Найти тему

Как возникают срывы на диете. Что такое интеллект. Часть 2

276 прочитали

Сразу скажу, что

  • высокий интеллект - это гибкость, открытость новому опыту,
  • а противоположное свойство - это ригидность, неповоротливость, догматизм.

Что имеется ввиду?

Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности:

  • текстовые задания,
  • математические,
  • пространственные.

Задание:

  • набрать как можно больше баллов (не всё решить, а набрать как можно больше!) за ограниченное время, всего 15 минут,
  • одно решенное задание - это 1 балл,
  • какие задание будут решаться - не имеет значения,
  • и в инструкции подчеркивается, что не надо тратить много времени на одно задание.

Времени точно не хватает для решения всего теста! Это очевидно по объему листов, которые дали участнику эксперимента на 15 минут.

Примеры заданий (просто взяла кусочек теста):

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова: есть соль любовь жизни.

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1- сходное значение,

2- противоположное,

3- ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет - П., если неправильно - Н.: мхом обороты камень набирает заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1) Держать нос по ветру.

2) Пустой мешок не стоит.

3) Трое докторов не лучше одного.

4) Не все то золото, что блестит.

5) У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 «?»

Гибкость и высокий интеллект

Часть людей быстро понимают, что какой-то тип задач им дается легче, чем другие типы.

Они быстро:

  • ориентируются во внешних условиях (всё решить нельзя, времени только 15 минут),
  • ориентируются во внутренних условиях (лично у меня значительно быстрее идут пространственные и математических задания),
  • выбирают только то, что у них идет легче, что для них проще, быстро идут по заданиями и
  • получают намного больше баллов, чем люди с неповоротливым мышлением.
Интеллект - это ориентировка в условиях реальности и просчет лучшего, самого эффективного решения, эффективного пути к цели.
Интеллект - развивается или угасает в зависимости от нашей деятельности, т.е. зависит от нас, нашего желания им пользоваться.
Люди, получившие высшее образование, но не занимающиеся дальше умственной деятельностью, утрачивают интеллектуальное преимущество уже к 30 годам.
Интеллект - можно сравнить с мышцами:
врожденная структура имеет значение, но отсутствие использования или, наоборот, ежедневная тренировка, играют ключевое значение, особенно с возрастом.

Ригидность, неповоротливость

Большое количество людей начинают решать задания подряд, они "зависают" над одной задачей, хотя её можно и пропустить, и в инструкции было сказано, что не надо тратить много времени на одну задачу.

Почему они так делают? - потому что им дали листы с заданиями именно так, в таком порядке, и они не оценивают степень трудности задачи, успешность решения задач разных типов и т.д.

Ещё раз спрошу, почему они так делают? Подробно разберу в конце статьи.

Зачем я это рассказываю на канале про стройность?

Очевидно, что если у нас нет гибкости, если мы стараемся быть исключительно супер-правильными и супер-дисциплинированными или просто превращаемся в супер-послушных людей, которые послушно едят заданный список продуктов в заданное время,

то мы гарантированно и достаточно быстро

  • либо влетаем в затяжные срывы с разрушением самооценки, веры в себя и убеждениями, что похудеть никогда не удастся, потому что я никогда не смогу жить "на капустном листе";
  • либо получаем РПП, т.к. попытки подстроить всю свою жизнь под "идеальное" питание выводят еду на уровень Деятельности и гарантируют нарушение психического здоровья, об этом подробно рассказывала в статье:

Гибкость - главное условие успешного похудения

Вот мы начитались, какое должно быть правильное и супер-хорошее питание, а потом пришли на кухню и стали готовить обычную еду на семью.

Какие чувства?

Я тоже это хооочу!

Но нет, неееельзя!!!! Я на диете, я должна есть что-то особенное...

Как вам эта ситуация?

Опытные читатели всё знают и без моих долгих описаний ))

Второй вариант - рассказать домочадцам, что у них тоже теперь супер-правильное питание, и не задавать вопросы о свинине, картошке и макаронах ))

То есть, раньше грустно было только одному человеку в семье, а теперь загрустили все ))

Здоровье не требует жертв.

Жертв требует отсутствие гибкости, уж простите меня за такие резкие фразы.

Когда у нас есть иллюзии относительно каких-то особых условий для стройности (часто тайных, которые нужно раздобыть тайно и/или за большие деньги), то с успешным похудением и удержанием веса будут проблемы.

Скажу так, что я испробовала на себе столько всего! Исследовательский интерес не давал мне жить спокойно )) Потом вернулась к обычной жизни и обычной еде, чему очень рада.

Особенно было смешно, когда высчитываешь пропорции жирных кислот, что нужно ТОЛЬКО такое соотношение и никак иначе!

