реализацию этого сложного пути "поломника" в пустынь.

Учитывая отдалённость места старта, то есть Будогощи – приятный посёлок на окраине Ленинградской области, о котором я уже упоминал в одной из прошлых статей, было принято решение добраться до посёлка на автомобиле.

Оставив авто на парковке у местной Пятёрочки, отправляемся в дорогу. Вначале еде по небольшому участку асфальтового шоссе, но вскоре он сменяется продолжительной грейдерной дорогой добротного качества.

Стартовое асфальтовое шоссе на выезде из Будогощи.
Стартовое асфальтовое шоссе на выезде из Будогощи.

Здесь в самом начале маршрута можно ещё свернуть к речке Пчёвжа, где расположена бывшая Будогощская ГЭС, о ней я уже рассказывал в прошлой статье, когда мы проезжали участок бывшей железнодорожной ветки Будогощь – Чудово. То есть ГЭС мы уже посещали, поэтому едем дальше без остановки.

Начало грейдерной дороги, прощай асфальт на ближайшие 70-80 километров
Начало грейдерной дороги, прощай асфальт на ближайшие 70-80 километров
В некоторых деревнях встречаем участки асфальтовых дорог
В некоторых деревнях встречаем участки асфальтовых дорог
Непонятный появившийся кусок асфальта на половину ширины дороги
Непонятный появившийся кусок асфальта на половину ширины дороги

Через 20 километров добираемся до границы Новгородской области, в которой и находится Рёконьский Троицкий монастырь.

Так едем до деревни Воробица, где сворачиваем, чтобы посмотреть на речку Пчёвжу и мост через неё.

Дорога без асфальта в деревне Воробица
Дорога без асфальта в деревне Воробица
Живописная грунтовая дорога к р.Пчёвже
Живописная грунтовая дорога к р.Пчёвже

Но подъехав к реке, обнаруживаем, что мост, указанный на картах, просто отсутствует. А вместо него жители деревни Илово на противоположном берегу для переправы используют простую лодку, а также троллей, который привлёк наше внимание.

Следы опор бывшего моста.
Следы опор бывшего моста.
Лодка привязана к верёвке, с помощи которой без вёсел можно переправиться на противоположный берег
Лодка привязана к верёвке, с помощи которой без вёсел можно переправиться на противоположный берег

Переправившись на лодке на другой берег, осмотрели троллей, состоящий из металлического подвесного каркаса и обычного деревянного поддона, и решили его опробовать в деле.

Троллей оказался вполне рабочим и, исходя из количества оставленных на нём перчаток, рассчитан он максиму на четырёх человек.

Но времени у нас не так много, а дорога длинная, поэтому отправляемся дальше в путь по знакомому нам грейдеру.

Красивые холмистые поля у деревни Воробица
Красивые холмистые поля у деревни Воробица
Снова грейдер.
Снова грейдер.

Через 9 км добираемся до деревни Заполье, где заходим в магазин за провиантом и делаем привал на 10-15 минут.

Магазин в Заполье единственный в средней части маршрута.
Магазин в Заполье единственный в средней части маршрута.

Тут же продавщица в магазине интересуется, куда мы собираемся доехать. И после того как мы сказали, что держим путь в Рёкиньскую пустынь, то она сразу задала следующий вопрос, как же мы туда доедем по плохой дороге, и взяли ли мы с собой резиновые сапоги. После этих слов, у нас усилились сомнения в реализации наших планов по достижению монастыря. Но, несмотря на смуту внесённую продавщицей, разворачиваться уже было поздно, да и мыслей таких у нас не было. Как правило, мы всегда доезжали до намеченных пунктов финиша и достигали своих целей, поэтому отправляемся дальше.

Но буквально покинув деревню, мы натыкаемся, а вернее наезжаем, на неприятное препятствие, которое усложняет и замедляет наше движение. Дело в том, что на следующем довольно протяжённом участке в пять - шесть километров, на дороге был отсыпан приличный слой слабо уплотнённого песка, ехать по которому можно было со скоростью около 10 км/ч, при этом прикладывая много усилий.

Песчаная дорога после Заполья.
Песчаная дорога после Заполья.

После сыпучих песков началась вполне добротная жёсткая гравийная дорога, по ней мы добрались до военного мемориала.

Мемориал установлен в память погибших красноармейцев 92-й дальневосточной стрелковой дивизии при защите Новгородской земли.

Военный мемориал.
Военный мемориал.

В нескольких сотнях метров от мемориала начинался самый сложный участок нашей дороги.

Начало лесной дороги в монастырь
Начало лесной дороги в монастырь

Нам предстояло преодолеть 7 километров до Рёконьской пустыни по грязной грунтовой дороге с большим количеством "вечных" луж и одним болотистым участком.

Грязевые участки не заставили себя ждать и появились сразу на первом километре дороги.
Грязевые участки не заставили себя ждать и появились сразу на первом километре дороги.
Сломанная техника с края дороги.
Сломанная техника с края дороги.

Следующие километры дороги представляли собой глубокую колею, передвигаясь по гребням которой, то и дело приходилось спешиваться и перебираться с одной стороны на другой.

К слову нам немного повезло, что на прошлой неделе не прошли дожди, и земля не была ещё более увлажнённой и раскисшей.

Примерно на середине маршрута делаем остановку на практически хорошем участке дороги.

На этом месте, как гласит табличка на дереве, раньше была граница и начиналась монастырская земля.

Сразу после пересечения бывшей границы монастырских земель начался небольшой болотный участок. Впрочем, его мы смогли преодолеть справой стороны от дороги по топкому травянистому покрытию, но при этом достаточно жёсткому, чтобы медленно ехать на велосипеде. Если бы мы шли пешком, то без резиновых сапог здесь не обойтись.

