Найти тему

Велосипедный маршрут «Кириши – Будогощь - Чудово». Осмотр участка бывшей ж/д ветки Будогощь-Чудово. Усадьба Аракчеева в Грузино.

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 22 июня 2024 года
  • Сложность: 4 из 5 балла
  • Направление: юго-восток, Кириши, Будогощь. Новгородская область, Чудово
  • Протяжённость: ≈ 105 км
  • Набор высоты: 407 м (по картам Strava)
  • Покрытие: 85 км асфальта, 4 км грейдера, 17км грунтовой дороги по бывшей ж/д ветке с завалами деревьев
  • Наличие грязи: приличное количество грязевых участков с лужами и завалами деревьев на участке бывшей ж/д ветки от Будогощи до Оскуя
  • Краткое описание: Первая часть маршрута от Кириши до Будогощи это быстрый асфальтовый участок шоссе через красивый лес. После Будогощи начинается грунтовый участок по насыпи бывшей железной дороги от Будогощи до Чудово, а точнее мы проехали его до села Оскуй. Здесь повстречаются дороги на любой вкус и цвет, и быстрые грунтовки, и грязные, и с большими лужами на всю ширину проезда, и полностью заросшие. Далее от села Оскуй через Грузино добираемся по шоссе до Чудово в Новгородской области.
  • Достопримечательности: В Киришах: мемориал «Эхо Войны», Прибрежный парк на Волховской набережной, памятник погибшим деревням, Николаевский храм-часовня; руины ГЭС и красивые лесные озёра в Будогощи, участок бывшей железнодорожной ветки «Будогощь-Чудово» (до Оскуя); бывшая усадьба Любищева и руины Богородицкой церкви с могилой Любищева в Оскуе; парк усадьба Аракчеева, Андреевская церковь, постамент памятника Александру I в Грузино; пейзажные разливы реки Кересть, Казанская церковь в Чудово.
  • GPX трек маршрута с отметками: Кириши-Будогощь-Чудово (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava Кириши-Будогощь-Чудово (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

В эти выходные была запланирована поездка из города Кириши до Чудово через Будогощь. Маршрут преимущественно асфальтовый за исключением одного лесного участка протяжённостью около 17 км.

Схема маршрута с отметками основных достопримечательностей
Схема маршрута с отметками основных достопримечательностей

GPX трек маршрута: Кириши-Будогощь-Чудово (Яндекс Диск)

До Кириши едем с Московского вокзала на ранней электричке с отправлением в 7:00 и проводим в пути долгие 2 часа 16 минут.

Большого количества достопримечательностей на маршруте не предвидится, в Будогощи подъедем к разрушенной плотине ГЭС и оттуда же проедем по запланированному грунтовому участку - бывшей железнодорожной ветке "Будогощь - Чудово". В посёлке Оскуй увидим остатки старой усадьбы и руины церкви. Далее в Грузино заедем в парк усадьбы Аракчеева и увидим постамент памятника Александру I.

Стартуем из знакомого нам, по одной из прошлых поездок, города Кириши, поэтому рассказывать о нём в этот раз не буду. Делаем небольшой кружок по набережной и парку города и отправляемся дальше на трассу в сторону Будогощи.

Мосты через Волхов.
Мосты через Волхов.
Просто понравилось название магазина.
Просто понравилось название магазина.

Шоссе до Будогощи оказалось добротным и пролегало среди красивого леса и полей, рельеф был не скучный, иногда встречались умеренные подъёмы и спуски.

Через 24 км сворачиваем с шоссе на грунтовую дорогу и едем в посёлок с запоминающимся название Пчёвжа.

Грунтовка в Пчёвжу
Грунтовка в Пчёвжу

Но кроме как названия, больше этот посёлок ничем не примечателен, каких-то интересных достопримечательностей здесь мы не нашли, разве что было несколько благоустроенных площадок с лавочками, качелями и детскими площадками.

В целом посёлок оставил приятное впечатление, сюда приятно приезжать, например, на дачный отдых.

Едем дальше по хорошему шоссе и через 9 км нас встречает посёлок Будогощь своими замечательными сосновыми лесами.

Пересекаем речку Пчёвжа
Пересекаем речку Пчёвжа
Добрались до Будогощи
Добрались до Будогощи

Будогощь как деревня впервые упоминается ещё в переписи 1710 года.

