Несмотря на череду личных трагедий, Nightwish собрались с силами и выпустили один из лучших метал-альбомов 2024 года. Как им это удалось?
Туомас Холопайнен, клавишник и лидер Nightwish, вырос в маленьком финском городке Ките. В юности он был типичным меланхоличным подростком, облаченным в черное, с соответствующим саундтреком. «Раньше я не был оптимистом», — признается он. «Я обожал блэк-метал и все такое. Но потом я начал осознавать, что мир всегда был ужасен, но мы все равно стремимся к лучшему, несмотря на все ужасы, происходящие вокруг».
Мы сидим в роскошном берлинском отеле, за окнами кипит жизнь, но прямо здесь, прямо сейчас, все это кажется таким далеким. И дело не в том, что Туомас отрицает реальность. Просто десятый альбом Nightwish, Yesterwynde, пронизан совершенно другими эмоциями: надеждой, красотой, позитивом и, да, оптимизмом.
Это неожиданный поворот по нескольким причинам. Мало того, что 21 век катится в пропасть, так еще и сами Nightwish столкнулись с огромными трудностями за последние несколько лет. Выход их предыдущего альбома, Human. :II: Nature. (2020), совпал с началом пандемии, поставив крест на гастрольных планах. Возвращение на сцену в мае 2021 года состоялось уже без басиста Марко Хиетала, покинувшего группу из-за затяжной депрессии и разочарования в музыкальной индустрии.
На личном фронте все было не менее бурно. В 2022 году вокалистка Флор Янсен сообщила, что ей диагностировали рак груди (к счастью, после операции болезнь отступила). В июне 2023 года, будучи беременной вторым ребенком, певица потеряла сознание от истощения после концерта Nightwish в Финляндии, что привело к отмене двух ее сольных выступлений. В довершение ко всему, в 2021 году скончался отец Туомаса, Пентти Холопайнен.
Другие группы, возможно, сломались бы под тяжестью последних лет, но Nightwish, и в частности Туомас как главный автор песен, выбрали другой путь. Вместо того, чтобы погружаться в травмы, Yesterwynde противостоит им. 12 треков альбома, длящихся 69 минут, охватывают широкий спектр эмоций, но главное ощущение, которое он оставляет – все будет хорошо. «Yesterwynde пропитан оптимизмом», — говорит Туомас. «Это праздник жизни, человечности и бренности. Всего самого важного».
Альбом открывается и закрывается звуком старого кинопроектора, намекая на то, что между этими звуками разворачивается фильм. Что это за фильм, Туомас не раскрывает. «У каждого он свой», — уклончиво улыбается он. В музыкальном плане Yesterwynde – это все, чего мы ждем от Nightwish, только еще больше. Одна из песен, гипердраматичная An Ocean Of Strange Islands, состоит из более чем 600 студийных дорожек, и это слышно. Другая, The Children Of 'Ata, вдохновлена реальной историей группы подростков с Тонга, которые провели 15 месяцев на необитаемом острове в Тихом океане. В записи песни приняли участие пять тонганских певцов. В других треках Yesterwynde звучат два хора – классический и детский – и три оркестра, и все это было записано на знаменитой студии Abbey Road в Лондоне. На альбоме нет эпических полотен – только две песни, An Ocean Of Strange Islands и первый сингл Perfume Of The Timeless, длятся дольше восьми минут – но он все равно кажется масштабнее, смелее и грандиознее всего, что есть сейчас.
Но за драматизмом и сложностью скрывается эмоциональное ядро, которое выделяет Nightwish на фоне всех подражателей.
Эти эмоции передаются как музыкой, так и лучшим в карьере Флор Янсен вокалом (как и на двух предыдущих альбомах Nightwish, с ней поет мультиинструменталист Трой Донокли). Утрата, скорбь, экзистенциальная хрупкость человечества и надежда, которую она вселяет – все это есть на альбоме.
Есть одна проблема. Буквально за секунду до того, как мы заходим в лифт, чтобы подняться к Туомасу, представитель лейбла Nightwish ясно дает понять, что он не будет говорить о смерти отца. С одной стороны, это понятно – личная жизнь в наши дни на вес золота, и не стоит выставлять все напоказ. С другой стороны, это обидно, ведь смерть и рождение – важные темы Yesterwynde, как и течение времени, ход истории и то, как они заставляют нас осознать собственную смертность.
Наиболее ярко это проявляется в заглавной песне альбома, Lanternlight, трогательной, но в то же время жизнеутверждающей песне-плаче по тем, кого больше нет с нами. «Ушла боль, ушло ожидание / Ушло тепло дня», — поет Флор. И далее: «Я иду на луга / Я буду ждать тебя». Туомас не говорит, вдохновила ли его на написание песни смерть отца – «Несколько лет назад я потерял нечто очень дорогое для меня, и эта песня родилась из этой эмоции», — уклончиво отвечает он – но трудно не провести параллель.
