Найти в Дзене
Страницы истории

Российский император в изгнании Кирилл I – борьба за престол и жизнь в эмиграции

Осенью 1919 года великокняжеская семья Кирилла Владимировича и Виктории Фёдоровны покинула Финляндию. Они поселились в Германии в Кобурге, у матери Виктории Федоровны. Во время жизни в Финляндии семья постоянно испытывала материальные трудности, так как в соответствии с распоряжением Временного правительства они, как и все Романовы, были лишены доходов и имущества в России. Выручала продажа драгоценностей, которые смогли вывезти, и помощь друзей.

Продолжаю рассказывать о великом князе Кирилле Владимировиче и его семье. Ссылки на первые части в конце этой статьи.

Переезд в Германию

При переезде в Германию положение семьи улучшилось – им помогала мать Виктории Фёдоровны, великая княгиня Мария Александровна. К тому же, сначала, в сентябре 1920 года, умерла мать Кирилла Владимировича, завещав сыну часть своих драгоценностей. А в октябре умерла и мать Виктории Фёдоровны, завещав дочери виллу в Ницце и семейную резиденцию в Кобурге, где в течение нескольких лет семья и проживала.

В Кобурге Кирилл Владимирович по настоянию супруги и ближайшего окружения объявил о принятии им титула Императора Всероссийского в изгнании. Поэтому недруги прозвали его «кобургским императором».

Великий князь Кирилл Владимирович
Великий князь Кирилл Владимирович

Император Кирилл I

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома, большевиками была расстреляна царская семья. Вместе с императором погибли все его дети, правомочные наследники Николая II. Еще раньше, в ночь с 12 на 13 июня 1918 года, был убит великий князь Михаил Александрович. Так были истреблены все потомки императора Александра III мужского пола, поэтому права на престол перешли к потомкам следующего по старшинству после Александра III сына императора Александра II – к Владимиру Александровичу. Таким образом Кирилл Владимирович оказался, согласно генеалогическому закону российского престола, старшим по первородству членом Императорской Фамилии и претендентом на трон.

В 1922 году Кирилл Владимирович, еще не уверенный до конца в смерти всех потомков Александра III, объявил себя Блюстителем Государева Престола. Через два года, когда надежд не осталось, он пошел на следующий шаг. 31 августа 1924 года он, на правах старшего представителя династии, провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании под именем Кирилл I. Он даже издал Манифест, в котором говорилось:

«Я, старший в роде царском, единственный законный Правопреемник Российского императорского престола, принимаю принадлежащий мне непререкаемо титул Императора Всероссийского».

Супруге Виктории Фёдоровне им был дарован титул Государыни Императрицы, дочерям Марии и Кире - титулы великих княжон, а сыну Владимиру - титул великого князя и цесаревича. Хотя дети его, в соответствии с законом, носили уже титулы княжон и князя императорской крови.

Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна с детьми Кирой и Владимиром, конец 1920 годов
Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна с детьми Кирой и Владимиром, конец 1920 годов

Не все оставшиеся представители императорской фамилии одобрили это его решение, хотя его право первородства никто не оспаривал. Против самозванства Кирилла Владимировича выступали мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великий князь Петр Николаевич, греческая королева Ольга Константиновна, принц Александр Петрович Ольденбургский и другие. Они считали, что тот не может быть провозглашен императором, так как помимо «права крови» есть другие законы престолонаследия, которые были грубо нарушены.

Его противники приводили следующие аргументы:

  • Кирилл Владимирович, по сути, в феврале 1917 года предал своего брата-императора, когда провозгласил о своей верности Думе и демократическим реформам.
  • Он не имел права на трон из-за того, что был рожден от лютеранки, а не от православной. Его мать, принцесса Мекленбург-Шверинская, перешла в православие только в 1908 году, когда Кириллу Владимировичу было уже 32 года. Значит, союз родителей князя считался неравнокровным, а дети, рожденные в таком браке, исключались из линии наследования.
  • Кирилл Владимирович и сам нарушил правила о равнокровном браке, женившись на великой герцогине Виктории Мелите Саксен-Кобург-Готской, которая приходилась ему двоюродной сестрой, к тому же была не православной и в разводе.
Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна
Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна

В борьбе за титул русского императора Кириллу Владимировичу пришлось тягаться с великим князем Николаем Николаевичем Младшим. Тот был старшим по возрасту, по званию и среди эмигрировавшей императорской семьи имел больший авторитет. У Николая Николаевича были и свои минусы: в 1924 году ему было уже 68 лет и детей, кому бы он мог передать императорский титул, не было. Но его поддерживало Белое движение.

