- Тип маршрута: велосипедный
- Дата поездки: 22 июня 2024 года
- Сложность: 4 из 5 балла
- Направление: юго-восток, Кириши, Будогощь. Новгородская область, Чудово
- Протяжённость: ≈ 105 км
- Набор высоты: 407 м (по картам Strava)
- Покрытие: 85 км асфальта, 4 км грейдера, 17км грунтовой дороги по бывшей ж/д ветке с завалами деревьев
- Наличие грязи: приличное количество грязевых участков с лужами и завалами деревьев на участке бывшей ж/д ветки от Будогощи до Оскуя
- Краткое описание: Первая часть маршрута от Кириши до Будогощи это быстрый асфальтовый участок шоссе через красивый лес. После Будогощи начинается грунтовый участок по насыпи бывшей железной дороги от Будогощи до Чудово, а точнее мы проехали его до села Оскуй. Здесь повстречаются дороги на любой вкус и цвет, и быстрые грунтовки, и грязные, и с большими лужами на всю ширину проезда, и полностью заросшие. Далее от села Оскуй через Грузино добираемся по шоссе до Чудово в Новгородской области.
- Достопримечательности: В Киришах: мемориал «Эхо Войны», Прибрежный парк на Волховской набережной, памятник погибшим деревням, Николаевский храм-часовня; руины ГЭС и красивые лесные озёра в Будогощи, участок бывшей железнодорожной ветки «Будогощь-Чудово» (до Оскуя); бывшая усадьба Любищева и руины Богородицкой церкви с могилой Любищева в Оскуе; парк усадьба Аракчеева, Андреевская церковь, постамент памятника Александру I в Грузино; пейзажные разливы реки Кересть, Казанская церковь в Чудово.
- Маршрут на Strava Кириши-Будогощь-Чудово (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)
В эти выходные была запланирована поездка из города Кириши до Чудово через Будогощь. Маршрут преимущественно асфальтовый за исключением одного лесного участка протяжённостью около 17 км.
GPX трек маршрута: Кириши-Будогощь-Чудово (Яндекс Диск)
До Кириши едем с Московского вокзала на ранней электричке с отправлением в 7:00 и проводим в пути долгие 2 часа 16 минут.
Большого количества достопримечательностей на маршруте не предвидится, в Будогощи подъедем к разрушенной плотине ГЭС и оттуда же проедем по запланированному грунтовому участку - бывшей железнодорожной ветке "Будогощь - Чудово". В посёлке Оскуй увидим остатки старой усадьбы и руины церкви. Далее в Грузино заедем в парк усадьбы Аракчеева и увидим постамент памятника Александру I.
Стартуем из знакомого нам, по одной из прошлых поездок, города Кириши, поэтому рассказывать о нём в этот раз не буду. Делаем небольшой кружок по набережной и парку города и отправляемся дальше на трассу в сторону Будогощи.
Шоссе до Будогощи оказалось добротным и пролегало среди красивого леса и полей, рельеф был не скучный, иногда встречались умеренные подъёмы и спуски.
Через 24 км сворачиваем с шоссе на грунтовую дорогу и едем в посёлок с запоминающимся название Пчёвжа.
Но кроме как названия, больше этот посёлок ничем не примечателен, каких-то интересных достопримечательностей здесь мы не нашли, разве что было несколько благоустроенных площадок с лавочками, качелями и детскими площадками.
В целом посёлок оставил приятное впечатление, сюда приятно приезжать, например, на дачный отдых.
Едем дальше по хорошему шоссе и через 9 км нас встречает посёлок Будогощь своими замечательными сосновыми лесами.
Будогощь как деревня впервые упоминается ещё в переписи 1710 года.
Населённый пункт приятно удивил, думал здесь разруха, но посёлок оказался довольно ухоженным и приятным. Не смотря на то, что здесь почти нет никаких достопримечательностей, я всё равно получил удовольствие от поездки по посёлку с неплохими асфальтовыми дорогами. Здесь вначале делаем остановку у местного магазина, где перекусили и взяли кофе.
После едем осмотреть разрушенную ГЭС на речке Пчёвжа, здесь же приятно проводим время на берегу у воды.