Населённый пункт приятно удивил, думал здесь разруха, но посёлок оказался довольно ухоженным и приятным. Не смотря на то, что здесь почти нет никаких достопримечательностей, я всё равно получил удовольствие от поездки по посёлку с неплохими асфальтовыми дорогами. Здесь вначале делаем остановку у местного магазина, где перекусили и взяли кофе.

После едем осмотреть разрушенную ГЭС на речке Пчёвжа, здесь же приятно проводим время на берегу у воды.

Разрушенные сооружения Будогощской ГЭС совсем заросли.
Разрушенные сооружения Будогощской ГЭС совсем заросли.

Подойти к самой ГЭС оказалось не возможно, с нашей стороны сооружение было отделено руслом речки Пчёвжа, а с противоположного берега подходов не наблюдалось, вокруг всё заросло. Будогощская ГЭС относится к малым гидроэлектростанциям Ленинградской области, мощностью менее 25 МВт. ГЭС была построена в 1959 году и проработала до начала 90-х годов. 1992 году была частично разрушена плотина ГЭС, и после демонтировано оборудование и иные инженерные системы. На сегодняшний день восстановление ГЭС экономически нецелесообразно.

Сразу после Будогощи сворачиваем к живописному Зелёному озеру, вначале останавливаемся на небольшой гранитной набережной, судя по всему сделанной одними из владельцев ближайших дорогих домов.

Гранитная набережная Зелёного озера
Гранитная набережная Зелёного озера
Тут же расположен пирс
Тут же расположен пирс
Уткам оказалось неудобно выходить на берег по скользкому покрытию набережной.
Уткам оказалось неудобно выходить на берег по скользкому покрытию набережной.
Гранитный тротуар от дома к пристани лучше чем на Невском пр.
Гранитный тротуар от дома к пристани лучше чем на Невском пр.
Берег Зелёного озера
Берег Зелёного озера

Объезжаем озеро, двигаясь вдоль посёлка, и таким образом добираемся до песчаного пляжа в красивом сосновом лесу.

Дорога среди соснового леса.
Дорога среди соснового леса.
На песчаном берегу Зелёного озера.
На песчаном берегу Зелёного озера.

Едем дальше и вскоре выбираемся на прямой грунтовый участок дороги (просеки) в лесу. Здесь начинается самая интересная и сложная часть нашего маршрута, это остатки насыпи бывшей железнодорожной ветки «Будогощь – Чудово», по ней мы пытаемся проехать около 17 км до села Оскуй.

Этот участок железной дороги, который являлся частью строящейся перед Великой Отечественной войной рокадной железнодорожной линии «Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин».

Фрагмент карты Октябрьской железной дороги, 1943 г. с участком ж/д дороги «Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин» (обозначен красной линией)
Фрагмент карты Октябрьской железной дороги, 1943 г. с участком ж/д дороги «Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин» (обозначен красной линией)

Целью создания рокады было снабжения создаваемой военно-морской базы «Ручьи» на Балтийском море, в том числе и для снабжения войск в случае войны с Финляндией. Строили её в условиях повышенной секретности, в обход населенных пунктов, станции были не привязаны к деревням и часто носили отвлеченные названия. Такая трасса позволяла не только сохранить стройку в секрете, но и усложнить наблюдение предполагаемыми шпионами за перевозками по ней. Секретность удалось сохранить, так как в 1941 году немцы узнали о наличии магистрали лишь по факту, когда линия фронта приблизилась к «железке».

Однако в полном объеме строительство до войны завершить не успели. В 1942 году был уложен «временный» рельсовый путь на участке Будогощь — Тихвин (действует до сих пор без какой-либо серьёзной модернизации) для снабжения советских войск.В то время как участок Дивенская-Чудово для этих же целей использовался немцами. Отдельные участки насыпи были использованы после войны под узкоколейные железные дороги, ныне разобранные.

Дорога оказалась разнообразной. Здесь были участки на любой вкус и цвет, и хорошие быстрые грунтовки, и плохие грязевые с большими лужами на всю ширину проезда, и полностью заросшие…

Вскоре появились первые лужи.
Вскоре появились первые лужи.

