Найти тему
УлГТУ _ Политех

Что общего у Сикстинской капеллы и Политеха‎?

Оглавление
  • Главный учебный корпус, лестница между первым и вторым этажами
  • Художник Андрей Дорофеев

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие во времени, чтобы исследовать разные эпохи и погрузиться в историю. Поможет нам в этом галерея истории мировой цивилизации в главном корпусе УлГТУ. Это серия картин, посвященных отдельным историческим периодам. Пожалуй, начнём с самого начала…

«Сотворение мира»

В сюжетной основе полотна - знаменитая работа «Сотворение Адама» (Ватикан, 1508–1512) крупнейшего мастера итальянского Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Это четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных художнику для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

Фреска изображает библейский сюжет о сотворении человека Богом по его образу и подобию. Действие на ней замерло за секунды до сотворения — наделения человека способностями мыслить, творить и создавать. Внимание приковывается к рукам, которые вот-вот встретятся и соприкоснутся. Бог передает Адаму частичку своей энергии и пробуждает к жизни личность. Женская фигура справа от него – Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Бытие 1:27.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Бытие 2:7.

Бог Отец
Бог Отец

Кстати, ряд исследователей говорят о необычайной схожести окружения Бога и строения человеческого мозга. У Микеланджело были глубокие познания в области анатомии. При внимательном рассмотрении картины создается впечатление, что в изображении Бога художник воплотил именно человеческий мозг. Можно предположить, что художник хотел подчеркнуть: главный дар Бога — разум.

-4

Между двумя протянутыми друг к другу руками на полотне университетской галереи — бескрайняя вселенная. Всеобъемлющая материальная реальность получила у древнегреческих философов название «космос». Они считали, что космос является в высшей степени гармоничной, упорядоченной и самоорганизованной системой, где у каждого объекта, независимо от его размера и других свойств, имеется свое «естественное место».

-5

Космос до сих пор многое скрывает от человечества, и нас ждет еще много удивительных научных открытий. Тем символичнее песочные часы по центру холста, образ времени в мировой культуре. Появление времени в мировой мифологической традиции обозначает один из актов рождения космоса из хаоса. Песочные часы символизируют вечность и бесконечное повторение. Все снова возвращается на круги своя, а конец не является концом, а всего лишь началом следующего этапа. Время не стоит на месте, не ждет никого. Время так легко потерять , а найти трудно...

«Сотворение мира» символизирует начало всего существующего, когда хаос преобразуется в порядок и структуру, а наш вуз служит отправной точкой для формирования знаний и создания прорывных технологий. Как в древних мифах Боги создавали мир с помощью знания и мастерства, так и наши студенты и выпускники на протяжении многих десятилетий создают новое, применяя полученные знания для решения задач современности.