Подойти к самой ГЭС оказалось не возможно, с нашей стороны сооружение было отделено руслом речки Пчёвжа, а с противоположного берега подходов не наблюдалось, вокруг всё заросло. Будогощская ГЭС относится к малым гидроэлектростанциям Ленинградской области, мощностью менее 25 МВт. ГЭС была построена в 1959 году и проработала до начала 90-х годов. 1992 году была частично разрушена плотина ГЭС, и после демонтировано оборудование и иные инженерные системы. На сегодняшний день восстановление ГЭС экономически нецелесообразно.
Сразу после Будогощи сворачиваем к живописному Зелёному озеру, вначале останавливаемся на небольшой гранитной набережной, судя по всему сделанной одними из владельцев ближайших дорогих домов.
Объезжаем озеро, двигаясь вдоль посёлка, и таким образом добираемся до песчаного пляжа в красивом сосновом лесу.
Едем дальше и вскоре выбираемся на прямой грунтовый участок дороги (просеки) в лесу. Здесь начинается самая интересная и сложная часть нашего маршрута, это остатки насыпи бывшей железнодорожной ветки «Будогощь – Чудово», по ней мы пытаемся проехать около 17 км до села Оскуй.
Этот участок железной дороги, который являлся частью строящейся перед Великой Отечественной войной рокадной железнодорожной линии «Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин».
Целью создания рокады было снабжения создаваемой военно-морской базы «Ручьи» на Балтийском море, в том числе и для снабжения войск в случае войны с Финляндией. Строили её в условиях повышенной секретности, в обход населенных пунктов, станции были не привязаны к деревням и часто носили отвлеченные названия. Такая трасса позволяла не только сохранить стройку в секрете, но и усложнить наблюдение предполагаемыми шпионами за перевозками по ней. Секретность удалось сохранить, так как в 1941 году немцы узнали о наличии магистрали лишь по факту, когда линия фронта приблизилась к «железке».
Однако в полном объеме строительство до войны завершить не успели. В 1942 году был уложен «временный» рельсовый путь на участке Будогощь — Тихвин (действует до сих пор без какой-либо серьёзной модернизации) для снабжения советских войск.В то время как участок Дивенская-Чудово для этих же целей использовался немцами. Отдельные участки насыпи были использованы после войны под узкоколейные железные дороги, ныне разобранные.
Дорога оказалась разнообразной. Здесь были участки на любой вкус и цвет, и хорошие быстрые грунтовки, и плохие грязевые с большими лужами на всю ширину проезда, и полностью заросшие…
Через 2,5 километра добрались до первого водного препятствия – небольшой речки Ингорь, которую мы преодолели по уложенным здесь брёвнам. При этом по соседству возвышались каменные опоры бывшего мостового перехода железной дороги.
Тут же мы обнаружили большое количество медвежьи и волчьих следов, от чего нам стало не по себе.
Следующие 14 км нам пришлось ехать и петь громко на весь лес, чтобы обозначить своё присутствие и отпугнуть от себя зверей, которые возможно могли располагаться поблизости. Исполнялся широкий репертуар, от песен Шаляпина до группировки Ленинград, на бис были прогорланенызенитовские кричалки.
Далее нас ожидало ещё немало грязных грунтовок с большим количеством луж, которые потом к тому же оказались изъезжены и разбиты лесовозами.
Напоследок преодолеваем ещё несколько прилично заросших травой участков грунтовки, после которых дорога становится лучше и можно ехать по ней без особых проблем.
Добравшись до села Оскуй, выезжаем на асфальтовое шоссе, дальше будем ехать по нему.
Лесная часть отняла много сил, поэтому в Оскуе сделали продолжительную остановку и подкрепились.
Здесь останавливаемся у разрушенной Богородицкой церкви.
Каменная Богородицкая церковь была построена в 1812 году на средства Алексея Андреевича Аракчеева. Позже в 1889 году церковь была перестроена, её площадь увеличена. Строительство велось на средства местных промышленников Любищевых.
Рядом с церковью расположен памятник на могиле Алексея Сергеевича Любищева.