Через 2,5 километра добрались до первого водного препятствия – небольшой речки Ингорь, которую мы преодолели по уложенным здесь брёвнам. При этом по соседству возвышались каменные опоры бывшего мостового перехода железной дороги.

Переходим речку Ингорь.
Переходим речку Ингорь.
Опоры бывшего железнодорожного моста.
Опоры бывшего железнодорожного моста.
Снова хороший, хоть и более заросший участок дороги.
Снова хороший, хоть и более заросший участок дороги.

Тут же мы обнаружили большое количество медвежьи и волчьих следов, от чего нам стало не по себе.

Медвежьи следы были совсем маленькие, вероятно здесь побывала медведица с потомством.
Медвежьи следы были совсем маленькие, вероятно здесь побывала медведица с потомством.
Предположительно волчьи следы.
Предположительно волчьи следы.

Следующие 14 км нам пришлось ехать и петь громко на весь лес, чтобы обозначить своё присутствие и отпугнуть от себя зверей, которые возможно могли располагаться поблизости. Исполнялся широкий репертуар, от песен Шаляпина до группировки Ленинград, на бис были прогорланенызенитовские кричалки.

Далее нас ожидало ещё немало грязных грунтовок с большим количеством луж, которые потом к тому же оказались изъезжены и разбиты лесовозами.

А вот и та техника, которая разбила дорогу.
А вот и та техника, которая разбила дорогу.

Напоследок преодолеваем ещё несколько прилично заросших травой участков грунтовки, после которых дорога становится лучше и можно ехать по ней без особых проблем.

Не совсем заросший участок дороги
Не совсем заросший участок дороги
Здесь же замечаем ещё следы лося
Здесь же замечаем ещё следы лося
Выехали на грейдерную дорогу ведущую к селу Оскуй
Выехали на грейдерную дорогу ведущую к селу Оскуй

Добравшись до села Оскуй, выезжаем на асфальтовое шоссе, дальше будем ехать по нему.

Шоссе в Оскуе.
Шоссе в Оскуе.

Лесная часть отняла много сил, поэтому в Оскуе сделали продолжительную остановку и подкрепились.

Здесь останавливаемся у разрушенной Богородицкой церкви.

Богородицкая церковь в Оскуе.
Богородицкая церковь в Оскуе.

Каменная Богородицкая церковь была построена в 1812 году на средства Алексея Андреевича Аракчеева. Позже в 1889 году церковь была перестроена, её площадь увеличена. Строительство велось на средства местных промышленников Любищевых.

Рядом с церковью расположен памятник на могиле Алексея Сергеевича Любищева.

Памятник А.С. Любищеву. Фото с Яндекс карт, 2021 г.
Памятник А.С. Любищеву. Фото с Яндекс карт, 2021 г.

Алексей Сергеевич Любищев – внук Артемия Петровича 3агребина, - бывшего крепостной графа Аракчеева, который, благодаря таланту и полученной вольной, стал крупным купцом. Сам А.С. Любищев был лесопромышленником, миллионером и почётным гражданином Новгорода. В свою очередь, его сын, Александр Алексеевич Любищев, был купцом, который после революции вернулся из Англии и стал советским служащим.

Переехав на противоположный берег реки Оскуя, подъезжаем к заброшенной усадьбе Любищева, построенной в 1896 году. В советское время здесь располагалась школа.

Покидаем Оскуй и движемся в сторону посёлка Грузино.

Хорошая, но скучная прямая дорога до Грузино.
Хорошая, но скучная прямая дорога до Грузино.

По дороге проезжаем деревню Новая с богатой историей. Здесь проходил Тихвинский тракт – дорога из Великого Новгорода в Тихвин, а также располагались несколько спичечных фабрик «спичечного короля» Василия Андреевич Лапшина, на которых производилось 8 миллиардов спичек в год. Поблизости раньше располагался Вавольский родник, который сейчас увы иссяк. Ещё одна достопримечательность этого места, которую мы не смогли найти, поскольку сразу о ней не знали, - это старый арочный мост, предположительно, времён графа Аракчеева

Каменный мост у деревни Новая (в 200-х метрах от шоссе в сторону деревни Некшино.
Каменный мост у деревни Новая (в 200-х метрах от шоссе в сторону деревни Некшино.