Слева полузатопленная дорога, справа топкая местность заросшая травой.
Слева полузатопленная дорога, справа топкая местность заросшая травой.
Последующие участки дороги не отличались своим состоянием в лучшую сторону.
Последующие участки дороги не отличались своим состоянием в лучшую сторону.
Мост через речку Реконьку.
Мост через речку Реконьку.
Редкий сухой участок
Редкий сухой участок
И снова «ковырялово» в обход луж.
И снова «ковырялово» в обход луж.

Дорога до монастыря заняла около часа, по пути мы встретили трёх поломников, которые шли пешком нам на встречу, оставив свой автомобиль у начала этой грязевой дороги.

За сто метров до монастыря встретили мужчину, который по собственной инициативе вот уже последние 8 лет приезжает в пустынь, чтобы помочь в восстановлении церквей и иных зданий.

И вот, наконец-то, нашему взору предстали Тихвинские ворота.

Тихвинские ворота на «долгой» реставрации.
Тихвинские ворота на «долгой» реставрации.

Свято-Троицкая Рёконьская пустынь была основана в 1680 году, но после церковной реформы Екатерины II упразднена в 1764 году. И лишь в начале 18 века снова возрождена силами старца Андрея Шапошникова (Амфилохий), которого почитают как местного святого.

К концу 19 века в монастыре среди глухих тихвинских лесов было уже около 50 монахов. В это же время были построены Троицкий собор с колокольней и Покровская церковь.

В советское время на территории монастыря находился совхоз с символичным названием «Безбожник» (!), в котором принудительно заставляли работать монахов.

Тихвинские ворота Рёконьской пустыни, 1964 г. Фото с сайта pastvu.com
Тихвинские ворота Рёконьской пустыни, 1964 г. Фото с сайта pastvu.com

Во время Великой Отечественной войны в монастыре на два дня останавливались немцы, наступавшие на Тихвин.

Сейчас на территории ведутся работы по восстановлению Покровской церкви и частично одного из помещений колокольни. Троицкий собор пока что находится в ветхом состоянии.

После идём к Троицкому собору на противоположный берег реки Реконьки, где можно набрать воды из местного колодца.

По пути к Троицкому собору проходим у двух крестов и камня. Первый крест гласит, что по преданию 600 лет тому назад была обретена (явилась) на камне у креста икона Святой Троицы.

Второй повествует о том, что на этом месте ранее располагался храм Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, который сгорел в 1861 году.

Также на территории была замечена живность в виде нескольких котят и козлов, собака, в свою очередь, убежала куда-то в лес и мы её не застали.

Обратная дорога из Рёконьской пустыни заняла, как это часто бывает, меньше времени, и мы добрались за 45-50 минут.

Добрались до деревни Верхнее Заозерье.
Добрались до деревни Верхнее Заозерье.
Состояние моего переключателя после 14 км дороги до монастыря и обратно. Это месиво сложно было вычистить.
Состояние моего переключателя после 14 км дороги до монастыря и обратно. Это месиво сложно было вычистить.

Выезжаем на основную дорогу, которая впрочем, здесь представляет собой немного заросшую грунтовку в лесу. Так едем до деревни Рапля, после которой начинается грейдер.

Лесная дорога до Рапли
Лесная дорога до Рапли
После Рапли начался грейдер
После Рапли начался грейдер

По грейдеру добираемся до деревни Заручевье, здесь хотим осмотреть старую Никольскую церковь, что, мягко говоря, не совсем удаётся. Церковь полностью закрыта строительными лесами.

Никольская церковь в процессе реконструкции.
Никольская церковь в процессе реконструкции.
Церковь Николая Чудотворца, 2008 г (автор фотографии Василий Шелёмин, сайт sobory.ru)
Церковь Николая Чудотворца, 2008 г (автор фотографии Василий Шелёмин, сайт sobory.ru)

Эта церковь была построена в 1711 году по воле Якова Никитича Римского-Корсакова – участника Северной войны, вице губернатора Петербурга и прапрадед великого композитора, который был тихвинским помещиком и владел деревнями Никольское, Мелегежа и Заручевье.

Ближе к 7 часам вечера, когда мы после Заручевье доехали до асфальтового шоссе, наступили сумерки.

Заход солнца, уже темнеет достаточно быстро.
Заход солнца, уже темнеет достаточно быстро.

По приезду в деревню Мелегежская Горка и вовсе окончательно стемнело.

Зарево заката и туман в полях. Превосходная картина природы предстала перед нами.
Зарево заката и туман в полях. Превосходная картина природы предстала перед нами.

В темноте едем ещё более 15 км. При этом постепенно холодает и по прибытию в город уже совсем прохладно, всего около +11 градусов.

В Тихвине заселились в однокомнатную квартиру обычной панельной многоэтажки. Проблем с поиском жилья в Тихвине нет, есть много объявлений о сдаче жилья. Стоимость нашей квартиры была 2300 р/сут.

Немного удивили владельцы жилья, которые сразу оказались не готовы заселить двух человек на два отдельных спальных места. Почему-то они решили, что будет проживать пара. В остальном квартира оказалась хорошей и иных проблем во время ночёвки не возникло.

В следующей статье расскажу о втором дне нашего путешествия и возврате в Будогощь.

Также советую посмотреть видео на канале Петра, с которым мы отправились в это двухдневное путешествие:

Спасибо за внимание!

GPX трек маршрута с отметками:
Будогощь – Рёконьская пустынь – Тихвин. День1. (Яндекс Диск)
Тихвин - Будогощь. День2. (Яндекс Диск)