Великий князь Николай Николаевич Младший
Великий князь Николай Николаевич Младший

Чтобы быть во главе Императорского дома в эмиграции, Кириллу Владимировичу нужна была поддержка. Конечно, на его стороне выступали многие члены императорского дома. Среди них были великие князья Борис и Андрей Владимировичи, Михаил и Александр Михайловичи и другие. Но за Николаем Николаевичем стояло Белое движение, поэтому Кириллу Владимировичу нужно было заручиться поддержкой организаций, поддерживающих монархию. И организацией этой поддержки занялась его супруга – энергичная и деятельная великая княгиня Виктория Федоровна.

Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна
Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна

Из воспоминаний секретаря Кирилла Владимировича Георгия Карловича Графа:

«В Мюнхене сама великая княгиня, беседуя с видными эмигрантами и устраивая большие приёмы для русских, тем самым создавала легитимную группу. Она поручила полковнику графу Адлербергу представлять ей русских, которые могли быть интересны для дела её супруга. Таким образом, легитимно-монархическое движение зародилось в Мюнхене».

Когда супруги после приезда из Финляндии проживали в Германии, в Кобурге, внимание Виктории Фёдоровны привлекла Нацистская партия. О причинах интереса к ней великой княгини также писал Г.К. Граф:

«Рассчитывать на денежную помощь со стороны бывших союзников России главе династии не приходилось, потому что они уже были связаны с Белым движением и великим князем Николаем Николаевичем. А встать на путь, так сказать, конкуренции было бы неполитично и унизительно. Таким образом, оставалось попытаться использовать германские источники. Демократически-социалистическое правительство Германии было противником всякой монархии. Оставалось использовать германскую Монархическую партию, которая была очень сильной и к которой примыкали военные круги, а также нарождающуюся Национал-социалистическую партию, так как та проявляла определённую враждебность к коммунизму и давала основание считать, что придёт к власти».

Виктория Фёдоровна посчитала, что национал-социалистическое движение поможет ей в деле восстановления российской монархию. К тому же, среди ее хороших знакомых были те, кто являлись пылкими сторонниками Гитлера. В 1922 году она вместе с великим князем посетила митинг нацистов в Кобурге.

В сентябре 1923 года в Мюнхене состоялась встреча великой княгини Виктории Фёдоровны с Гитлером, поддерживающими его генералами и несколькими немецкими финансистами.

Известно также, что в 1922 - 1923 годах Кирилл Владимирович для поддержки националистической организации внес около 500 000 золотых марок, для чего Виктория Федоровна заложила часть своих драгоценностей. Также известно, что, когда нацистская партия начала реализовывать идеи гитлеровской философии на практике, она прекратила поддерживать партию.

Императорская семья в изгнании

В середине 1920-х годов правительство Германии установило с Россией дипломатические отношения, и проживание Кирилла Владимировича в стране стало нежелательным. Поэтому в 1926 году семья перебралась во Францию, в Бретань, где в городке Сен-Бриак приобрели поместье. Сен-Бриак был небольшим курортным городком, в котором проживало много иностранных семей, особенно англичан, среди которых Виктория Федоровна завела много друзей. Друзья относились к ним с почтением, величали императорскими титулами.

Великая княгиня Виктория Федоровна
Великая княгиня Виктория Федоровна

В эмиграции Кирилл Владимирович заботился о русских беженцах, помогал безработным. Быть царем – стало его «работой», которую разные люди, разные сословия воспринимали по-разному. Например, великий князь Александр Михайлович так описывал жизнь «Императора Всероссийского» в Сен-Бриаке:

«…он «возомнил» себя царём, это правда. Даже изображает из себя царя. Подписывает высочайшие указы, раздаёт монаршие благодарения, повышает в чинах и выступает с посланиями своим сторонникам, где даёт им руководство к действию…/…/ Пафос вперемешку с комедией и слепота, подгоняемая надеждой, образуют костяк этого отстранённого мира условностей. Ничего реального, всё бутафория».
Кирилл Владимирович за рабочим столом
Кирилл Владимирович за рабочим столом

Причем, существовал этот бутафорский «императорский двор» благодаря стараниям и усилиям Виктории Федоровны. Она помогала супругу вести корреспонденцию, принимала посетителей. Она даже ездила в США, стараясь привлечь новых сторонников монархии.

Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна
Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна

Быть императором в изгнании было непросто. В другом месте великий князь Александр Михайлович писал:

«Его жизнь — это нескончаемые страдания, потому что быть царём, вопреки, мягко говоря, не в меру радужным представлениям, — это то же самое, что пребывать в кошмаре наяву, ведь надо править империей, которой уже нет, когда твои подданные водят парижские такси, работают официантами в Берлине, танцуют в бродвейских кинотеатрах, подрабатывают в массовках в Голливуде, разгружают уголь в Мотевидео или умирают за добрый старый Китай в жалких трущобах Шанхая. Управление многоязыкой Австро-Венгерской империей былых дней было синекурой в сравнении с нынешней задачей великого князя Кирилла».
Кирилл Владимирович
Кирилл Владимирович

Между тем, многие главы государств относились к Кириллу Владимировичу с почтением. Так, когда в 1928 году в Дании умерла императрица Мария Федоровна, мать Николая II, Кирилл Владимирович присутствовал на похоронах как глава императорского дома и был принят с большим почтением, на парадном обеде с датским королем Кристианом X он сидел по правую руку от него.

В ноябре 1934 года он представлял русский императорский дом на свадьбе герцога Георга Кентского и принцессы Марины Греческой, проживал в Букингемском дворце.

Последние годы

В Сен-Бриаке Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна жили вполне счастливо – до 1933 года, пока она не узнала, что супруг ее часто ездит в Париж не только по делам – там он встречался с любовницей. Виктория Фёдоровна была оскорблена – ведь она посвятила мужу всю жизнь, приложила столько усилий, чтобы сделать его императором, пусть в изгнании, чтобы обустроить их дом. Но она решила сохранить видимость нормальной семейной жизни - ради детей, особенно, ради любимого сына, которому было 17 лет. В феврале 1936 года у нее случился инсульт, и 2 марта, в возрасте 59 лет, она умерла. Супруга она не простила даже на смертном одре.

Здоровье Кирилла Владимировича резко ухудшилось. Сказались и потеря супруги, и последствия переохлаждения и ран, которые были получены им во время гибели броненосца «Петропавловск». У него развился атеросклероз, что сказалось на работе сердца, а на ногах появились симптомы гангрены. Он лечился в госпитале в Париже, но врачи не решались на ампутацию ног, опасаясь, что не выдержит сердце. В начале октября его состояние резко ухудшилось. Кирилл Владимирович причастился и впал в кому.

12 октября 1938 года, в свой 62 день рождения, Кирилл Владимирович скончался, не приходя в сознание. На его отпевании присутствовали практически все члены императорской семьи и представители других правящих династий. Похоронен Кирилл Владимирович был в Кобурге, рядом со своей женой.

7 марта 1995 года останки императора в изгнании Кирилла Владимировича и его супруги Виктории Федоровны были доставлены в Петербург и торжественно перезахоронены в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.

Его сын, Владимир Кириллович, не стал провозглашать себя императором. Он принял титул Главы Российского Императорского Дома.

Дети императора в изгнании

Мария Кирилловна (2 февраля 1907года - 27 октября 1951 года) — княжна императорской крови/великая княжна. Вышла замуж за немецкого аристократа, князя Карла Лейнингенского, который приходился ей троюродным братом. В браке родилось семеро детей.

Кира Кирилловна (9 мая 1909 года - 8 сентября 1967 года) — княжна императорской крови/великая княжна. Была замужем за прусским принцем Луи Фердинандом, внуком императора Германии Вильгельма II. В браке родила семерых детей.

Владимир Кириллович (17 августа 1917 — 21 апреля 1992) — князь императорской крови/цесаревич, великий князь. С 1938 года являлся главой Императорского дома. В браке с ранее разведённой Леонидой Багратион-Мухранской из династии князей Багратионов. В браке был только один ребенок – дочь Мария.

Великий князь Владимир Кириллович
Великий князь Владимир Кириллович

Начало рассказа о Кирилле Владимировиче и его супруге Виктории Федоровне можно почитать здесь: