История сия начинается фразой: "Леон Дегрелль родился 15 июня 1906 года в Бульоне". Не воспринимайте все буквально. Леон Жозеф Мари Игнас Дегрелль - это бельгийский политик служивший нацикам, а Бульон это город в Бельгии (а, точнее в Валлонии). Как вы догадались, речь пойдет о второй половине Бельгии, на сей раз франкоязычной (вопреки своему предубеждению, немцы использовали и франкоязычных бельгийцев). Он являлся лидером рексистов (к собачьей кличке данное наименование имеет лишь косвенное отношение). Название партии произошло от названия римско-католического журнала и издательской компании Christus Rex (на латыни означает Христос-царь). На выборах в Бельгии партия сия завоевала целое 21 место (правда, из 202 мест, получив 11%). После выборов Дегрелль заключил союзы с крайне правыми франкоязычными группами Бельгии, и отправился встречаться с немцами и итальянцами. Его партия примкнула к с Фламандской национальной лиге (Vlaamsch Nationaal Verbond, или, сокращенно, VNV). Подобно Муссолини, который, в свое время, объявил марш на Рим, Дегрель объявил марш на Брюссель, но... о..ся (ошибся в оценке политической ситуации). Он оказался удобен немцам, но во время немецкого вторжения в Бельгию 10 мая 1940 года лидеры рексистов были арестованы французами.
Дегрелль был сначала заключен в тюрьму в Брюгге , затем был переведен во французское заключение 15 мая 1940 года и допрошен в Дюнкерке , а затем переведен в лагерь для интернированных Кэмп-Верне на юге Франции. Все изменилось после оккупации Бельгии и части Франции немцами. Дегрелль вернулся в Брюссель 30 июля.
"Переобувался" он практически мгновенно. Изначально, он трубил о создании легиона по борьбе с ... британско-е...ским капиталлом, потом резко переориентировался на "восток".
К 1941 году бельгийские рексисты, включая Дегрелля, внезапно осознали, что война будет долгой и что немцы никакой "свободы" не несут, а "работают"исключительно на себя ("И только на четвертый день Зоркий Сокол заметил, что у тюрьмы нет четвертой стены").
В феврале 1941 года он начинает ходатайствовать о создании рексистских формирований в Вермахте, но безуспешно. После того, как Германия вторглась в СССР, Дегрелль присоединился к другим видным рексистам, объявив о своей поддержке вторжения (в надежде получить свой кусочек эрзац-хлеба с маргарином). Дегрель от имени бельгийских коллаборационистов заявлял, что они должны отправиться сражаться «за Европу, Европу Вергилия и Ронсара, Европу Эразма и Ницше, Рафаэля и Дюрера, Европу Св. Игнатия и Св. Терезы, Европу Фридриха Великого и Наполеона Бонапарта». Красиво, поэтично, чисто по европейски. Я конечно отлично понимаю политическую "гибкость позвоночника" некоторых европолитиков, но чтобы вот так откровенно вылизывать с... (сапоги) захватчикам... (это уже перебор).
Сначала была мечта создать единый "Бельгийский легион", но внезапно выяснилось, что "идею уже украли" и было начато формирование фламандского легиона.
Цели у валлонских националистов и фламандских сепаратистов были различными. Первые стремились к объединению с северофранцузскими департаментами в «Великую Бургундию», вторые — к объединению с Нидерландами. Но что действительно объединяло бельгийских ультраправых, так это то, что их не устраивало существование свободной и суверенной Бельгии.
Дегрелль 6 июля 1941 года объявил о разрешении организовать добровольческий отряд и призвал рексистов присоединиться к нему. Поскольку добровольцев было немного, в популистских целях, Дегрель 20 июля объявил, что он идет в Вермахт рядовым (хотя его никто не звал туда и принимать не собирался). Валлонский легион собрал под свои знамена 850 добровольцев, 730 из которых были рексистами. Наци не считали валлонов в достаточной степени "арийским народом", чтобы позволить им служить в Ваффен СС (как фламандцам).
Тем не менее в конце сентября 1941 года в составе Вермахта (не СС) удалось сформировать легион в составе 4 рот. Правда, "Вики" дает иную информацию:
"После нападения Германии на СССР Леон Дегрель обратился к валлонам с призывом организовать добровольческий легион для отправки в СССР. За несколько недель добровольцами записалось 1200 человек. Около 90% добровольцев были членами движения рексистов. 8 августа 1941 г. началась отправка валлонских добровольцев в учебный лагерь Мезеритц на территории Польши. Подготовка и обучение легиона немецким уставам были закончены к середине октября 1941 г. Немцы присвоили Валлонскому легиону номер, и он стал называться 373-м пехотным батальоном".
Командиром батальона был назначен бывший офицер бельгийских колониальных войск капитан Жорж Якобе. Общая численность легиона накануне вступления в бой составляла 19 офицеров и 850 добровольцев, среди которых затесались и русские белоэмигранты (куда ж без них). Откуда? В марте 1930 года, в Бельгии, на базе Военно-учебной группы (ВУГ) Русской дворянской молодежи, по инициативе эмигранта с чисто русской фамилией А.А. Арианова фон Анра, была сформирована так называемая «Русская Стрелковая генерала Врангеля Дружина». Деятельное участие в организации ВУГ принял председатель Объединения гвардейской пехоты генерал-лейтенант бывшей русской императорской армии Архангельский. 27 апреля 1930 года был произведен первый сбор группы, переименованной в Русскую Спортивную Дружину (РСД). Распущена сия организация была после оккупации Беьгии немцами, но ее представители "мощно" пополнили ряды валлонского батальона.
Им тоже хотелось русского хлебушка с маслицем, и ради этого они были готовы убивать русских, помогать оккупантам грабить страну (Такой себе... "патриотизм", примерно, как у некоторых современных... "релокантов"). Как такое возможно? Да, легко, нужно только подменить понятия: заменить словосочетание "русский народ" другим сочетанием "ж..до боль...я банда" (в ином, модернизированном прочтении п...я хунта), и... voilà, ты уже "освободитель", несущий свет евроцивилизации. Ладно, в принципе-то все все уже знают (просто не всем эта правда нравится).
В общем, в этом батальоне 3-й ротой командовал Георгий Чехов (и его роту звали "русской", хотя в роте было "русских" 5 человек, считая и начальника медслужбы Пётра Ячмина. В легионе все говорили по-французски.
Прибыв в Мезериц в прусской провинции Бранденбург , они проследовали восемь километров до военного полигона Регенвурмлагер , где легион был разделен на штаб и четыре роты. Леон Дегрелль выполнил свое обещание и служил в 1-й роте под командованием командира взвода лейтенанта Жюля Матье.
Свою борьбу за "европейские ценности" легионеры начали (нет не в России), а в Польше, где они были использованы против партизан. Затем, после "обучения", из учебного лагеря Ревенвурм (г. Мезеритц в Польше) легион 6 ноября по железной дороге прибыл в Днепропетровск, откуда через Новомосковск пешим маршем выдвинулся в Карабиновку, где и был расквартирован.
Простояв в течение трех недель, батальон пешим маршем через Павлоград и Гришино прошел до Щербиновки, где это формирование дислоцировалось до конца января 1942 года.
4 ноября 1941 года прибывает первая маршевая рота, в составе которой было 5 бывших русских (эмигрантов) в их числе братья Николай и Петр Сахновские, Завадский. Но реальность оказалась очень далека от поэзии.
Тот же Завадский в записи от 15 ноября 1941 года пишет (часть текста вынужден убрать, дабы контент не был "шокирующим"):
«Наши офицеры и солдаты ходят смотреть и снимать фотографии ...(оформляемых) партизан и рабочих. Происходит (ОФОРМЛЕНИЕ) по методу Ч[резвычайной] К[омиссии]. Занимаются этим жандармы. Нашёлся один любитель и среди легионеров. Утром мать одного из (оформленных) руками разгребала едва засыпанные землёй тела и, найдя своего сына, оставила над ним три цветка. Бедная женщина, бедный 18 летний юноша. (текст опущен) Но о тебе останется память в виде фотографии у одного из любителей сильных ощущений и строителей нового порядка. Господи, спаси Россию!»
Немцы очень долго думали и сомневались, где же им эффективнее можно было бы использовать "валлон-легион" ("Walloon - Legion"). Несмотря на многочисленные описания "подвигов" батальона в России, первичные документы говорят о том, что первый его бой состоялся только в феврале 1942 года.
Батальон несколько раз подчинялся и переподчинялся (в приказах группы армий "Юг" идет своеобразная "игра в пинг-понг"
Сначала по приказу группы армий «Юг» батальон подчинили 97-й лёгкой пехотной дивизии (17-й армии), потом передали 100-й легкопехотной дивизии, которой, кроме валлонцев, были подчинены еще и хорваты (Infanterie-Regiment 369 kroatisch). Потом 100-я дивизия ушла, но батальон остался на месте, вернувшись в подчинение 97-й лпд. 21 декабря 1941 года «Валлонию» передали в непосредственное подчинение 52-го армейского корпуса, а в конце января батальон был вновь подчинён 100 лпд, вошедшей к тому моменту в состав оперативной группы «Макензен» (3 тк 1 ТА с приданными соединениями и частями). Мемуары Дегреля лучше не читать, потому как этот... нехороший человек, (редиска) обладал "лучшими" европейскими качествами и "гибкостью политика". Естественно, ничего хорошего в русских он не видит. Но...
Еще до вступления в боевые действия батальон понес тяжелые потери. Если из Ревенвурма выехали 869 человек, то на место дислокации прибыли 755, получена маршевая рота в 258 человек, но к 24 января 1942 года в батальоне «Валлония» числились 625 солдат, унтер-офицеров и офицеров на довольствии, из них боевого состава 444 человека. Остальные пали в неравном бою с секретным русским родом войск, который назывался "дезинтерия". (Шучу, конечно. Но... )
Причины разные были, были и суицидники, (видимо плохо влияет Россия на неподготовленную западную психику). 18-летние "онижедети" записавшиеся в легион явно "сгоряча", попросились домой, но суровые тевтоны весьма специфично отнеслись к этой просьбе (видимо не поняв ее) и отправили 5 человек в батальон имени "трех девяток", семь человек в "исправительный лагерь", а двоих просто "оформили" перед строем (сохранились приговоры немецкого суда, но об этом писать не принято).
По данным советского подполья (подпольная организация в месте расквартирования батальона насчитывала 27 человек): "рацион солдат батальона составляет 500 грамм хлеба, банку сардин и котелок супа в день. В батальоне процветает воровство". Не брезговали этим и офицеры: сохранились приговоры по делу временно исполняющего обязанности командира 1-й роты о подлоге при закупках продовольствия у местного населения, и о воровстве со склада со стороны двух офицеров батальона. Отдел 1а 17-й армии указывал, что "батальон полностью небоеспособен, поведение военнослужащих граничит с предательством". 97-я лпд изымает у батальона часть вооружения, и пытается использовать его для борьбы с партизанами.
15 января 1942 года прибывает 2-я маршевая рота (в составе которой было еще 8 эмигрантов). Первый же день был "ознаменован" пожаром в гараже, который устроили подпольщики. Сгорело много машин. Зндерфюрер Завадовский записал 17 января 1942 года: «Вчера (оформили) двух партизан для острастки. Кажется, произвело впечатление». Речь идет об (оформлении) С. Стефанского и Татаренко Александра (16 лет). Ну, вот такие вот "освободители русского народа". Чем больше разбираешь документы, тем больше понимаешь, что... (все правильно было сделано, но мало).
Первый бой у этого батальона в составе "оперативной группы Маккензена" случился только 20 февраля 1942 года в районе Громовой Балки, южнее Барвенково.. В этом бою валлонцы были подчинены хорватам.