Ещё через километр после деревни Новая останавливаемся у Грузинского кладбища, где сохранилась и была частично восстановлена кирпичная арка. Здесь раньше до войны находилась старая деревня Модня, известная по переписям как населённый пункт возникший ещё до 16 века.

Едем дальше и через 18 километров хорошей дороги добираемся до села Грузино - бывшей усадьбы военного министра царской России графа Аракчеева, которую ему пожаловал император Павел I. Усадьба обустраивалась в общей сложности с 1799 по 1822 года. За этот период были построены летний дворец, Андреевский собор, каменный дворец, две причальные башни, соборная колокольня, павильон, чугунная колоннада, памятники Павлу I и Александру I и т.п.

План схема усадьбы.
План схема усадьбы.
Вид села Грузина от реки Волхов, 1812
Вид села Грузина от реки Волхов, 1812
Грузино. Вид от паромной пристани, 1880
Грузино. Вид от паромной пристани, 1880
Андреевский собор
Андреевский собор
Соборная колокольня 1822 года
Соборная колокольня 1822 года
Пристань с башнями
Пристань с башнями
Чугунная колоннада
Чугунная колоннада
Павильон в парке, с посвящением генералу П. И. Мелессино
Павильон в парке, с посвящением генералу П. И. Мелессино

В советское время усадьба была запущена, хотя и имела статус историко-бытового музея. А во время Великой отечественной войны среди сооружений Грузино немцами был создан мощный плацдарм на правом берегу Волхова, который, соответственно, на протяжении долгого времени хотели ликвидировать советские войска. Поэтому сооружения некогда большой и величественной усадьбы, памятника русского классицизма, были сильно разрушены и окончательно разобраны после войны. Усадьба перестала существовать. Сейчас от некогда поражавшей воображение усадьбы остался лишь заросший парк с очертаниями каналов и прудов.

В 1833 году между собором и усадебным домом был поставлен аллегорический бронзовый памятник императору Александру I. На красном гранитном пьедестале было три фигуры: Вера, Надежда и Милосердие, державшие бюст императора; Милосердие одновременно короновало его сияющим небесным венком. С двух сторон у подножия памятника располагались две фигуры: российский воин с щитом (с гербом графа) и освобождённая (от Наполеона) Европа. Спереди на пьедестале было выбито «Государю-благодетелю по кончине Его».

Памятник Александру I
Памятник Александру I

Памятник был уничтожен во время Великой Отечественной войны. От памятника частично остался только пьедестал.

В 2003 году в Грузино возвели новую деревянную Андреевскую церковь с колокольней. Церковь назвали вчесть апостола Андрея Первозваннаго, который, по преданию, посетил это место, водрузил на нем крест, отчего будто бы это место и называется «Грузино», и предсказал, что здесь будет христианство процветать.

Новая небольшая Андреевская церковь расположена в очень пейзажном месте на возвышенности у берега Волхова.
Новая небольшая Андреевская церковь расположена в очень пейзажном месте на возвышенности у берега Волхова.

Рядом расположен каменный памятник, указывающий место, на котором апостол Андрей водрузил крест.

-56

В прошлом году мы уже заезжали в Грузино и у местного магазина повстречали серого кота, который тогда был дико голодным и орал на всю округу, пришлось нам его накормить.

Теперь снова видим знакомую серую морду у магазина! На этот раз кот был в меру упитан и сыт, есть не просил.

Тот самый серый кот!
Тот самый серый кот!

А после Грузино нас ожидало долгое нудное шоссе с длинными прямыми участками, во время езды по которым хотелось загрузить фильм на телефон и посмотреть его.

Единственное, что разнообразило нашу скучную дорогу, это красивые серые цапли, которые в большом количестве стояли на мелководье в траве разлива реки Кересть, здесь же открывались прекрасные пейзажи на природу.

Пейзажный вид реки Кересть
Пейзажный вид реки Кересть

В Чудово приехали раньше намеченного, поэтому сели на обычную электричку и отправились в Петербург.

Чудово – город воинской славы.
Чудово – город воинской славы.
На платформе в Чудово. Испачкался, но бывало хуже.
На платформе в Чудово. Испачкался, но бывало хуже.

До новых путешествий, благодарю за внимание!

Читайте также другие статьи о велосипедных путешествиях, например, про маршруту в Кургальском заказнике: