Убеждение в том, что хан Батый (Бату, хан улуса Джучи), возможно, был христианином, зиждется на сравнительно лояльном отношении монголо-татар к Русской Церкви. Но оно, как показывают исторические источники, таковым было далеко не всегда.
Миссиология и Бату
Дьякон РПЦ Андрей Кураев* писал в своем блоге, что история отношения к христианству Батыя-Бату, изложенная российским историком, доктором исторических наук и профессором СпбГУ Александром Майоровым, интересна для исследователей миссиологии (науки о миссии Церкви).
В статье Майорова говорится, что хан Батый, «по имеющимся сведениям», «вполне мог бы быть христианином». Но сам Бату этого никогда не признавал. Майоров ссылается на тексты персидского автора Вассафа, сообщавшего, что Батый, будучи на самом деле христианином, чуждался каких-либо вероисповеданий и учений, нетерпимость и хвастовство также были ему несвойственны.
Итальянский францисканец Джованни Плано Карпини, первым из европейцев посетивший Монгольскую империю в XIII веке, так в своем труде описывал отношение сына Бату, Сартака к христианству: итальянец говорил, что приближенные Сартака утверждали – их господин вовсе не христианин, а моал – представитель народа, верующего в Единого Бога. Но, по сути, это была вариация языческого верования.
Персидский государственный деятель и историк Джувейни также писал, что Батый всегда исповедовал язычество – поклонялся Культу Вечного Синего Неба (Тенгри).
Как он относился к православию
Одним из самых распространенных исторических заблуждений является утверждение, что хан Батый был веротерпимым. Это не так. И тому подтверждение – документальные свидетельства.
Батый был язычником, и русских князей, приходящий в Орду с целью получения ярлыка на княжение, он «прислонял» к своей вере – то было подтверждением уважения и подтверждения господства ордынцев над Русью.
Не все покорялись.
В «Житии святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, черниговских чудотворцев», сказано, как обошелся в 1246 году Батый с князем Михаилом Черниговским. Михаил не поклонился идолу Чингисхана, и вместе с верным боярином Федором принял мученическую смерть.
Батый очень удивился сему обстоятельству (прежде такого не бывало), и назвал Михаила «великим мужем».
В 1987 году РПЦ причислила Михаила Всеволодовича к лику святых, с тех пор 22 сентября у православных – его праздник.
Это был не единственный случай расправы Батыя с иноверцами. Ипатьевская летопись свидетельствует о том, что православный князь Даниил Галицкий претерпел «зело много кудейства и бешения» от посещения Батыя – унизительно кланялся по их обычаю, пил кумыс, от которого князя рвало. Летописец излагал, что тогда была «злее зла честь татарская». Но тем не менее Даниил Галицкий не сдюжил, повиновался Батыю.
... Хан Батый никогда православным христианином не был – нет ни одного источника, который бы это подтверждал. Бату, силой укреплял свою, языческую, веру – так, как он ее понимал.
Повиновались этой воле, судя по историческим источникам, далеко не все русские князья.
*-признан иноагентом на территории РФ