Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Украинский эмигрант вернулся просить прощения у родной земли

И это отнюдь не рассказ о сегодняшнем дне, это сюжет фильма, вышедшего в 1982 году.

«Такая поздняя, такая тёплая осень» — последняя режиссёрская работа Ивана Миколайчука, одного из самых ярких и талантливых кинематографистов Украины, который, увы, ушёл из жизни слишком рано.

Картина выходила на экран с трудом, и не вполне обычный сюжет — одна из причин проблем с прокатом. Ну а самое, наверное, интересное, что мысль сделать такое кино пришла Ивану Миколайчуку после встречи с украинцем, много лет прожившим в Аргентине. Его история отчасти и легла в основу сценария.

Кадр из фильма «Такая поздняя, такая тёплая осень»
Кадр из фильма «Такая поздняя, такая тёплая осень»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Иван Миколайчук позже рассказывал, что история пожилого соотечественника, десятилетия проведшего вдали от родину, его поразила. Мужчина на закате жизни начал терять зрение и вдруг страстно захотел вернуться домой, на Украину. Он уехал оттуда ещё в тридцатые, годами пытался добиться успеха, метался по разным уголкам мира и в итоге осел в Латинской Америке. Там-то с ним случайно и познакомился Миколайчук. Узнав, что родом эмигрант с Буковины, из мест, где он родился сам, режиссёр особенно остро захотел помочь мужчине и способствовал организации поездки в СССР. К сожалению, из-за работы он сам не смог встретить гостя, но потом ему рассказали о произошедшем.

В аэропорту украинского аргентинца встречала делегация из его родного села, в том числе сестра. От стресса, пусть и радостного, мужчина, увы, ослеп окончательно, но очевидцы уверяли, что всё время, пока он был в селе, он свободно там гулял, помня буквально каждый дом, каждый поворот, каждую развилку. Был даже эпизод, когда мужчина на глазах соседей остановился и стал разуваться, чтобы перейти местную речушку, которую он отлично помнил, вброд.

Но река уже давно изменила русло, о чём он, конечно, знать не мог. И этот трогательный момент особенно вдохновил Ивана Миколайчука, он тут же засел за сценарий.

Уже работая на сценарием, Миколайчук узнал, что у писателя Виталия Коротича есть повесть с похожим сюжетом. Главной героиней там была девушка-украинка, чьи родители в войну сотрудничали с фашистами, а потом, чтобы избежать наказания, сбежали с гитлеровцами. Повзрослев, девушка узнала правду о родителях и решительно с ними порвала, а потом переехала в Киев.

Иван Миколайчук встретился с Виталием Коротичем и предложил писать сценарий вместе.

Добавили правдивости истории и знания Виталия Коротича подноготной эмигрантской жизни: он несколько лет провёл в Канаде и США в качестве советника при ООН и был вхож в эмигрантские общины, знал, чем жили когда-то оставившие родину люди и как мечтали побывать там.

Результатом сотрудничества Ивана Миколайчука и Виталия Коротича стал сценарий «Такая поздняя, такая тёплая осень», где главными героями оказались Майкл Руснак и Орыся, его внучка, жители Канады.

Когда-то Михайло Руснак уехал с Буковины с маленькой дочкой в поисках лучшей жизни. Даже не уехал, а ушел через снег, таща хромоногую лошадь с дочуркой и скромным скарбом.

Он грезил Америкой, ведь «американская земля такая богатая, что на ней всем место есть». Сейчас, спустя десятилетия, он — вполне уважаемый обеспеченный фермер, член местной украинской общины, дедушка взрослой внучки, настоящей красавицы. Правда, несколько лет назад он купил недорогой коттедж возле полигона, где проводят испытания неизвестно чего, и теперь стремительно слепнет.

Грозящая слепота да и в целом приближающийся финал заставляют Майкла принять решение о поездке в советскую Украину.

В процессе подготовки он принимает послания от других членов общины, таких же стариков, как он: благолепного Петро Кривчука из Ванкувера, великовозрастного холостяка Николы Грицкова из Виннипега (а родом из Верхнего Водяного), который всё ещё планирует жениться на на карпатской дивчине, и других.

Кадр из фильма. Пётр Михневич в роли Майкла Руснака
Кадр из фильма. Пётр Михневич в роли Майкла Руснака

Оказавшись на родине, Майкл слепнет, как и его реальный прототип. Но у его внучки Орыси начинаются необычные приключения: она прекрасно говорит на украинском языке, но местный быт ей совсем не знаком и удивителен. Орысе предстоит масса открытий и главное событие — знакомство с Григором, видным парнем, любимцем девушек, который, однако, так пока и не нашёл любимую.

