В религиозной жизни Курской губернии XIX – начале XX веков происходило немало необычных явлений. В эти времена в народе были популярны всевозможные секты, обещавшие много благ своим адептам посредством «чудес». Да и в самом православии усилилось внимание ко всему аномальному, и практически ни один случай не ускользал от внимания общественности.
Под занавес XIX века в Курской губернии едва не состоялось обретение новой Чудотворной иконы. Так 10 мая 1888 года пристав Тимского уезда составил необычный протокол. В основу документа лег донос полицейского урядника Заболоцкого о том, что в ночь под 8 мая в Михайло-Архангельской церкви села Волобуевки Погоженской волости Тимского уезда явилась икона с изображением Вознесения Господня.
Пришедшие утром в храм крестьяне во главе с сельским старостой Василием Дмитриевичем Алехиным обнаружили в алтаре на престоле икону Вознесения Господня («тридцать ликов святых, а у изголовья их возносящийся на небо Господь»). Икона была совершенно новая, написана на простой доске преимущественно коричневой краской, повреждения отсутствовали. Недоумевающий священник был бессилен что-либо объяснить. Среди предположений наибольшей невероятностью и потрясающей привлекательностью выделялось мнение церковного сторожа Якова Леоновича Хавроньина. Этот набожный крестьянин считал, что «икона явилась чудесным образом, то есть она явленная». В храме воцарилась тишина. Шутка ли, на глазах волобуевцев, возможно, вершилась Ее Величество История!
Постепенно все присутствующие вышли из оцепенения. Священник стал творить молитву. Крестьяне рухнули разом на колени, впав в состояние религиозного экстаза. Единственным человеком, сохранявшим трезвомыслие, оказался сельский староста. Он предложил всем многочисленным свидетелям явления клятвенно целовать распятие и выложить как на духу всю правду-матушку о том, что они видели, слышали, или думают по этому поводу. И вот очередь дошла до Аксиньи Афанасьевны Хавроньиной – жены церковного сторожа. Женщина опознала икону, которую недавно приобрел ее муж, а затем она куда-то исчезла, Дабы подтвердить или опровергнуть ее информацию, позвали местного иконописца – Филиппа Литвинова, способного ответить на далеко не риторический вопрос: «А чьих кистей работа?» Прибывший на место экстренного сходбища живописец заявил, что икона писана им, Филиппом Литвиновым, по заказу церковного сторожа села Волобуевки Якова Хавроньина. Тут, наконец, все вдруг неожиданно вспомнили, что церковный сторож является по совместительству еще и хранителем церковных ключей, и только он способен раскрыть тайну явления иконы Вознесения Господня.
Прижатый к стене убедительными свидетельскими показаниями, Яков Хавроньин не стал лукавить и поведал землякам о том, как в ночь на 8 мая он совершил акт святотатства, возложив на церковный престол свою икону. Причиной, побудившей сторожа на тяжкий грех, была крайняя бедность охраняемой им церкви. Явление же иконы, которая непременно начала бы вскоре «чудотворить», привлекло бы большое количество почитателей и жертвователей, а приход стал бы процветающим.
Затем было возбуждено дело. Более полугода длилось следствие. Наконец, 16 декабря 1888 года Курский окружной суд постановил: «крестьянина Якова Леонова Хавроньина считать по делу оправданным».