Том 2
Начинается с рубрики «Галерея», в которой объединились имена, судьбы, характеры, творческое самовыражение сельских мастеров, создавших удивительные образцы декоративно-прикладного творчества, которыми славилась Тюменская земля.
Знакомство с образцами тюменской домовой резьбы, сохранившейся в деревнях Тюменского района. В чем ее уникальность раскрывает искусствовед Елена Козлова-Афанасьева в статье «Деревянная архитектурная резьба конца XIX – начала ХХ века в окрестностях Тюмени. Истоки своеобразного плоскостно-барельефного стиля орнаментальной резьбы тюменских мастеров автор относит к художественным традициям древнерусской плоскорельефной резьбы, а корни последней в свою очередь уходят к плоским рельефам Византии и Востока. Связанные по большей части с народными истоками, традиции плоскорельефной резьбы в западносибирском искусстве не только сохранились, но и получили новый толчок к своему развитию в декоре тюменского (не только городского, но и крестьянского) деревянного зодчества. Это придаёт ему особую ценность».
О знаменитых тюменских коврах, сотканных мастерицами из деревни Каменка, которые были удостоены золотых медалей на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., статья Н.И. Сезевой. Автор пишет: «…наивысшим международным признанием художественного промысла стало участие тюменских ковровщиц в Парижской выставке. Благодаря архивным материалам удалось установить, что мастерицей, чьи ковры получили почётный диплом, была Василиса Викулова из далекого сибирского села Каменское Тюменского уезда».
О феномене Тюменской (кармацкой) росписи, включенной в 2023 г. в региональный Реестр нематериального достояния народов Тюменской области, статья В.Быковой, В.Барадулина и И.Несторовой. На примере домовых росписей раскрывается глубокая содержательность этого вида народного искусства. Уходящая корнями в далёкую древность, роспись основана на мировосприятии крестьянина. В альманахе представлены яркие образцы этого культурного достояния Тюменского края.
Зайтуна Тычинских пишет о декоративно-прикладном творчестве сибирских татар и бухарцев.
Поэтическую страницу Галереи открывает творчество Героя Советского союза, летчика Владимира Шарпатова. Как пишет о нем Александр Вычугжанин: «Он по праву является героем нашего времени. Да и других последующих. Крестьянский труд закалил Шарпатова с детства. Красота родной природы навсегда осталась в его душе. И в этом ключ к пониманию тяги Шарпатова к поэзии, стремлению выразить свою любовь к близким, к природе, к родине».
«Трибуна»
О русском обычае, о сохранении его нравственных основ повествует Анатолий Байбородин: «Из моего восхваления крестьян не следует, что автор сего очерка, бывший сельский житель, приукрашивает русское крестьянство, ибо далее речь пойдёт и о противоречиях народной души, где мучительно смешалось верное и суеверное. Оценка деревенскому простолюдью дана лишь в сравнении с иными российскими сословиями и нынешними временами, когда русские стремительно теряют исконный и спасительный духовно-нравственный образ». Этим автор поднимает проблемы современной деревни.
О последствиях проводимых экспериментов на селе на значительном фактическом материале, охватывающем ключевые вехи истории страны с ХIХ столетия, статья Александра Вычугжанина «Второй фронт русской деревни». Несмотря на все пережитое, автор преклоняется перед жизнестойкостью деревни. Он пишет: «Русская деревня всегда являлась жизнетворным источником тонкой поэзии, великой прозы, божественной музыки. Поэтому уничтожение русской деревни есть безусловное преступление, убивающее разум, творчество, нравственность, душу. Мои строки о деревне, где я прожил своё детство и отрочество…»
Об опустошении деревни и ее современных проблемах очерки:
Игоря Огнева («Русская пустошь»),
Анатолия Ехалова «О ситуации в северных деревнях».
Это боль! Это крик памяти!
Иван Каменецкийо в своей повести « Яблоки для внуков» пишет:
«…Ежегодно приезжая за сотни и тысячи вёрст на свою малую родину, посещая могилы наших родителей, мы всегда находим их убранными неизвестными лицами. Кто-то посадил между могилами отца и матери яблоньку-дичку, выкопанную, очевидно, из заброшенного колхозного сада. Так принято в деревне, чтобы не было заброшенных могил – чтобы память о предках жила».
Воспоминания Юрия Шафраника в статье «Тюмень как столица идей» о трагических событиях в тюменской истории начала 90-х годов XX века, очевидцем и участником которых он был.
«…Оглядываясь назад, делаю выводы, что мы приняли и претворили в жизнь многие своевременные решения. Всё это потом дало свои ростки, даже если некоторое время и находилось под спудом. Вокруг тюменской областной власти возникло ядро, вырабатывающее новые идеи, в которое входили и чиновники, и советники, и привлечённые лица. Это было время, когда Тюмень являлась не только «столицей деревень». Мы «спасали» себя, однако, будучи главной экономической опорой страны, мы тем самым спасали от растерзания всю экономическую базу России. Большая Тюмень была не только столица идей, но и жизненно важных решений для всей России».
«Судьбы. Характеры»
В рубрику вошли очерки о сложных судьбах, непростых характерах. Двадцать личных историй, раскрывающих многие, ранее не известные факты из жизни сибирской деревни. Статья Ирины Горбачевой «Старожилы родом из крестьян» стала результатом многолетнего сбора автором устных воспоминаний старожилов в пятом поколении, признанных сельским миром – лучшими людьми – из рода Лазаревых, Пимневых, Сноповых, Носыревых.
По своей значимости крестьянские мемораты – это речь, погруженная в жизнь. Собранные устные воспоминания о предках объединены родовой памятью, топосом – жизненным пространством - на основании которых складывается история и образ сибирского крестьянина.
Том 3
Том третий начинается с рубрики «Хранители Святой Руси»», в которой раскрывается феномен Веры, религиозности крестьянина, сложившихся на традиционных ценностях, вырастающих из идеи правды, которую невозможно оторвать от совести, означающей «прирожденную правду», которая шире православия. По воспоминаниям старожилов, об устойчивости веры судили по посещению церкви, соблюдению постов и обрядов, по хождению на богомолье. Но особенно – по степени выполнения нравственных норм в целом – «Жить по божески». Эта набожность видна была и в их частной жизни.
О судьбах священнослужителей, о благотворительности, истории храмов, семейных ценностях и патриархальной морали материалы:
Галины Коротаевой
«Собор Тобольских святых. Священномученик Николай Пятницкий»,
« Благотворительная деятельность Иоанна Кронштадтского в Сибири».
Татьяны Тепышевой статья «Дом окнами на скит» -– о долгожданной встрече с осиротевшим родным домом, о жизни в этих стенах нескольких поколений – носителей старой веры полууставщиков, о воспитании детей на ценностях патриархальной морали, о традициях религиозной жизни, которая живет в памяти потомков, носителей этой культуры.
О наследии, патриархальном укладе старообрядцев Приисетья статья Галины Королевой по материалам полевых экспедиций в старообрядческие деревни Исетского района.
«Мир деревни»
В пространстве деревни гармонично соединялись «Мир человека» и «Мир природы». В этом единстве рождалась народная традиционная культура, философия земледельческого труда, жизненный уклад деревни, календарные циклы полевых работ, обычаи и обряды, сельские праздники.
Анатолий Байбородин, русский словесник раскрывает сокровищницу «Земного и небесного крестьянского знания». Мы имеем возможность прикоснуться с нашим национальным истокам – сердцем почувствовать, как звучит наш родной язык.
«Русский месяцеслов», пишет Байбородин, - настольная книга для любого читателя, желающего знать народно-православные праздники, жития святых, обычаи, обряды, поверия, приметы на все случаи жизни, связанные с рождением, крещением и воспитанием детей; выбором невесты и жениха; сватовство и свадьбы на Руси; молодёжные и детские игры; русские похоронные обряды; народные мифы о нечистой, неведомой и крестной силе». Таков диапазон этой книги, житейски полезной, но прежде всего — душеполезной».
Вполне логично замыкает содержательную часть его «Русского месяцеслова» словарь старорусских и диалектных слов, среди которых довольно часто встречаются родные сибирские, тоже несущие знания о наших корнях и истоках родного слова, народного знания о земном и небесном.
В Народном календаре, составленном Н.Л.Скалозубовым, губернским правительственным агрономом Тобольской губернии, нашел отражение многовековой опыт наших предков, их наблюдения за состоянием природы. Для Сибири, с ее сложными погодно-климатическими условиями это было особенно важно. Как отмечали крестьяне: «Не земля родит в Сибири, а небо и труд…».
Смотритель уездных училищ по Тобольской губернии Георгий Маляревский составитель редкого словаря «Особенности говора крестьян – старожилов Тобольской губернии ХIХ в.».
Благодаря усилиям словесников в книге звучит русское слово, привнесенное за Урал переселенцами из уездов Русского Севера.
Григорий Утков — талантливый бытописатель деревни, выходец из крестьянской среды, приводит ценные сведения о повседневной культуре сибиряков, делится своим личным жизненным опытом, о пережитом. Здесь есть чему поучиться, что перенять из мудрого опыта прошлого для жизни нынешней.
Мир деревни - это не только трудовые будни, но и праздники. О развитии песенной культуры русского населения в Среднем Зауралья пишет Лилия Демина, подвижник, собиратель фольклорного наследия. Статья написана на основе многолетних экспедиций по территории южной зоны Тюменской области.
О музыкальной традиции старожилов Приисетья на основе полевых материалов пишет Ярослава Мельникова. Также важно отметить ее вклад, дающий возможность услышать голоса наших предков. К третьему тому прикреплен CD–диск «Крестьянские напевы старообрядческой деревни», «Это чьи таки девчоночки идут».
«Вернисаж»
Здесь развернулись живописные полотна деревенских пейзажей и исторического предместья Тюмени художников Юрия Рыбьякова, Анатолия Седова, Михаила Захарова, Виталия Огородникова. В рубрику вошли статьи искусствоведов Татьяны Борко, Натальи Сезевой.
« Как это было»
В общественной жизни деревни важное значение имели помочи – которые проявлялись в отзывчивости, соседской и родственной взаимопомощи. Этот древний обычай приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми сама крестьянская семья справиться не может, имел широкое распространение в деревне. О прошлой жизни, о том, что не забыто, о помочах пишет Григорий Утков.