Представьте себе молодую женщину по имени Сари, живущую на отдаленном острове Индонезийского архипелага. Каждый день она продает свои красочные ткани на местном рынке, но мечтает расширить бизнес. Однако у Сари нет банковского счета, не говоря уже о доступе к кредитам или цифровым платежам. Ее история - лишь одна из миллионов в стране, где финансовая инклюзивность остается серьезной проблемой.
Финансовая инклюзивность означает, что каждый человек, независимо от его доходов и социального положения, может получить необходимые ему банковские, страховые, кредитные и другие финансовые услуги.
Меня зовут Лилия Алеева, я - 15 лет работаю в В2В, в ИТ, управляю маркетингом и продажами в высокотехнологичной сфере, выступаю наставником для руководителей и директоров по маркетингу и продажам, консультирую по выходу на зарубежные рынки.
Неиспользованный потенциал: почему Индонезия привлекает внимание финтех-гигантов
Индонезия - страна контрастов. С одной стороны, это быстрорастущая экономика Юго-Восточной Азии с населением более 270 миллионов человек. С другой - большая часть розничного рынка цифровых финансовых услуг остается неиспользованной. Почему?
- Географические барьеры: страна состоит из более чем 17 000 островов
- Культурное и языковое разнообразие
- Неравенство в доступе к финансовым ресурсам между Явой и другими регионами
Ниши, которые ждут своих героев
- Необанкинг для непросвещенных: Более половины населения Индонезии не имеет доступа даже к традиционным банковским услугам. Представьте, какие возможности открываются для инновационных финтех-решений!
Географические барьеры, культурное и языковое разнообразие в Индонезии, а также неравенство в доступе к финансовым ресурсам между Явой и другими регионами создают проблемы для внедрения цифровых финансовых услуг, по мнению различных индонезийских финансовых и банковских экспертов.
Однако индонезийские аналитики обычно рассматривают проблему с точки зрения традиционного цифрового банкинга, а не необанкинга и финтех-услуг с новыми технологическими возможностями.
Необанкинг — это полностью цифровой банкинг, который не требует наличия физических отделений и офисов. Все операции — обработка кредитных карт, денежные переводы, связь с технической поддержкой, управление финансами, доступ к накопительным счетам — осуществляются в режиме онлайн через мобильное или веб-приложение.
Это связано с текущей низкой технологической зрелостью их развития и присутствия на индонезийском рынке.
Отсюда и возникают возможности для бизнеса нового формата (с новым местным опытом) или интегрированных финансовых решений, которые могут быть адаптированы для удовлетворения уникальных потребностей локального пользовательского опыта.
Кроме того, они могут охватить новые целевые группы, которые еще не имели доступа к финансовым услугам (более половины населения вообще никак не связаны с банкингом, включая традиционный, цифровой и тем более необанкинг).
2. Возможности в различных продуктовых сегментах: В Индонезии клиенты используют традиционные банки в качестве основных поставщиков финансовых услуг, помимо платежей, особенно для депозитов, накоплений и страховых продуктов.
Фактически 60–80 % клиентов не использовали финансовые технологии в этих сегментах. Это дает банкам возможность увеличить долю цифровых финансовых продуктов, но низкий технологический опыт, отсутствие компетенций, местная медлительность и неповоротливость являются серьезным препятствием. Сторонний необанк-финтех партнер с локальным традиционным банком может выстроить в этих сегментах значительный поток клиентов с большими транзакционными воронками при слабой конкуренции.
3. Серебряный век цифровых финансов: Пока финтех-компании гонятся за молодежью, огромный сегмент людей старше 30 лет остается без внимания. А ведь именно здесь сосредоточены владельцы малого бизнеса - от рыбаков до фермеров.
Разработка понятных, удобных и экономичных финансовых продуктов и услуг для людей старше 30 лет представляет собой значительные рыночные возможности.
4.Трансграничные платежи: мост между островами и странами: Индонезия активно участвует в развитии Региональной платежной связи (RPC), открывая новые горизонты для бизнеса в АСЕАН.
На региональном уровне действует Региональная платежная связь (RPC), целью которой является улучшение платежной инфраструктуры региона и содействие более эффективным и бесперебойным трансграничным платежам и расчетам.
Индонезия играет активную роль в разработке общих стандартов и продвижении использования мгновенных платежей через свою платформу QRIS (метод, позволяющий проводить платежи в индонезийских рупиях с использованием банковских счетов и электронных кошельков).
QRIS (Quick Response Code Indonesian Standard) - индонезийский национальный стандарт для внутренних взаиморасчетов.
Хотя QRIS использует технологию QR-кодов, которая может считаться устаревшей, легализация и интеграция под RPC с предоставлением удобных продуктов и услуг может расширить деловые возможности различного бизнеса в Индонезии, захватив часть потока местных трансграничных платежей.
Это может помочь местным индонезийским предприятиям выйти на новые рынки, сократить затраты, улучшить денежный поток и снизить риски, особенно связанные с колебаниями валютных курсов.
Недавно к инициативе RPC присоединились Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Кроме того, Индонезия планирует расширить сотрудничество QRIS на региональном уровне с другими странами АСЕАН, включая Китай, Японию и Корею.
В перспективе через несколько лет на индонезийских трансграничных операциях можно будет заработать в пять раз больше, чем на жестко санкционированных российских трансграничных операциях.
Вызовы, которые нельзя игнорировать
Однако путь к финтех-революции в Индонезии усеян препятствиями:
- Низкая финансовая грамотность населения
- Недостаточно развитая инфраструктура
- Отсутствие опыта и компетенций в сфере финтех у местных игроков
Взгляд в будущее: стоит ли делать ставку на Индонезию?
Стоит отметить, что экономическая производительность Индонезии сдерживается низкой финансовой доступностью и значительным дефицитом финансирования в секторе MSME (существенно больше, чем в России, с хорошим потенциалом роста без ограничений "островной экономики").
MSME в финтехе обычно расшифровывается как "Micro, Small and Medium Enterprises" (Микро, малые и средние предприятия).
Финансовый ландшафт страны меняется в результате цифровой трансформации, предлагая огромный потенциал для преодоления структурных ограничений. Однако этот процесс тормозится отсутствием опыта и компетенций в сфере финтеха.
На арене цифровых финансов открываются широкие возможности для бизнеса, учитывая практически неосвоенный рынок финансовых услуг. При этом важно учитывать локальные проблемы, такие как низкая финансовая грамотность и пробелы в инфраструктуре.
Первую проблему можно решить через развитие инновационных финтех-продуктов, сочетающих финансовые технологии с образовательными компонентами для улучшения пользовательского опыта.
Вторая проблема сложнее и потребует комплексных решений, включая инфраструктурные проекты с участием третьих сторон.
Несмотря на все сложности, потенциал индонезийского рынка огромен. Эксперты прогнозируют, что через 5-8 лет страна может стать лидером цифровых финансов в Юго-Восточной Азии.
Может быть, стоит уже сейчас "разложить яйца по разным корзинам" и войти в этот перспективный регион?
А вы готовы принять вызов и стать частью финтех-будущего Индонезии?
Если у вас есть интерес работы на рынке Индонезии - пишите, обсудим.
Пишу больше и интереснее в своем ТГ канале: