Найти в Дзене
Лахта Центр

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ГИМНАЗИСТЫ: ТРАДИЦИИ ФОТОГРАФИРОВАНИЯ


История фотографии, как известно, началась в 1839 году. Практически одновременно появились и разновидности съемки. Они дублировали жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Каждый получил свое развитие с течением времени. Но безусловным фаворитом сразу стал портрет. Человеку всегда хотелось оставить о себе память, в том числе визуальную, а с появлением фотографии решить эту проблему стало гораздо проще.

Портрет благородной воспитанницы Ани Разумовской, 1864. Царское Село, фотография М. Гребенщикова, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет благородной воспитанницы Ани Разумовской, 1864. Царское Село, фотография М. Гребенщикова, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет гимназиста, 1880-е. Санкт-Петербург, фотография И. Ф. Александровского, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет гимназиста, 1880-е. Санкт-Петербург, фотография И. Ф. Александровского, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет гимназистки, 1880—1890-е. Санкт-Петербург, фотография А. Семененко, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет гимназистки, 1880—1890-е. Санкт-Петербург, фотография А. Семененко, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Внутри портретного жанра вскоре наметились разновидности, одной из которых стал коммерческий портрет воспитанников различных учебных заведений. Петербург — столица Российской империи — обладал самым большим количеством потенциальных клиентов фотографических ателье. Фотомастерские подразделялись не только на «дорогие» и «общедоступные». Некоторые фотографы выбирали себе и более узкую специализацию. Например, вблизи казарм снимали господ военных, а если студия фотографа располагалась в «эпицентре» множества учебных заведений, мастера светописи часто делали акцент в своем творчестве именно на портретировании гимназистов, реалистов, студентов и их преподавателей.

Групповой портрет воспитанниц Смольного института благородных девиц с классной дамой, 1890-е. Санкт-Петербург, фотография Ю. Штейнберга, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Групповой портрет воспитанниц Смольного института благородных девиц с классной дамой, 1890-е. Санкт-Петербург, фотография Ю. Штейнберга, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет педагога, директора гимназии Карла Ивановича Мая, 1895. Санкт-Петербург, фотоателье «Левицкий и сын», альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет педагога, директора гимназии Карла Ивановича Мая, 1895. Санкт-Петербург, фотоателье «Левицкий и сын», альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Помимо всего вышесказанного, такие фотографии при кажущейся простоте обладают большим разнообразием внутри темы: позы моделей исчислялись десятками вариантов: кто-то снимался один, другие — с друзьями-одноклассниками, третьи — с родителями. Отделка самих отпечатков также была невероятно богатой: бланки (паспарту) лучших петербургских фотостудий были изящно декорированы и во многом именно из-за столь тщательного изготовления дошли до наших дней через полтора столетия. А еще гимназисты и в те далекие времена предпочитали плавно входить в учебный процесс, что также отражалось на фотографиях, точнее, на выборе фона для портрета — как, например, на представленном в нашей подборке изображении воспитанника реального училища (реалиста) «на берегу моря».

Портрет будущего директора Этнографического музея в Ленинграде Н. Г. Таланова в форме воспитанника училища принца Ольденбургского, 1900–1910-е. Санкт-Петербург, неизвестное фотоателье, бромосеребряный желатиновый отпечаток.

© Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет будущего директора Этнографического музея в Ленинграде Н. Г. Таланова в форме воспитанника училища принца Ольденбургского, 1900–1910-е. Санкт-Петербург, неизвестное фотоателье, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет гимназиста с матерью, 1907–1914. Санкт-Петербург, фотография И. Смирнова, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Портрет гимназиста с матерью, 1907–1914. Санкт-Петербург, фотография И. Смирнова, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

В советский период традиция школьного портретирования не прервалась. Существовало только одно важное отличие: вместо индивидуальных стали преобладать групповые портреты. Какое-то время они не просто превалировали, а были, пожалуй, единственно возможным вариантом фотографирования в школе. Портреты отдельных учеников и учениц вернулись в фотографический обиход в конце 1940-х, и с тех пор соотношение групповых и индивидуальных снимков уже серьезно не менялось. Только приметы времени в виде государственной символики в оформлении рамок указывали на смену эпох.

Групповой портрет гимназистов, 1900-е. Санкт-Петербург, фотография Д. Гершуни, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Групповой портрет гимназистов, 1900-е. Санкт-Петербург, фотография Д. Гершуни, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Учащийся Санкт-Петербургского 2-го реального училища, 1900–1914. Санкт-Петербург, фотография И. Гера, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Учащийся Санкт-Петербургского 2-го реального училища, 1900–1914. Санкт-Петербург, фотография И. Гера, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Сегодня фотография продолжает развиваться и трансформироваться, уверенно двигаясь вперед вместе со стремительным ходом истории. Но школьные годы по-прежнему запечатлеваются в визуальных образах уже новой эры.

Текст:
Артём Классен, коллекционер, историк фотографии