Карло Кривелли: Мастер Возрождения из Венеции
Я уже писала, что один из моих любимейших художников - Карло Кривелли. Его полотна можно разглядывать бесконечно и всегда находить новые детали.
Карло Кривелли, выдающийся итальянский художник эпохи раннего Возрождения, родился в Венеции предположительно между 1430 и 1435 годами. Точная дата его рождения неизвестна из-за скудости исторических источников. Жизнь Кривелли была полна драматических событий, которые во многом определили его творческий путь.
Ранние годы и скандал
В 1457 году молодой Кривелли оказался в центре скандала, который навсегда изменил его судьбу. Он был осужден на шесть месяцев тюремного заключения за любовную связь.
Согласно судебным документам, художник сбежал с женой моряка и "держал ее в укрытии многие месяцы, вступая с ней в плотские отношения, презрев Бога и священные узы брака". Этот инцидент вынудил Кривелли покинуть Венецию. Моряк поклялся найти Кровелли и убить.
После скандала Кривелли провел несколько лет в Падуе, где попал под влияние великого тосканского мастера Донателло. От него Кривелли перенял культ перспективы и четкого рисунка, которые он сочетал с изысканным вкусом к элегантному декору, тщательной проработке деталей и свободному выражению фантазии.
Уникальный стиль Кривелли
Картины Кривелли отличаются богатством мельчайших деталей, которые создают атмосферу роскоши и изысканности. Его работы наполнены золотыми арабесками, драгоценными тканями, пестрыми мраморными поверхностями, фруктами и животными. При этом художник мастерски использовал перспективу, создавая эффективные и убедительные пространственные решения.
"Благовещение" - шедевр мастера
Одной из самых знаменитых работ Кривелли является "Благовещение", написанное в 1486 году для церкви Сантиссима Аннунциата в Асколи-Пичено. Это алтарное изображение прекрасно иллюстрирует уникальный стиль художника.
Сцена разворачивается на городской улице, показанной в головокружительном перспективном ракурсе. Слева изображен архангел Гавриил, только что спустившийся с небес. Он склоняется перед Девой Марией с лилией в руке, заставая ее врасплох за чтением Священного Писания. Правой рукой Гавриил указывает на небо, намекая на Бога, пославшего его. Бог-Отец изображен в виде ореола света, окруженного ангелами, от которого исходит божественный луч, направляющий полет Святого Духа в образе голубя через отверстие в стене.
Необычные детали
Рядом с Гавриилом мы видим святого Эмидия, покровителя Асколи, держащего в руках модель города. Его присутствие необычно для сцены Благовещения и объясняется тем, что картина была заказана в честь предоставления городу Асколи автономии папой римским.
Улица наполнена жителями ренессансного Асколи: судьями, монахами, обычными прохожими. Ребенок выглядывает слева из-за парапета, где также видны два монаха и судья. Взгляд зрителя привлекают многочисленные детали повседневной жизни: ковры, развешанные на солнце, деревья, клетки с птицами, голуби на шестах, огурец, выступающий на переднем плане, и идеально затененное яблоко.
Комната Девы Марии описана с поразительной точностью: предметы на полке, стеклянная бутылка, зажженная свеча, аккуратно заправленная кровать, окно с решеткой, деревце в горшке, ковер на краю лоджии. Каждый материал (дерево, ткани) передан с исключительным мастерством.
Символика и перспектива
Предметы и животные в картине несут символическое значение. Заправленная кровать указывает на целомудренную и девственную жизнь Марии; стеклянная бутылка символизирует чистоту, зажженная свеча - веру. Деревце в горшке на окне рядом с решеткой намекает на hortus conclusus (закрытый сад), то есть на Райский сад, который был закрыт для людей после первородного греха. Павлин, изображенный здесь как экзотическое домашнее животное, является христологическим символом бессмертия.
Перспектива в картине выполнена с исключительной точностью. Она создается зданиями, формирующими воронкообразное пространство влево, и особенно решеткой, закрывающей окно Марии.
"Благовещение" Карло Кривелли - это не просто религиозная картина, а настоящая энциклопедия жизни итальянского города эпохи Возрождения. Мастерство художника в передаче деталей, его виртуозное владение перспективой и глубокое понимание символики делают это произведение одним из ключевых в истории итальянского искусства XV века.
Кривелли удалось создать картину, которая одновременно является и религиозным образом, и портретом города, и философским размышлением о вере и человеческой природе.
Гид по Риму, Светлана Синица