98 лет назад, 23 сентября 1926 года, родился легендарный джазмен Джон Колтрейн. Музыкант такой величины не нуждается в представлении, поэтому просто предлагаем узнать о нем побольше. Рассказываем, на каких инструментах (кроме саксофона) он играл, с кем записывался и выступал, кто взял себе псевдоним в его честь и как он связан с религией.
Играл не только на саксофоне
Колтрейн и саксофон — два неотделимых понятия, однако музыкант владел и другими инструментами. Более того, в начале пути он был вовсе не саксофонистом: в старших классах школы юный Джон уже стал играть в ансамблях — на кларнете и альтгорне. А взяться за саксофон его побудил интерес к творчеству Лестера Янга и Джонни Ходжеса.
Флейтой он тоже владел — ее можно услышать, например, на альбоме «Expression» (1967) в композиции «To Be». Подыгрывает ему Фэроу Сандерс, саксофонист и флейтист, последователь Колтрейна и один из ярких представителей фри-джаза.
Вдохновлялся Чарли Паркером
Существует мнение, что именно из-за творчества Паркера Колтрейн отказался от на альт-саксофона и перешел на тенор-саксофон. Чарли вывел уровень игры на альт-саксофоне на заоблачный уровень, и другим музыкантам было проще взяться за другой инструмент. Эта версия не подтверждена, но точно известно, что Джон любил музыку Чарли.
Однажды Колтрейн посетил концерт Паркера, после чего его жизнь изменилась навсегда: «Когда я услышал, как Птица [прозвище Чарли Паркера] играл, музыка будто бы ударила меня промеж глаз».
Любой музыкант мечтает поработать со своим кумиром, у Джона желание сбылось. Они немного выступали вместе в конце 1940-х годов. А в начале и середине 1950-х Колтрейн играл в ансамблях Диззи Гиллеспи и Джонни Ходжеса (еще одного кумира!).
И повлиял на других исполнителей
Весь современный (и не очень современный) джаз звучал бы по-другому, не будь Джона Колтрейна. В 2007-м, спустя 40 лет после смерти, его даже наградили специальной Пулитцеровской премией за выдающиеся заслуги. Он придумал совершенно новый способ импровизации и дал толчок развитию авангардного джаза. Возьмите любого джазового музыканта — с почти стопроцентной вероятностью найдете «следы» Колтрейна.
Казалось бы, где Джон, а где хип-хоп, но его треки любят сэмплировать рэперы. Свежий пример — «oHio» ScHoolboy Q с фрагментом из «Naima». К его творчеству обращались и рэп-классики вроде Wu-Tang Clan и The Pharcyde, и более современные артисты вроде Мака Миллера.
Работал с Майлзом Дэвисом
Фанатам джаза этот факт хорошо известен. Самый известный альбом Дэвиса «Kind of Blue» (1959) вряд ли бы стал культовым без участия Колтрейна. Отношения между музыкантами были сложными: из-за наркотической зависимости Джона Майлз уволил его из своей группы в 1957-м. Но в 1958-м Дэвис вернул Колтрейна — тот все-таки смог победить зависимость. В этом ему помогла супруга Найма Граббс, которой он даже посвятил песню «Naima».
В 1960-м из группы Майлза ушел уже сам Джон, чтобы заняться своим квартетом. Какими бы непростыми ни были отношения двух гениев, их совместные записи до сих пор никто не превзошел. Может, поэтому они и получились такими непревзойденными.
И с собственной женой
Элис Колтрейн, вторая супруга Джона, тоже была музыкантом и тоже очень талантливым. Говоря о женщинах в джазе, обычно имеют в виду вокалисток, но Элис больше прославилась как инструменталистка. Она попала в группу Колтрейна в 1965-м в качестве пианистки, а в 1966-м музыканты поженились. Также Элис играла на арфе и органе.
Сейчас о Джоне и Элис говорят как об истории любви двух творческих людей, но при жизни Элис многие не любили и сравнивали с Йоко Оно. Фанатам джаза не нравилось, что творчество Колтрейна сильно изменилось под влиянием жены. Элис скончалась в 2007-м, пережив своего мужа на 40 лет. Ее имя не так известно, как имя Джона, и всё же она оставила след в культуре — например, в песнях Radiohead и Пола Уэллера. Внучатый племянник Элис — электронный артист Flying Lotus.
Официально канонизирован
Колтрейн прожил недолго — он скончался в 1967-м в возрасте 40 лет от рака печени. В Сан-Франциско до сих пор существует Церковь Святого Джона Колтрейна. Это одновременно самый маленький и самый известный храм в городе. Интересно, что в 1966 году во время гастролей по Японии музыкант признался, что хочет стать святым.
Джон воспитывался в христианской семье и серьезно относился к религии. Эта тема прослеживается и в его музыке, особенно поздней. Взять, например, альбом «Ascension» («Вознесение») или песню «Amen» («Аминь»). Есть и мнение, что Колтрейн стал религиозным после того, как смог победить зависимости от наркотиков и алкоголя.
«Подарил» псевдоним известному актеру
Исполнителя роли Хагрида в киносаге о Гарри Поттере зовут Робби Колтрейн. Но это не настоящее имя, а псевдоним — при рождении актера назвали Энтони Роберт Макмиллан. Сценическое имя он взял в честь Джона Колтрейна. Никаких родственных связей между культовым джазменом и актером нет.
Это не единственный подобный случай. Дэвид Теннант, известный по роли Доктора Кто, взял фамилию Теннант в честь вокалиста Pet Shop Boys Нила Теннанта. Оба актера — британцы: все-таки там умеют ценить хорошую музыку.
Своим любимым альбомом считал «My Favorite Things»
Выпущенный в марте 1961-го, «My Favorite Things» стал первым релизом Колтрейна, где тот сыграл на сопрано-саксофоне. На тот момент это был совсем новый инструмент для джаза, его использовал только Стив Лейси (не путать с современным Стивом Лейси из группы The Internet). Джона сопрано-саксофон заинтриговал, он увидел в нем новые возможности.
Как вспоминал Колтрейн, играя на сопрано-саксофоне, ему «пришлось применить другой подход», отличающийся от игры на тенор-саксофоне. Это помогло ему освободиться, по-другому взглянуть на импровизацию. Освоение нового инструмента Джон сравнил с «приобретением новой руки».
Будучи перфекционистом, Колтрейн оставался недовольным почти всеми своими записями. Он считал, что в них можно было бы поправить несколько деталей — хотя меломаны вряд ли бы с ним согласились. Но одна пластинка его устраивала полностью — как раз «My Favorite Things».