Найти в Дзене

Пустые оправдания или не иду в зал заниматься спортом по объективным причинам?

Оглавление

На нашем сайте девушка описывала такую ситуацию:

"Приступила вчера - и очень благодарна всем поддержавшим. Отчеты буду, видимо, писать раз в неделю, но вообще что-нибудь писать - видимо, в любой удобный момент. Как мне кажется, калорийность у меня вышла уж совсем щадящая на общем фоне. Однако практика показывает, что я вполне нормально теряю вес при 1800. Когда-нибудь я решусь написать здесь про источник своего стресса. А пока вот пожалуюсь про зал - весной я спокойно ходила туда по три раза в неделю, а сейчас с трудом собираюсь один раз, только договорившись с тренером, и тратится на это просто гигантское количество сил. Прошлой весной удалось как-то вообще избавиться от внутреннего сопротивления - но после лета со стрессом и отпуска никак не могу наладить этот режим. Наверное, надо вносить в расписание как встречи и оптимизировать сборы. Вообще, работаю я дома, клуб и так в семи минутах ходьбы - ближе редко бывает. Но нынешние рабочие проекты мешают делать его приоритетом. Хотя, с другой стороны, регулярный фитнес помогает думать. Но, с третьей стороны, после клуба я устаю - и уже работать не могу. Аааа!"

И наша переписка с автором поста, где мы обсуждаем ситуацию:

-2
-3

Приписывание причин

(в науке называется каузальная атрибуция)

Очень часто причины поведения мы именно приписываем, т.к. найти, определить настоящую причину - это большой труд.

Наше мышление стремится к простоте, думать люди не любят )) Это слишком затратный, слишком энергоемкий процесс!

Покажу варианты приписывания на очень простом примере.

Вот человек опаздывает на лекцию. Какие варианты причин могут быть? Как лектор может объяснить такое поведение студента?

  • ЛИЧНОСТНАЯ причина (атрибуция):
    А это студент такой плохой! Он всегда опаздывает. Это его личностная характеристика.
  • ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ (ситуативная):
    Это троллейбус долго не приезжал, вот студент и опоздал.
  • ОБЪЕКТНАЯ:
    Это лекция такая скучная, я плохой лектор, вот студенты и опаздывают, не торопятся на скучную лекцию.

Фундаментальная ошибка атрибуции - ВСЁ приводить к личностным причинам. Мы считаем людей слишком стабильными во времени. Вот у меня характер такой и я всегда такой.

Иногда можно слышать в разговоре близких людей - я тебя не узнаю! Это про что говорится?

Что я выучила тебя, какой ты и как себя ведешь. А ты вдруг раз! и стал вести себя не по моей схеме.

Фундаментальная ошибка атрибуции плоха тем, что она ОШИБКА. Это ошибочное объяснение.

И если, допустим, текущая ситуация очень изменилась, требует от меня много энергии-сил, и на спорт просто сил никаких не остается, то наготове Фундаментальная ошибка атрибуции - это просто лень!

А если человек пытается учитывать ситуацию, то это что? Оправдания! ))

Ты всегда должен хотеть торт, потому что любишь торт! Ты такой и всегда такой!

Если довести это до крайности, то получается ригидность характера (психическая патология), которая не позволяет человеку гибко реагировать на жизнь, на своё состояние.

Например,

требование к себе ВСЕГДА ходить домой по лестнице и всегда отказываться от лифта может привести к тому, что человек тащит наверх сумки с покупками, не беря во внимание, что 10-15 кг веса в руках - это уже ДРУГАЯ ситуация. Когда отказ от лифта будет не пользу приносить, а вред, приводить к грыжам и искривлению позвоночника.

-4

Мы требуем от себя и от других одинаковости в поведении, потому что так нашей психике удобно жить - мир становится простым и предсказуемым.

А если каждый начнет себя вести слишком гибко, слишком ситуативно, то мы не сможем предсказать его поведение. Это создаст много тревоги, потому что вообще не поймешь - а чего и от кого ждать?

Поэтому важен баланс. Да, наш характер, наши пристрастия и т.д. - это достаточно стабильная во времени вещь. Но она может двигаться! Учет ситуации, нормальная гибкость - это совершенно необходимая часть жизни.

Про гибкость писала в статье об интеллекте:

И про роль спорта в похудении:

Всем здоровья и стройности!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.