«Главная тема альбома – это время: возвращение в прошлое, осознание собственной смертности», — говорит он. «Связь с прошлым». Прошлое кажется привлекательным на фоне того, насколько ужасен мир в данный момент. «Да, это так», — соглашается он. «Но во многих отношениях он и невероятно хорош. И во многом он стал лучше – наука, медицина, детская смертность... Простой пример: вы бы предпочли пойти к стоматологу сегодня или сто лет назад?
Я хочу подчеркнуть, что я не безразличен к плохим вещам, происходящим в мире. Я знаю о них и делаю все, что в моих силах, чтобы помочь. Но я думаю, что для нашего психического здоровья полезно помнить и о хорошем. И я думаю, что у нас как у вида есть шанс выжить и объединиться. В этом суть Yesterwynde».
Как и многое другое, Yesterwynde родился из пандемии. Первые зерна альбома были посеяны после того, как тур в поддержку Human. :II: Nature. был отложен из-за Covid. «Внезапно мне стало нечем заняться», — говорит Туомас. «Поэтому я решил, что пора начинать писать песни для следующего альбома Nightwish».
Для Флор работа над ее третьим альбомом с Nightwish разительно отличалась от Human. :II: Nature. и Endless Forms Most Beautiful (2015). «Для меня все было иначе», — говорит она. «Не плохо, ни в коем случае, но по-другому».
Как и многие вещи, появившиеся во время пандемии, Yesterwynde начинался в изоляции. Туомас писал песни дома в Финляндии, пока остальные участники группы были заняты своими делами. Nightwish знали, что он что-то пишет, но не знали, что именно. «Он не присылал нам письма по электронной почте, типа: «Вот что я написал сегодня», — говорит Флор. «Он не любит делиться фрагментами, ему нравится показывать все целиком. Но мы знали, что он полон вдохновения».
Впервые Флор услышала новые песни Туомаса летом 2022 года, во время фестивального тура Nightwish. «Представьте, что мы все собрались в гостиничном номере, у всех с собой по стаканчику, а то и по два, а то и по три, а то и мини-бар пустой», — рассказывает Флор. «Туомас ставил нам музыку – мы не слушали все песни сразу, это было бы слишком. Он объяснял, о чем песни – сначала рассказывал совсем немного, позволяя музыке говорить самой за себя, но потом начинал углубляться в то, что его вдохновляло».
На тот момент на альбоме не было вокала, только фортепианные мелодии. Но Туомас иногда подпевал во время прослушивания демо. Флор делала голосовые заметки на телефон, чтобы лучше понять смысл песен и прочувствовать эмоции. «Уверена, он надеется, что я никогда не выложу их в интернет», — шутливо говорит она.
Личные обстоятельства Флор также повлияли на процесс записи. Из-за беременности она не смогла присоединиться к остальным участникам группы в кемпинге в Ките, где они репетировали песни для Yesterwynde. Ей также пришлось записывать вокал дома в Швеции, где она живет со своим мужем, барабанщиком Sabaton Ханнесом Ван Далом (Туомас присутствовал на сессиях).
«Я была беременна, а до этого у меня был рак, а потом я родила ребенка и была очень, очень чертовски уставшей, поэтому я не была там так, как раньше», — говорит она. «Моя связь с альбомом намного слабее, чем раньше, потому что мы не проводили вместе столько времени, сколько обычно. Это не значит, что мне все равно – совсем наоборот – но я все еще пытаюсь понять, что это значит, и что это значит для меня».
Какая песня поразила вас больше всего, когда вы услышали ее впервые? «Последняя песня на альбоме [Lanternlight] тронула меня до глубины души», — говорит она. «Когда я услышала ее в первый раз – он объяснил, о чем она, эта песня, которую он написал для своего отца, – она сразу же запала мне в душу. Она была такой красивой, даже в демо-версии. Я сидела и плакала».
Последние несколько лет были для Флор настоящими американскими горками, даже без учета пандемии. Диагноз «рак груди» и выздоровление, беременность, потеря сознания от истощения на концерте (к счастью, и с Флор, и с ее будущей дочерью все было в порядке). Два сольных концерта были отменены, и никто бы не осудил ее, если бы она решила уйти со сцены.
«Нет, нет, мне просто пришлось сделать перерыв на пару месяцев», — говорит она о своей загруженности. «Думала ли я когда-нибудь о том, чтобы бросить все это? Нет, никогда». Слушая ее, понимаешь, что Флор находится в уникальном положении: она, несомненно, является важной частью Yesterwynde, но при этом находится на некотором отдалении, все еще постигая его глубинный смысл. Что этот альбом значит для нее сейчас?
«Для меня это постоянное осознание красоты планеты, на которой мы живем, и позитива, присущего нам как виду. Мы слышим много негатива о том, что мы убиваем планету и вредим друг другу, и все это, к сожалению, правда. Но есть и много прекрасного – человечество достигло удивительных вещей за свою историю, и мы должны напоминать себе об этом. Об этом иногда забываешь в суете современной жизни».
Несмотря на весь свой оптимизм, Туомас Холопайнен, как никто другой, осознает всю мрачную реальность мира 2024 года.