А потом видишь исследования грудного молока женщин вегетарианцев.

Тут подчеркну, что если у взрослого здорового человека последствия какой-то неполноценности в питании могут быть очень отложены, то для активно растущих новорожденных факторы питания неимоверно важны.

Любой дефицит, любое отклонение от реальных потребностей организма будет выявлен быстро. Это очень чувствительный период!

И вот, изучаешь грудное молоко, потому что я с этим очень заморачивалась, и видишь исследования молока женщин-вегетарианцев, которые едят совсем другой состав жиров из-за большого количества орехов и растительных масел в рационе. И у них детки растут прекрасно, и с мамочками всё прекрасно.

Думаешь, ёлки-палки, ну как так-то! ЗАЧЕМ я провела все эти часы жизни в высчитывании "нужных" пропорций??? Кому они нужны? Организму, видимо, не нужны...

Тут, по текущим блогерским традициям, когда пишу о себе и своем опыте, я должна предъявить свою фигуру для доказательства справедливости своих слов )) Не думаю, что стройность отдельно взятого человека что-то доказывает, но уж буду следовать моде.

Поделюсь самыми свежими фотографиями, пару дней назад ходили с мужем в музей. Очень понравился замысел выставки, но не буду сейчас уходить в сторону, к питанию это не имеет отношения.

Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться, с кем не знакомы :-) Мой рост 1,7 м, вес 54-56 кг, мне 40 лет
Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться, с кем не знакомы :-) Мой рост 1,7 м, вес 54-56 кг, мне 40 лет
На всех фото стою спиной, как-то неудобно знакомиться "со спины", единственная получилась фотография, где видно лицо
На всех фото стою спиной, как-то неудобно знакомиться "со спины", единственная получилась фотография, где видно лицо

Возвращаюсь к "идеальному" питанию.

Особенно я намучилась с нормами, которые нужно было внести в мой калькулятор калорий (на сайте KgMinus.ru).

Сижу с кучей документов и думаю, интересненько, а хотя бы ради забавы, какие-нибудь цифры в разных документах совпадут? Какую норму брать-то?

Вот сайт нашего дорогого Роспотребнадзора, где каждый может ознакомиться с нормами.

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-4

И такой там очень солидный документ:

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-5

И вот сколько умных людей их разрабатывали:

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-6

Смотрим конкретные нормы

К примеру,

норма витамина В1

для мужчины 25 лет интенсивно занимающегося спортом и для мужчины 80 лет ведущего малоподвижный образ жизни будет одинаковой и составит 1,5 мг в сутки.

В нормах СССР 1982 года потребность в витамине В1

  • для мужчины 25 лет интенсивно занимающегося спортом - 2,6 мг в сутки,
  • для мужчины 80 лет ведущего малоподвижный образ жизни - 1,2 мг в сутки,

что абсолютно обосновано различной скоростью протекающих физиологических процессов. Разница более чем в 2 раза!

В1 (тиамин) – кофермент реакций углеводного обмена не может быть равнодушен к количеству проходящих реакций!

И они же это пишут сами:

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-7

То есть начали с описания, что В1 входит в реакции энергетического обмена, а потом хлоп, для всех взрослых напишем одинаково!

Мне был странен подход тех, кто составляет нормы, который похож на мысль "А давайте возьмем что-нибудь средненькое? Удобно же!".

Когда речь идет о бжу, они ещё делят людей на группы по полу, возрасту, физической активности, а вот при размышлениях о витаминах и минералах уже не стали "уходить в детали" ))

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-8

Дальше все одинаково для всех групп )) Спасибо, отдельно выделили лиц, работающих в условиях Крайнего Севера.

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-9

Хорошо, допустим, составители норм дают нам что-то условное и такое, как сказать?, "ориентировочное". Это была теория.

А посмотрим на практику реальной жизни.

Ещё смешнее на мои заморочки с "правильностью" мне стало после многих лет набора реальной статистики, когда видишь реальные рационы 40 тыс. человек, которые изо дня в день пользуются моими калькуляторами.

Сбалансированность

Раньше у меня был такой параметр в калькуляторе - сбалансированность, то есть высчитывала отклонение от нормы данного человека.

Так выглядит на экране:

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-10

Здесь посчитаны:

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-11

А расчет сбалансированности делала следующим образом

  • Вот надо человеку съесть 70 грамм белка в день,
  • а он съел на 10% меньше,
  • значит отклонение "10 баллов" суммируется в общую сбалансированность дня.

Идеально будет, если отклонения будут "0 баллов".
То есть,
вот сколько умные люди решили считать нормой,
столько реально в рационе и было.

Приведу кусочек сводной таблицы с рационами, просто для наглядности.