Алексей Сергеевич Любищев – внук Артемия Петровича 3агребина, - бывшего крепостной графа Аракчеева, который, благодаря таланту и полученной вольной, стал крупным купцом. Сам А.С. Любищев был лесопромышленником, миллионером и почётным гражданином Новгорода. В свою очередь, его сын, Александр Алексеевич Любищев, был купцом, который после революции вернулся из Англии и стал советским служащим.
Переехав на противоположный берег реки Оскуя, подъезжаем к заброшенной усадьбе Любищева, построенной в 1896 году. В советское время здесь располагалась школа.
Покидаем Оскуй и движемся в сторону посёлка Грузино.
По дороге проезжаем деревню Новая с богатой историей. Здесь проходил Тихвинский тракт – дорога из Великого Новгорода в Тихвин, а также располагались несколько спичечных фабрик «спичечного короля» Василия Андреевич Лапшина, на которых производилось 8 миллиардов спичек в год. Поблизости раньше располагался Вавольский родник, который сейчас увы иссяк. Ещё одна достопримечательность этого места, которую мы не смогли найти, поскольку сразу о ней не знали, - это старый арочный мост, предположительно, времён графа Аракчеева
Ещё через километр после деревни Новая останавливаемся у Грузинского кладбища, где сохранилась и была частично восстановлена кирпичная арка. Здесь раньше до войны находилась старая деревня Модня, известная по переписям как населённый пункт возникший ещё до 16 века.
Едем дальше и через 18 километров хорошей дороги добираемся до села Грузино - бывшей усадьбы военного министра царской России графа Аракчеева, которую ему пожаловал император Павел I. Усадьба обустраивалась в общей сложности с 1799 по 1822 года. За этот период были построены летний дворец, Андреевский собор, каменный дворец, две причальные башни, соборная колокольня, павильон, чугунная колоннада, памятники Павлу I и Александру I и т.п.
В советское время усадьба была запущена, хотя и имела статус историко-бытового музея. А во время Великой отечественной войны среди сооружений Грузино немцами был создан мощный плацдарм на правом берегу Волхова, который, соответственно, на протяжении долгого времени хотели ликвидировать советские войска. Поэтому сооружения некогда большой и величественной усадьбы, памятника русского классицизма, были сильно разрушены и окончательно разобраны после войны. Усадьба перестала существовать. Сейчас от некогда поражавшей воображение усадьбы остался лишь заросший парк с очертаниями каналов и прудов.
В 1833 году между собором и усадебным домом был поставлен аллегорический бронзовый памятник императору Александру I. На красном гранитном пьедестале было три фигуры: Вера, Надежда и Милосердие, державшие бюст императора; Милосердие одновременно короновало его сияющим небесным венком. С двух сторон у подножия памятника располагались две фигуры: российский воин с щитом (с гербом графа) и освобождённая (от Наполеона) Европа. Спереди на пьедестале было выбито «Государю-благодетелю по кончине Его».
Памятник был уничтожен во время Великой Отечественной войны. От памятника частично остался только пьедестал.
В 2003 году в Грузино возвели новую деревянную Андреевскую церковь с колокольней. Церковь назвали вчесть апостола Андрея Первозваннаго, который, по преданию, посетил это место, водрузил на нем крест, отчего будто бы это место и называется «Грузино», и предсказал, что здесь будет христианство процветать.
Рядом расположен каменный памятник, указывающий место, на котором апостол Андрей водрузил крест.
В прошлом году мы уже заезжали в Грузино и у местного магазина повстречали серого кота, который тогда был дико голодным и орал на всю округу, пришлось нам его накормить.
Теперь снова видим знакомую серую морду у магазина! На этот раз кот был в меру упитан и сыт, есть не просил.
А после Грузино нас ожидало долгое нудное шоссе с длинными прямыми участками, во время езды по которым хотелось загрузить фильм на телефон и посмотреть его.
Единственное, что разнообразило нашу скучную дорогу, это красивые серые цапли, которые в большом количестве стояли на мелководье в траве разлива реки Кересть, здесь же открывались прекрасные пейзажи на природу.
В Чудово приехали раньше намеченного, поэтому сели на обычную электричку и отправились в Петербург.
До новых путешествий, благодарю за внимание!
Читайте также другие статьи о велосипедных путешествиях, например, про маршруту в Кургальском заказнике:
- Маршрут на Strava Кириши-Будогощь-Чудово (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)