Он кажется столь же невозмутимым, когда речь заходит о делах, касающихся его группы. В начале этого года бывшая вокалистка Nightwish Тарья Турунен, с которой группа скандально рассталась в 2005 году, и бывший басист Марко Хиетала воссоединились, чтобы отправиться в совместный тур и выпустить сингл Left On Mars. Если Туомас и воспринял это как пощечину, то он хорошо это скрывает.
«Честно говоря, мне все равно», — говорит он. «Меня ничуть не трогает, что они нашли друг друга. Они могут играть и исполнять сколько угодно песен Nightwish, меня это совершенно не волнует». Вы общались с Марко с тех пор, как он ушел? «Пару раз». Вы в хороших отношениях? «Да. Между нами нет вражды. Его уход был его решением. Меня очень поразил тот факт, что в первом же интервью после ухода из группы он сказал: «Не смейте винить в этом Туомаса. Это было мое решение».
Вы говорили о течении времени. Скучаете ли вы по дружбе с Тарьей и Марко? «Я помню лучшие времена, которые у нас были, с Тарьей и Марко. Меня переполняет ностальгия и тепло, когда я думаю о второй половине 2004 года, например, которая была одним из лучших периодов в истории Nightwish, сразу после выхода альбома Once и европейского тура. Это было просто чудесно. Но сейчас моя жизнь настолько хороша, что это не более чем дуновение ностальгии».
Эта ностальгия красной нитью проходит через весь Yesterwynde, связывая прошлое с настоящим. А что насчет будущего? Будущее Nightwish кажется окутанным дымкой неопределенности. В апреле 2023 года группа сделала заявление о том, что не будет гастролировать в поддержку своего следующего альбома – это очень серьезно для группы, чьи грандиозные живые выступления не уступают по масштабности музыке. Это решение остается в силе и сегодня. Туомас непреклонен: живых выступлений в поддержку Yesterwynde не будет, хотя он вежливо, но твердо отказывается объяснять, почему.
«Причины личного характера, мы не будем вдаваться в подробности, но это нужно было сделать, чтобы группа могла продолжать существовать», — загадочно говорит он. «Между участниками группы нет никакой вражды, ничего подобного. Нам просто нужно взять долгий перерыв».
Несколько недель спустя за кулисами в Эйндховене Флор также не желает раскрывать причины такого решения, хотя, похоже, у нее несколько иной взгляд на этот вопрос. «Вся эта идея с отменой тура... это не моя идея», — говорит она. «Я бы хотела, чтобы мы продолжили, но это обоюдное решение. Все, что мы делали с Nightwish, мы делали на 120%, но если у тебя нет сил делать это, лучше сделать перерыв».
Отсутствие необходимости гастролировать месяцами напролет имеет свои плюсы. Туомас говорит, что потратит это время на работу над новым альбомом Auri, сайд-проекта, в котором участвуют его жена Йоханна и Трой Донокли из Nightwish. Флор также воспользуется возможностью провести время с семьей и поработать над своим вторым сольным альбомом.
Оба настаивают на том, что отсутствие тура в поддержку Yesterwynde не означает конец Nightwish. Туомас указывает на то, что они только что подписали новый контракт со своим лейблом Nuclear Blast, как на «доказательство того, что в будущем будут новые альбомы».
«Я видела много реакций, люди делают выводы», — говорит Флор. «Делают из мухи слона, как говорят голландцы – раздувают из мухи слона. Это не конец группы, я не собираюсь уходить, никто ни на кого не злится. К этому добавилось много драматизма – и без того плохо, что мы не играем, но это еще не все».
Во многих отношениях создание такого монументального альбома, как Yesterwynde, и отказ от гастролей в его поддержку – это очень в духе Nightwish. Эта группа всегда шла своим путем, даже – особенно – когда он шел вразрез с популярными тенденциями. Они наблюдали за тем, как ню-метал, NWOAHM и эмо-сцена середины нулевых переживали взлеты и падения, в то время как их собственная карьера неуклонно шла вверх.
Но Nightwish существуют исключительно во вселенной, созданной Туомасом. Спросите его, слушает ли он Sleep Token или какие-нибудь другие современные группы, которые меняют лицо метала, и он покачает головой.
«Нет. Я практически перестал слушать музыку. Уже лет 10. Сейчас я больше наслаждаюсь тишиной. Возможно, за первые 35 лет своей жизни я получил от нее передозировку. Я слышал о группах, которые вы упомянули, но я вообще не слушаю музыку. Хотя я только что узнал, что у My Dying Bride выходит новый альбом. Обязательно послушаю», — добавляет он с усмешкой.
Ранее он немного рассказал о воображаемом фильме, который начинается и заканчивается по обе стороны от Yesterwynde. Вернее, о том фильме, который крутится у него в голове.
«Это очень необычный фильм», — говорит он после минутной паузы. «Я пришел к осознанию того, насколько нам повезло, что мы живы. Это просто смешно, каковы шансы, что мы все здесь. Мы должны радоваться этому».