В XV веке французский художник Жан Фуке (около 1420-1480) занял ведущее положение в европейском искусстве. Его уникальный стиль сформировался благодаря тесным связям с итальянским и фламандским искусством, что сделало его важным посредником между двумя культурами.
Фуке создал оригинальный синтез различных стилистических традиций, сочетая: итальянскую перспективу, северную технику светотени (кьяроскуро), фламандский метод моделирования пространства и объема с помощью света.
Все это художник объединил с изысканной чувственностью, характерной для французской школы. Помимо живописи, Фуке прославился как талантливый миниатюрист эпохи Возрождения, о чем свидетельствуют его многочисленные миниатюры, хранящиеся в музеях по всему миру.
Фуке родился в Туре, но важнейшим этапом его становления стало пребывание в Италии с 1442 по 1447 год. Там он, вероятно, жил в Риме, Неаполе и Флоренции, где в то время работали такие мастера, как Фра Анджелико, Доменико Венециано и молодой Пьеро делла Франческа.
О растущей славе Фуке свидетельствует упоминание его имени скульптором и архитектором Филарете. Он включил Фуке в список художников, которые должны были работать в его идеальном городе Сфорцинда, назвав его "хорошим мастером, особенно в портретах с натуры".
Вернувшись в Тур, Фуке стал придворным художником Карла VII. В 1475 году он все еще упоминается как "королевский живописец".
Диптих из Мелёна
Одной из самых знаменитых работ Фуке является Диптих из Мелёна, написанный около 1455 года для коллегиальной церкви Нотр-Дам в Мелёне, городе в 50 километрах от Парижа. Две части диптиха, ныне хранящиеся в разных музеях, были связаны геометрическим соответствием: фигуры идеально вписаны в полукруг. Однако при прямом сравнении они настолько различны по концепции, что кажутся совершенно самостоятельными произведениями.
Левая панель
На левой панели изображен заказчик, Этьен Шевалье, министр и казначей короля Карла VII, представленный Деве Марии святым Стефаном, первым мучеником христианства. Святой кладет правую руку на плечо молящегося, показывая свое желание заступиться за него, а в левой руке держит книгу, на которой лежит большой острый камень - символ его мученической смерти через побивание камнями (обратите внимание на все еще кровоточащую рану на голове).
Шевалье, в свою очередь, стоит на коленях перед Девой Марией со сложенными руками в классическом жесте молитвы. Прочная пластичность обеих фигур явно отсылает к итальянским образцам. Архитектура на заднем плане, с колоннами и мраморными панелями, показанными в перспективе, также вдохновлена итальянской живописью XV века.
А теперь еще увеличим картинку и видим хорошо прописанные кону, ногти, мех...
Правая панель: Дева Мария с младенцем
На правой панели Дева Мария сидит на богато украшенном мраморном троне с ониксовыми набалдашниками, усыпанными жемчугом, на котором отражается далекое окно. Голова Марии покрыта тончайшей вуалью и увенчана драгоценной диадемой. Она держит на руках младенца Христа и окружена красными и синими ангелами.
И наконец у Богородицы нормальная человеческая грудь на нормальном месте. Правда, волос маловато. По моде того времени волосы выбриты над лицом. Челки были не в моде.
Что бы понять о чем пишу нужно посмотреть примеры "странной груди" у Девы Марии на картинах и иконах.
Образ этой северной Мадонны, столь метафизический, является замечательным примером фламандской стилизации, в некотором смысле чуждой гуманистическому натурализму итальянского Возрождения, ярко представленному земными персонажами на левой панели.
Загадка модели
Существует гипотеза, что эта холодная, но чувственная Мадонна имеет черты Аньес Сорель, любимой возлюбленной короля Карла VII, умершей очень молодой, в 28 лет, в 1450 году. Аньес, известная своей красотой, была очень востребованной и элегантной женщиной, способной даже влиять на моду своего времени благодаря своим выбритым на лбу волосам и платьям из богатого гардероба с глубокими декольте.
Творчество Жана Фуке представляет собой уникальный синтез различных художественных традиций XV века. Сочетая итальянскую перспективу, северную светотень и фламандскую технику работы со светом, он создал неповторимый стиль, который оказал значительное влияние на развитие европейского искусства.
Его работы, особенно Диптих из Мелёна, до сих пор восхищают зрителей своей техникой, глубиной и загадочностью, оставаясь важнейшими памятниками искусства эпохи Возрождения.
Светлана Синица, гид по Риму