Одна строчка - это итог по рациону за один день какого-то одного человека.

Рационы рассчитываются по 25 параметрам, всю таблицу не размещаю, потому что получается очень мелко.
Рационы рассчитываются по 25 параметрам, всю таблицу не размещаю, потому что получается очень мелко.

Нам нужна первая колонка - баллы. Вот она, реальная сбалансированность рационов у людей, которые стараются, следят за своим питанием.

На идеальную сбалансированность, отклонение от нормы 0%, даже и намека нет!

И такая статистика у меня за 11 лет, десятки тысяч человек! По моим калькуляторам учат нутрициологов, ими пользуются медики, спортсмены.

Может быть и правы те медики, которые не углубляются в различия по потребностям в витаминах и минералах? Какая разница, если в реальности таких идеальных рационов просто невозможно создать? Может быть и разумно иметь ввиду что-то очень среднее и не заморачиваться?

И здесь я разбираю всего каких-то 25 показателей, потому что начинала работать с базой продуктов Института питания РАМН, а в ней только 25 параметров.

В американских базах данных их почти 150, и я хотела сделать калькулятор на 150 параметров, уже скачала себе базы по продуктам, а потом вовремя меня посетила блестящая мысль, что хватит заниматься ерундой ))

Когда находишься в теме правильного питания уже 20 лет, то невольно видишь эти волны:

  • то у нас жиры сокращают до минимума,
  • то у нас мода на кето,
  • то холестерин плохой, то (оказывается!) хороший, то разный,

бросаем есть яйца - ой! а вроде бы можно опять есть яйца?

  • то кальцием нужно объедаться без меры для крепких костей и зубов, то (вдруг!) он забивает сосуды,

усиленно едим творог и сидим на кефирных диетах - ой! а вроде бы не надо так много творога и кефира?

  • то у нас 6 приемов пищи в день - жуй постоянно, превратись в корову )),
  • то у нас мода на интервалку, потому что открыли аутофагию (кстати довольно правдоподобно объясняющую, как вегетарианцы живут на малом количестве белка, при этом у них сильные и прекрасно работающие мышцы, потому что ещё обычно они занимаются йогой и прочим подобным, то есть физически активны),
  • и т.д., и т.п.

Вывод напрашивается один - расслабьтесь, это всё очень условно, только как общие ориентиры.
Идеального питания не существует в теории - никто не знает наверняка, как делать правильно.
Идеального питания не существует на практике - не возможно сделать реальный рацион так, чтобы он был идеален изо дня в день.

А обычные рационы, наше обычное 3-х разовое питание, дает нам

  • и 12 часов перерыва между ужином и завтраком, как оказалось, очень хорошо для модной нынче аутофагии )),
  • и хорошую пропорцию бжу,
  • и чувство сытости,
  • а разнообразное питание (в сумме, за большие периоды времени - неделя, месяц) даст ещё и норму по всем важным витаминам-минералам.

Нет никакой нужды искать супер-чудо-диету, чтобы быть стройным!

Обычное, привычное 3-х разовое разнообразное питание не просто так выработано человечеством. Правда, у некоторых народов 2-х разовое питание, если уж совсем широко охватывать.

Дефицит калорий требует не "секретов", а осмысленности. Он требует мышления и гибкости.

  • Не получится есть как попало и похудеть - будет избыток калорий.
  • Как не получится сверх-заморочиться едой и похудеть - будут затяжные срывы.

Во всем нужен баланс.

А когда мы упорно ищем "секреты", и какие-то особые пропорции особых веществ, то возникает вопрос:

кого мы обманываем, когда обманываем себя?

Многочисленные переписки о еде, когда у людей какие-то вопросы по соотношению продуктов и бесконечное обсуждение наилучших правил для наилучшего похудения, - это переписки НЕ о еде.

Они заканчиваются вопросом о психике, а не о еде.
Тогда, может быт, лучше сразу разбираться с психикой?

К примеру, долгое обсуждение правил составления порций (не буду утомлять всей перепиской, только финал)

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-13
Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-14

Тут переписка значительно короче, но смыл тот же:

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-15

Если вопрос "В ДРУГОМ", то зачем обманывать себя,
что вопрос в каких-то продуктах или калориях, или соотношениях чего-то с чем-то?

Чем раньше мы себе признаемся в основном вопросе - тем раньше мы найдем решение.

Поэтому предыдущих статьях я разбирала исключительно психологические факторы набора лишнего веса.

Из-за этих 2-х выводов,

  1. что идеального питания не существует,
  2. и что похудеть мешает не заблуждение о количестве какого-то компонента питания, а психика,

я и бросила дальнейшую разработку калькуляторов, и ушла в психологию.