Кадр из фильма. Иван Миколайчук в роли Григора
Кадр из фильма. Иван Миколайчук в роли Григора

Интересный факт, который не могу не отметить. В селе Орыся знакомится с местными жителями, очень доброжелательными и дружелюбными, которые встречают её как свою.

Кадр из фильма. Галина Сулима в роли Орыси
Кадр из фильма. Галина Сулима в роли Орыси
Невестка одной из сельчанок — врач Изигюль из Ташкента, её привёз сын женщины. Изигюль (которая для простоты Гуля) говорит на русском и её всё понимают, хоть и отвечают по-украински. А Орыся интересуется, как Гулю здесь воспринимают — как белую или как цветную.

Мне кажется, в восьмидесятые этот вопрос даже не всем был понятен (не утверждаю это. Но я бы точно смысла не поняла).

Кадр из фильма. Пётр Михневич
Кадр из фильма. Пётр Михневич

Роль Михайло/Майкла Руснака Иван Миколайчук отдал своему учителю из Черновицкой театральной студии Петру Михневичу, который уже отметил 80-летие. Для актёра это была последняя роль, в каком-то смысле даже лебединая песня в кино — красивый и прощальный образ.

Кадр из фильма. Григорий Гладий
Кадр из фильма. Григорий Гладий

Молодым Михайло стал Григорий Гладий. Орысю, внучку, сыграла Галина Сулима, ученица Сергея Бондарчука, только что окончившая ВГИК.

Кадр из фильма. Галина Сулима
Кадр из фильма. Галина Сулима

В роли нищего деревенского философа Мелетия, единственного свидетеля отъезда Михайло из деревни, — Лесь Сердюк.

Кадр из фильма. Лесь Сердюк
Кадр из фильма. Лесь Сердюк

Он же сыграл сына Мелетия, местного врача, которого ослепший Майкл поначалу принимает за самого Мелетия.

Кадр из фильма. Лесь Сердюк и Пётр Михневич
Кадр из фильма. Лесь Сердюк и Пётр Михневич

Ну а самому себе Иван Миколайчук отвёл роль Григора, то самого, что завесил всю стену журнальными красотками и объехал все стройки Союза, так и не найдя жену (по словам односельчанки).

Кадр из фильма. Галина Сулима и Иван Миколайчук
Кадр из фильма. Галина Сулима и Иван Миколайчук

Снимали мелодраму на Буковине, родной земле и Ивана Миколайчука, и его героя. Режиссёр принципиально отказался от современной музыки: в качестве музыкального сопровождения использовали классику и очень много народных песен в исполнении буковинских музыкантов и народных коллективов. В массовых сценах — местные жители, которые с удовольствием присоединились к работе над поэтичной лентой, воспевающей красоту простой жизни. Позднее Иван Миколайчук сказал:

«Снимая фильм, я хотел отдать дань земле, на которой родился, поклониться ей, преображённой трудом нашего народа».

Надо сказать, что «Такая поздняя, такая тёплая осень» получилась атмосферной и настроенческой. Несмотря на множество диалогов, герои всё-таки больше самовыражаться через чувства и ощущения и это передаётся зрителям. Операторская работа безупречна и воздух буквально проникает через экран, чувствуется чуть ли не руками. Журнал «Советский экран» отмечал:

«Пастельная определённость пейзажей, живописность явленного на экране крестьянского быта, красочная щедрость традиционных национальных обрядов и праздников, очарование народных песен, пронизывающих чуть ли не каждую сцену, — все эти компоненты рассказывают о героях картины не меньше, чем произносимые ими слова».
Кадр из фильма. Галина Сулима и Пётр Михневич, герой которого не глазами, но сердцем увидел вновь «цветущий снег Буковины»
Кадр из фильма. Галина Сулима и Пётр Михневич, герой которого не глазами, но сердцем увидел вновь «цветущий снег Буковины»

Но главное, конечно, иное — мысли о родине в самом простом, самом обыкновенном понимании слова. Спутник и давний приятель Майкла, приехавший с ним на Украину, темнокожий Джексон восхищается нежно цветущими деревьями. И ослепший Майкл на секунду тоже разделяет его восторг, а потом зло говорит, что

это всего лишь пустоцветы, красивые, но бесполезные цветы, которые не дадут плодов. Как и его собственная жизнь, оставшаяся пустоцветом беглеца, так и не нашедшего умиротворения.

А вы задумывались когда-нибудь об эмиграции?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: