Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Жан Фуке, соединивший итальянское и фламандское искусство

Оглавление

В XV веке французский художник Жан Фуке (около 1420-1480) занял ведущее положение в европейском искусстве. Его уникальный стиль сформировался благодаря тесным связям с итальянским и фламандским искусством, что сделало его важным посредником между двумя культурами.

Фуке создал оригинальный синтез различных стилистических традиций, сочетая: итальянскую перспективу, северную технику светотени (кьяроскуро), фламандский метод моделирования пространства и объема с помощью света.

Все это художник объединил с изысканной чувственностью, характерной для французской школы. Помимо живописи, Фуке прославился как талантливый миниатюрист эпохи Возрождения, о чем свидетельствуют его многочисленные миниатюры, хранящиеся в музеях по всему миру.

Жан Фуке, Благовещение, 1452–1460 гг. Миниатюра. Из иллюминированной рукописи «Heures d'Etienne Chevaliers». Шантильи, Музей Конде.
Жан Фуке, Благовещение, 1452–1460 гг. Миниатюра. Из иллюминированной рукописи «Heures d'Etienne Chevaliers». Шантильи, Музей Конде.

Фуке родился в Туре, но важнейшим этапом его становления стало пребывание в Италии с 1442 по 1447 год. Там он, вероятно, жил в Риме, Неаполе и Флоренции, где в то время работали такие мастера, как Фра Анджелико, Доменико Венециано и молодой Пьеро делла Франческа.

О растущей славе Фуке свидетельствует упоминание его имени скульптором и архитектором Филарете. Он включил Фуке в список художников, которые должны были работать в его идеальном городе Сфорцинда, назвав его "хорошим мастером, особенно в портретах с натуры".

Вернувшись в Тур, Фуке стал придворным художником Карла VII. В 1475 году он все еще упоминается как "королевский живописец".

Жан Фуке, Меленский диптих, переработанный. Слева: Этьен Шевалье с Санто Стефано (Берлин, Государственный музей Preussischer Kulturbesitz); справа: Богоматерь с младенцем и ангелами (Антверпен, Королевский музей изящных искусств)
Жан Фуке, Меленский диптих, переработанный. Слева: Этьен Шевалье с Санто Стефано (Берлин, Государственный музей Preussischer Kulturbesitz); справа: Богоматерь с младенцем и ангелами (Антверпен, Королевский музей изящных искусств)

Диптих из Мелёна

Одной из самых знаменитых работ Фуке является Диптих из Мелёна, написанный около 1455 года для коллегиальной церкви Нотр-Дам в Мелёне, городе в 50 километрах от Парижа. Две части диптиха, ныне хранящиеся в разных музеях, были связаны геометрическим соответствием: фигуры идеально вписаны в полукруг. Однако при прямом сравнении они настолько различны по концепции, что кажутся совершенно самостоятельными произведениями.

Жан Фуке, Этьен Шевалье со Святым Стефаном, левая часть Меленского диптиха, 1454–1456 гг. Масло, панель, 95 х 86 см. Берлин, Государственный музей Preussischer Kulturbesitz.
Жан Фуке, Этьен Шевалье со Святым Стефаном, левая часть Меленского диптиха, 1454–1456 гг. Масло, панель, 95 х 86 см. Берлин, Государственный музей Preussischer Kulturbesitz.

Левая панель

На левой панели изображен заказчик, Этьен Шевалье, министр и казначей короля Карла VII, представленный Деве Марии святым Стефаном, первым мучеником христианства. Святой кладет правую руку на плечо молящегося, показывая свое желание заступиться за него, а в левой руке держит книгу, на которой лежит большой острый камень - символ его мученической смерти через побивание камнями (обратите внимание на все еще кровоточащую рану на голове).

Жан Фуке, Этьен Шевалье со Святым Стефаном, 1454–1456 гг. деталь
Жан Фуке, Этьен Шевалье со Святым Стефаном, 1454–1456 гг. деталь

Шевалье, в свою очередь, стоит на коленях перед Девой Марией со сложенными руками в классическом жесте молитвы. Прочная пластичность обеих фигур явно отсылает к итальянским образцам. Архитектура на заднем плане, с колоннами и мраморными панелями, показанными в перспективе, также вдохновлена итальянской живописью XV века.

Жан Фуке, Этьен Шевалье со Святым Стефаном, 1454–1456 гг. деталь
Жан Фуке, Этьен Шевалье со Святым Стефаном, 1454–1456 гг. деталь

А теперь еще увеличим картинку и видим хорошо прописанные кону, ногти, мех...

-6

Правая панель: Дева Мария с младенцем

На правой панели Дева Мария сидит на богато украшенном мраморном троне с ониксовыми набалдашниками, усыпанными жемчугом, на котором отражается далекое окно. Голова Марии покрыта тончайшей вуалью и увенчана драгоценной диадемой. Она держит на руках младенца Христа и окружена красными и синими ангелами.

И наконец у Богородицы нормальная человеческая грудь на нормальном месте. Правда, волос маловато. По моде того времени волосы выбриты над лицом. Челки были не в моде.

Что бы понять о чем пишу нужно посмотреть примеры "странной груди" у Девы Марии на картинах и иконах.

Жан Фуке, Мадонна с младенцем и ангелами, правая часть Меленского диптиха, 1454–1456 гг. Масло, панель, 95 х 86 см. Антверпен, Королевский музей изящных искусств.
Жан Фуке, Мадонна с младенцем и ангелами, правая часть Меленского диптиха, 1454–1456 гг. Масло, панель, 95 х 86 см. Антверпен, Королевский музей изящных искусств.

Образ этой северной Мадонны, столь метафизический, является замечательным примером фламандской стилизации, в некотором смысле чуждой гуманистическому натурализму итальянского Возрождения, ярко представленному земными персонажами на левой панели.

Загадка модели

Существует гипотеза, что эта холодная, но чувственная Мадонна имеет черты Аньес Сорель, любимой возлюбленной короля Карла VII, умершей очень молодой, в 28 лет, в 1450 году. Аньес, известная своей красотой, была очень востребованной и элегантной женщиной, способной даже влиять на моду своего времени благодаря своим выбритым на лбу волосам и платьям из богатого гардероба с глубокими декольте.

Жан Фуке, Мадонна с Младенцем и ангелами, 1454–1456 гг. деталь
Жан Фуке, Мадонна с Младенцем и ангелами, 1454–1456 гг. деталь

Творчество Жана Фуке представляет собой уникальный синтез различных художественных традиций XV века. Сочетая итальянскую перспективу, северную светотень и фламандскую технику работы со светом, он создал неповторимый стиль, который оказал значительное влияние на развитие европейского искусства.

Жан Фуке, Мадонна с Младенцем и ангелами, 1454–1456 гг. деталь
Жан Фуке, Мадонна с Младенцем и ангелами, 1454–1456 гг. деталь

Его работы, особенно Диптих из Мелёна, до сих пор восхищают зрителей своей техникой, глубиной и загадочностью, оставаясь важнейшими памятниками искусства эпохи Возрождения.​​​​​​​​​​​​​​​​

деталь Жан Фуке, Мадонна с Младенцем и ангелами, 1454–1456 гг.
деталь Жан Фуке, Мадонна с Младенцем и ангелами, 1454–1456 гг.

Светлана Синица, гид по Риму