Возвращаясь к нашему привычному 3-х разовому питанию, так и хочется спросить - а в чем подвох? Вот я на обычном 3-х разовом питании стал весить 100 кг. Как же я похудею на том же 3-х разовом питании, да ещё безо всяких особых секретов?

Постоянные читатели уже знают ответ, подробно разберу в следующий раз.

И в конце статьи я обещала разобрать подробно причины отсутствия гибкости, ведь инструкция к тесту и вся ситуация эксперимента сразу провоцируют на избирательное выполнение заданий.

НО, для такого восприятия ситуации нужно ещё и ощущение некоторой внутренней свободы, определенной степени внутренней расслабленности, когда привыкаешь, что в жизни есть место "манёвру". И что это "маневрирование" приведет к улучшению в чем-то, даст положительные результаты в значительном количестве попыток.

То есть, наработана привычка думать, что ЕСТЬ СМЫСЛ
оценивать ситуации,
оценивать свои возможности,
а не идти грустно как ослик, которого ведут за хозяином.
Ослику не нужен интеллект, ему нужно послушание.
А интеллект, особенно высокий, особенно по мере роста ребёнка, послушанию мешает.

Вот описание поведения детей.

Детей - участников эксперимента - сажали за стол. На некотором расстоянии лежала конфета.

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-16

Конфета была расположена далеко. Так, что её нельзя было достать рукой, не встав со стула. А вставать не разрешалось.

Возле ребёнка была палка, с помощью которой можно было достать нужную конфету.

Маленькие дети, после нескольких безуспешных попыток, пользовались палкой и доставали конфету.

Однако, когда аналогичное задание предъявлялось старшему ребенку, то он начинал демонстрировать странное поведение - ерзать на стуле, оглядываться по сторонам, не обращая внимания на инструмент (палку), позволяющую выполнить задание.

Когда ребенка спрашивали, почему же он не берет палку, тот презрительно отвечал:

  • "Так каждый сможет!".

Данный эффект был назван "интеллектуальной инициативой".

Другими словами, вопреки инструкции у ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить её своим оригинальным способом ("сверхзадача").

К сходным по механизмам явлениям относятся феномены "бескорыстного риска", когда человек существенно усложняет решаемую задачу, чтобы узнать и понять больше, чем от него формально требуется.

Ощущаете?

В детей встроена гибкость, им хочется пробовать, развиваться, познавать!

Это встроено в них не просто так, а потому что интеллектуальная, познавательная активность нужна для развития мозга в самом прямом смысле. То есть это нужно не какой-то там психике (которой или нет, потому что её не видно, или которая "летает в облаках"), а нужно мозгу, нашему материальному и земному мозгу, для установления связей между клетками.

Рассказывала про это в статье:

Ох, как же тогда это всё так поломалось? Почему у многих детей нет исследовательской и познавательной мотивации, нет стремлений и амбиций? Это сколько же раз нужно "ударить по рукам", чтобы руки больше ни к чему не тянулись? Инициатива, в том числе интеллектуальная, в нашем мире частенько наказуема.

Сразу скажу, что Что имеется ввиду? Допустим, человеку дают тест с большим количеством заданий разной направленности, на разные способности: Задание:  Времени точно не хватает для решения всего теста!-17

Опять получилась длинная статья ) Каждый раз намереваюсь написать короче, но получается совсем не маленький объем. Очень приятно, когда вижу как много людей дочитывают до конца! Спасибо вам за ваше внимание! Очень приятно чувствовать, что у кого-то мои мысли находят отклик :-)

И уже записываются участники в следующий поток марафона, напомнили мне, что пора размещать традиционное приглашение в наши марафоны "Стройнеем с умом".

Они для тех, кому нравится что-то делать в компании единомышленников. Сразу отвечу на частый вопрос, что кому-то компания и азарт помогают - а кому-то мешают. Мы разные. Здесь нет универсальных "рецептов". Скажу, как и всегда, нужно выбирать то, что подходит именно вам.

Расписание на 2023 год:

(продолжительность марафона 3 месяца, набор в поток длится 1 неделю)

  • Поток 22 - старт с 9 по 13 марта 2023 г
  • Поток 23 - старт с 3 по 10 апреля 2023 г
  • Поток 24 - старт с 11 по 15 мая 2023 г
  • Поток 25 - старт с 29 мая - 5 июня 2023 г

У нас на KgMinus.ru вы можете делать всё то же самое, что и участники марафона, не вступая ни в какой поток и живя на своей волне. Мы абсолютно открыты!

Можно точно так же писать свои мысли, рационы, успехи, что угодно!

Единственное отличие от участников марафона - призы в конце 3-х месяцев труда.

Приходите в наш клуб стройности! Всем рады!

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.