В ходе тяжёлого боя валлоны, поддержанные хорватской противотанковой батареей, немецкими танками и самоходными орудиями, немецким батальоном 100 лпд и пикирующими бомбардировщиками, сумели удержать населённый пункт, однако уже на следующее утро Громовая Балка была занята советскими войсками.
С советской стороны бой вела переформированная и пополненная бывшая "крымская" 106 сд (подполковник В.С. Савченко). На 10 января 42г. 106сд насчитыывала 8873чел., 30 станк, 112 ручн. пулеметов, 35 минометов, 15 полевых орудий, 1 пто. 17 февраля 42г. сосредоточилась в г. Изюм. С 28 февраля по 1 марта в составе 57А ведет бои за Громовую балку неоднократно отражая атаки противника стремящегося отбить эту позицию. Поддерживала 106-ю дивизию 121 тбр (полковник Н.Н. Радкевич). Читаешь сводки и все знакомые названия Шаврово, Очеретино, Бахмут... Ладно, мы сейчас не о том.
"Шок, это по нашему!" Солдат 1-й роты валлонского батальона Ш. Ванеас, писал: «Батальон в Громовой Балке был расположен на отдых, и атака русских, а особенно русской артиллерии, была настолько массирована и неожиданна, что большинство не знали, что делать, метались из стороны в сторону, попадали под артогонь и тут же погибали». Потери батальона: 71 убитый и 150 раненых, в строю остались 2 офицера из 22 (но большую часть офицеров выбила не артиллерия, а дезинтЕрия)
Валлонцы срочно запросились с передовой. Сохранился рапорт гауптмана Паули (и.о. командира батальона). Дегрель тоже запаниковал в своем обращении к командованию он особенно упирал на то, что, "...призывая добровольцев записываться в Валлонский легион, он рассчитывал лишь на символическую акцию демонстрации участия рексистов в борьбе с русскими большевиками, а не на участие в настоящих боях, т.к. понесённые тяжёлые потери плохо скажутся на их энтузиазме". (О, как!).
После участия в боях на харьковском направлении подразделение было вновь передано 97-й лёгкой пехотной дивизии, держало оборону по Северскому Донцу в районе Изюма, получило пополнение, в виде третьей маршевой роты валлонцев, численностью 272 человека. После этого, батальон отвели в тыл, и он вместе с 17-й армией повернул на Майкоп (в боях не участвуя).
"Мы все верили, что война закончилась", — вспоминал позднее Дегрель. — "Всё вокруг было зачищено, и мы готовились пересечь Кавказ. Прибыл приказ для нашей дивизии. Цели: Адлер, затем Сухуми, расположенный рядом с турецкой границей. Мы быстренько прикинули: Тифлис к Рождеству, Вавилон весной! На берегах священных рек Тигр и Евфрат мы встретимся с Африканским корпусом маршала Роммеля, который перейдёт Суэцкий канал!" (Мечтать не вредно).
С 18 августа по 11 ноября 373-й батальон участвовал в наступательных боях на туапсинском направлении. К концу октября 1942 г. он был переброшен по железнодорожной ветке Майкоп — Туапсе. 28 октября валлоны заняли 3 км позицию по реке Пшиш.
В ходе боев на этом направлении батальон потерял большую часть своего состава. В этот период своего существования батальон потерял 854 человека убитыми и ранеными, после чего был снят с фронта. 187 уцелевших "легионеров" были отправлены на аэродром под Туапсе, а оттуда самолетами Ю-52 транспортной эскадры остатки валлонцев были переброшены на аэродром Симферополь, и размещены в "теневой зоне" 17-й армии.
Но, к этому времени у немцев уже "подгорало", и остро не хватало личного состава, а потому, остатки были переброшены на полигон Мезеритц.
С 1 июня 1943 года Валлонский легион был выведен из состава армии и передан в состав Ваффен-СС. (Но это уже отдельная история)