4 сентября 1875 года родился Евгений Евгеньевич Лансере — мастер книжных и станковых композиций, монументалист и театральный декоратор, академик Императорской Академии художеств. «Иду от графики, и графика моя живописна», — так определял художник собственный стиль. дочь архитектора. Е. Е. Лансере родился в семье известного скульптора Евгения Александровича Лансере. Его дед по матери, Николай Бенуа, был академиком архитектуры, дядя Леонтий Бенуа был архитектором, другой дядя, Альберт Бенуа — художником-акварелистом, третий, Александр Бенуа — известным русским художником и критиком искусства. Архитектура и живопись были «фамильным делом» этой художественной династии, как писал сам Лансере. Детство будущего художника протекало в доме деда и художественные традиции семьи повлияли на творческие склонности юноши. Большую роль в его формировании как художника сыграл также друг отца, скульптор А. Л. Обер. «От него я заразился запахами земли... Это был энтузиаст жизни и живой натуры», — вспоминал Лансере впоследствии.
В 1892 году Лансере поступил в школу Общества поощрения художеств. Первым его учителем здесь был Я. Ф. Ционглинский, о котором художник писал с благодарностью: «Я бесконечно ему обязан за живое и восторженное отношение к рассмотрению и наблюдению природы, что является основой всякого изобразительного искусства». В 1895 году Лансере едет в Париж, где поступает в частную мастерскую, так называемую «академию Жюльена», где занятиями руководят Жан Поль Лоранс и Бенжамен Констан. Кроме того, он посещает частную мастерскую Коларосси, — берет уроки у Жиродэ и Куртуа. Обе студии славились отличной постановкой рисования с натуры. Ранний период творчества Лансере тесно связан с «Миром искусства», но художник остался в стороне от характерного для мирискусников ностальгического ретроспективизма. Лансере прославился как книжный график. Уже в 1898 году художник представил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым. Художник оформляет десятки изданий — книг, альманахов, журналов; создает экслибрисы, почтовые и издательские марки, художественные открытки. Последний предреволюционный год Лансере проводит в деревне, где пишет пейзажи. После революции три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 году переезжает в Тбилиси, работает рисовальщиком в Музее этнографии, а с 1922 до 1934 год Лансере преподает в Тбилисской академии художеств.
Масштабность идей в произведениях Лансере и его тяготение к парадным композициям закономерно приводят художника к работе над монументальными росписями: с переездом в Москву в 1933 году начинается новый этап его деятельности, связанный с работой над монументальной живописью — художник работает над плафонами ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», панно для станции метро «Комсомольская» и для зала Большого театра. Эскиз росписи потолка для зрительного зала Большого театра в Москве была задумана, как прославление искусства народов СССР. Начатая в марте 1940 года работа продвигалась быстро: в мае эскизы уже завершены, и жюри признает их лучшими среди представленных конкурсных проектов. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны этот эскиз Лансере был утрачен, сохранились лишь его первоначальный набросок и фотографии.
На этот же период приходится работа Лансере над панно «Октябрь 1917» и «Конституция народов СССР», вновь предназначенными для стен Казанского вокзала. Но война переключила внимание художника на темы «Победа» и «Мир». Эти панно, помещенные в вестибюле Казанского вокзала, оказались последней не до конца завершенной работой Евгения Евгеньевича Лансере, которую он был склонен рассматривать «как тему и стиль почти всей жизни». Заканчивали росписи помощники Лансере и его сын уже после смерти художника.
⠀
⠀