И это отнюдь не рассказ о сегодняшнем дне, это сюжет фильма, вышедшего в 1982 году.
«Такая поздняя, такая тёплая осень» — последняя режиссёрская работа Ивана Миколайчука, одного из самых ярких и талантливых кинематографистов Украины, который, увы, ушёл из жизни слишком рано.
Картина выходила на экран с трудом, и не вполне обычный сюжет — одна из причин проблем с прокатом. Ну а самое, наверное, интересное, что мысль сделать такое кино пришла Ивану Миколайчуку после встречи с украинцем, много лет прожившим в Аргентине. Его история отчасти и легла в основу сценария.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Иван Миколайчук позже рассказывал, что история пожилого соотечественника, десятилетия проведшего вдали от родину, его поразила. Мужчина на закате жизни начал терять зрение и вдруг страстно захотел вернуться домой, на Украину. Он уехал оттуда ещё в тридцатые, годами пытался добиться успеха, метался по разным уголкам мира и в итоге осел в Латинской Америке. Там-то с ним случайно и познакомился Миколайчук. Узнав, что родом эмигрант с Буковины, из мест, где он родился сам, режиссёр особенно остро захотел помочь мужчине и способствовал организации поездки в СССР. К сожалению, из-за работы он сам не смог встретить гостя, но потом ему рассказали о произошедшем.
В аэропорту украинского аргентинца встречала делегация из его родного села, в том числе сестра. От стресса, пусть и радостного, мужчина, увы, ослеп окончательно, но очевидцы уверяли, что всё время, пока он был в селе, он свободно там гулял, помня буквально каждый дом, каждый поворот, каждую развилку. Был даже эпизод, когда мужчина на глазах соседей остановился и стал разуваться, чтобы перейти местную речушку, которую он отлично помнил, вброд.
Но река уже давно изменила русло, о чём он, конечно, знать не мог. И этот трогательный момент особенно вдохновил Ивана Миколайчука, он тут же засел за сценарий.
Уже работая на сценарием, Миколайчук узнал, что у писателя Виталия Коротича есть повесть с похожим сюжетом. Главной героиней там была девушка-украинка, чьи родители в войну сотрудничали с фашистами, а потом, чтобы избежать наказания, сбежали с гитлеровцами. Повзрослев, девушка узнала правду о родителях и решительно с ними порвала, а потом переехала в Киев.
Иван Миколайчук встретился с Виталием Коротичем и предложил писать сценарий вместе.
Добавили правдивости истории и знания Виталия Коротича подноготной эмигрантской жизни: он несколько лет провёл в Канаде и США в качестве советника при ООН и был вхож в эмигрантские общины, знал, чем жили когда-то оставившие родину люди и как мечтали побывать там.
Результатом сотрудничества Ивана Миколайчука и Виталия Коротича стал сценарий «Такая поздняя, такая тёплая осень», где главными героями оказались Майкл Руснак и Орыся, его внучка, жители Канады.
Когда-то Михайло Руснак уехал с Буковины с маленькой дочкой в поисках лучшей жизни. Даже не уехал, а ушел через снег, таща хромоногую лошадь с дочуркой и скромным скарбом.
Он грезил Америкой, ведь «американская земля такая богатая, что на ней всем место есть». Сейчас, спустя десятилетия, он — вполне уважаемый обеспеченный фермер, член местной украинской общины, дедушка взрослой внучки, настоящей красавицы. Правда, несколько лет назад он купил недорогой коттедж возле полигона, где проводят испытания неизвестно чего, и теперь стремительно слепнет.
Грозящая слепота да и в целом приближающийся финал заставляют Майкла принять решение о поездке в советскую Украину.
В процессе подготовки он принимает послания от других членов общины, таких же стариков, как он: благолепного Петро Кривчука из Ванкувера, великовозрастного холостяка Николы Грицкова из Виннипега (а родом из Верхнего Водяного), который всё ещё планирует жениться на на карпатской дивчине, и других.
Оказавшись на родине, Майкл слепнет, как и его реальный прототип. Но у его внучки Орыси начинаются необычные приключения: она прекрасно говорит на украинском языке, но местный быт ей совсем не знаком и удивителен. Орысе предстоит масса открытий и главное событие — знакомство с Григором, видным парнем, любимцем девушек, который, однако, так пока и не нашёл любимую.
Интересный факт, который не могу не отметить. В селе Орыся знакомится с местными жителями, очень доброжелательными и дружелюбными, которые встречают её как свою.
Невестка одной из сельчанок — врач Изигюль из Ташкента, её привёз сын женщины. Изигюль (которая для простоты Гуля) говорит на русском и её всё понимают, хоть и отвечают по-украински. А Орыся интересуется, как Гулю здесь воспринимают — как белую или как цветную.
Мне кажется, в восьмидесятые этот вопрос даже не всем был понятен (не утверждаю это. Но я бы точно смысла не поняла).
Роль Михайло/Майкла Руснака Иван Миколайчук отдал своему учителю из Черновицкой театральной студии Петру Михневичу, который уже отметил 80-летие. Для актёра это была последняя роль, в каком-то смысле даже лебединая песня в кино — красивый и прощальный образ.
Молодым Михайло стал Григорий Гладий. Орысю, внучку, сыграла Галина Сулима, ученица Сергея Бондарчука, только что окончившая ВГИК.
В роли нищего деревенского философа Мелетия, единственного свидетеля отъезда Михайло из деревни, — Лесь Сердюк.
Он же сыграл сына Мелетия, местного врача, которого ослепший Майкл поначалу принимает за самого Мелетия.
Ну а самому себе Иван Миколайчук отвёл роль Григора, то самого, что завесил всю стену журнальными красотками и объехал все стройки Союза, так и не найдя жену (по словам односельчанки).
Снимали мелодраму на Буковине, родной земле и Ивана Миколайчука, и его героя. Режиссёр принципиально отказался от современной музыки: в качестве музыкального сопровождения использовали классику и очень много народных песен в исполнении буковинских музыкантов и народных коллективов. В массовых сценах — местные жители, которые с удовольствием присоединились к работе над поэтичной лентой, воспевающей красоту простой жизни. Позднее Иван Миколайчук сказал:
«Снимая фильм, я хотел отдать дань земле, на которой родился, поклониться ей, преображённой трудом нашего народа».
Надо сказать, что «Такая поздняя, такая тёплая осень» получилась атмосферной и настроенческой. Несмотря на множество диалогов, герои всё-таки больше самовыражаться через чувства и ощущения и это передаётся зрителям. Операторская работа безупречна и воздух буквально проникает через экран, чувствуется чуть ли не руками. Журнал «Советский экран» отмечал:
«Пастельная определённость пейзажей, живописность явленного на экране крестьянского быта, красочная щедрость традиционных национальных обрядов и праздников, очарование народных песен, пронизывающих чуть ли не каждую сцену, — все эти компоненты рассказывают о героях картины не меньше, чем произносимые ими слова».
Но главное, конечно, иное — мысли о родине в самом простом, самом обыкновенном понимании слова. Спутник и давний приятель Майкла, приехавший с ним на Украину, темнокожий Джексон восхищается нежно цветущими деревьями. И ослепший Майкл на секунду тоже разделяет его восторг, а потом зло говорит, что
это всего лишь пустоцветы, красивые, но бесполезные цветы, которые не дадут плодов. Как и его собственная жизнь, оставшаяся пустоцветом беглеца, так и не нашедшего умиротворения.
А вы задумывались когда-нибудь об эмиграции?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: