Найти тему
КОСМОС

Удивительная причина, почему средневековые карты были такими неточными

Практика прошлого, которая сегодня была бы немыслима

(Лорд Николас Немец (Donnus Nicholas Germanus), картограф Иоганн Резчик по дереву из Армсхайма (Johannes Schnitzer или Johannes de Armssheim), гравер — Decorative Maps by Roderick Barron — ISBN 1851702989
(Лорд Николас Немец (Donnus Nicholas Germanus), картограф Иоганн Резчик по дереву из Армсхайма (Johannes Schnitzer или Johannes de Armssheim), гравер — Decorative Maps by Roderick Barron — ISBN 1851702989

Картография — это древнее искусство, которое действительно достигло своего расцвета только в 19 и 20 веках. Карты, созданные до 19 века, часто были грубыми, неточными и полны ошеломляющего количества изображений и мифологических дополнений. Старые карты изобиловали морскими чудовищами, мифическими королевствами и призрачными островами. Легко просто списать наших предков как суеверных или плохо осведомленных, но это не объясняет, почему карты были такими неточными.

Средневековые карты создавались с осознанием того, что они являются вымышленными или неточными.

Но почему? Почему средневековые карты были такими неточными? Почему картографы того времени рисовали сложные изображения морских чудовищ по краям своих карт, зная, что таких чудовищ не существует?

Неточности в картографии Средневековья и эпохи Возрождения объяснялись осознанным выбором дизайна, известным как «horror vacui». «Horror vacui» в переводе с латыни означает «страх пустоты». В течение многих веков люди, живущие в разных частях света, имели очень мало знаний друг о друге. Европейцы почти не имели точной информации о Африке и Северной Америке. Китайские картографы почти ничего не знали о Великобритании. Японские картографы были не в курсе существования Австралии. И так далее. Когда торговцы, исследователи и солдаты путешествовали по миру, они привозили домой рассказы и заметки о других частях света, а ученые использовали эту информацию для публикации карт и путеводителей. Проблема заключалась в том, что эта информация была неполной. И все это знали.

-2

Разумным шагом было бы оставить неизвестные места на карте пустыми. Однако практика того времени это не позволяла. Картографа, опубликовавшего карту с большими участками пустого пространства, высмеяли бы. Карта с пустыми пространствами считалась бы незавершенной, а создателя карты признали бы недостаточно квалифицированным. Вместо этого картографы заполняли эти пустые места вымышленными вещами, чтобы заполнить пространство ради самого заполнения. Они рисовали морских чудовищ, добавляли информацию о местной фауне или даже придумывали острова, королевства и города, чтобы их карты выглядели достаточно заполненными.

Пири Рейс — Библиотека музея дворца Топкапы, № H 1824 Университет.
Пири Рейс — Библиотека музея дворца Топкапы, № H 1824 Университет.

Только в середине 19 века исследователи стали достаточно уверенными, чтобы начать оставлять части своих карт пустыми, и это положило начало революции в картографии. Публикация карт с большими пустыми участками имела двойной эффект. Во-первых, это подчеркивало тот факт, что значительная часть планеты была неизвестна многим людям. Во-вторых, это побудило новое поколение исследователей к действию. Десятки людей, чьи имена известны и по сей день, смотрели на карты с пустыми местами и задавались вопросом, что может там находиться. У них возникало жгучее желание узнать, что скрывают эти белые пятна на карте.

Средневековые карты имели противоположный эффект. Многие люди, глядя на карты, заполненные мистическими королевствами и ужасными монстрами, испытывали страх смерти. Это частично объясняет, почему так долго никто не решался плыть на запад из Испании, а не на восток. Пустые места на карте вызывали чувство ужаса, а не возбуждения.

Пьеро Фалькетта — «Карта Фра Мауро»
Пьеро Фалькетта — «Карта Фра Мауро»

Еще одно, что часто делали исследователи, особенно в эпоху Великих географических открытий, — это заполняли пустые пространства водой. Именно поэтому ходили слухи о Северо-Западном проходе, внутренних морях и недоразумениях относительно Тихого океана. Вместо того чтобы предположить, что за береговой линией есть земля, некоторые картографы думали, что пустые пространства должны содержать значительные водные массы.

Средневековые картографы должны были оставлять большие части своих карт пустыми веками ранее. Но практика «horror vacui» мешала людям делать это. Сегодня идея просто заполнить карту вымышленными объектами для заполнения пространства кажется абсурдной. Современная аудитория скорее предпочла бы пустую карту, чем искаженную ради соблюдения определенной эстетики или повествования, но сотни лет назад предпочтения были противоположными.

Снова важно помнить, что эти уважаемые картографы не верили, что в глубинах океанов действительно бродят морские чудовища или что Атлантида существует посреди Атлантического океана. Они заполняли свои карты художественными выражениями, поскольку карты должны были быть одновременно эстетичными и функциональными.

Идея «horror vacui» существует и сегодня, в основном в искусстве и дизайне. Некоторые художники не любят оставлять пустые места в своих работах. Дизайнеры, от создателей часов и сумок до веб-сайтов и обложек книг, придерживаются этой идеи: работа может считаться завершенной или приятной, только если она полностью заполнена. Противоположностью «horror vacui» является минимализм.