Найти тему

История шедевра: Тоска Августа Фридриха Шенка

Оглавление

Окруженная грозными воронами овца-мать воет от боли, когда ее безжизненный ягненок лежит на заснеженной постели. Эта сцена, написанная Августом Фридрихом Альбрехтом Шенком примерно в 1878 году, убедительно иллюстрирует способность искусства вызывать глубокие эмоции.

Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.

Болезненная сцена

В тоске храбрая овца вызывающе стоит над обмякшим телом своего ягненка. Изо рта ягненка стекает кровь, окрашивая замерзающий снег. Как только наш взгляд привлек этот оттенок красного, он внезапно затуманивает яркость, создаваемую мордами двух животных и белизной снега. Пара окружена стаей угрожающих черных ворон. Вдалеке в зловещем коричневом небе парят другие вороны, прилетая, чтобы понаблюдать за происходящим. Демонстрируя этот принцип накопления одного и того же мотива вороны, художник передает ощущение безнадежности ситуации, несмотря на храбрость овцы. Картина была представлена на Салоне1878 года, где вызвала сильные эмоции у посетителей. Многократно воспроизводимая, она хранится в коллекциях Национального музея Виктории в Мельбурне, Австралия, с 1880 года.

Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878.
Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878.

Композиция на службе повествования

Композиция и приглушенные тона были тщательно продуманы, чтобы создать особую атмосферу, настраивающую зрителя на определенный лад. Расположение ворон вокруг овцы и ее ягненка усиливает их угрожающую, почти удушающую роль. Пустота между воронами на переднем плане вовлекает зрителя в эту печальную сцену, делая его почти соучастником отчаяния матери. Последняя, с открытым в вое боли ртом и призрачным от холода дыханием, отчаянно смотрит вдаль, на горизонт, как пьета, молящая небо о божественной помощи.

Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.

Повторяющаяся тема в творчестве художника

О художнике, создавшем этот шедевр, известно очень мало. Родился в 1828 году в Глюкштадте, Дания (современная Германия). Август Фридрих Альбрехт Шенк поселился в Париже, чтобы учиться в знаменитой Школе изящных искусств. Он провел там большую часть своей карьеры, специализируясь на написании пейзажей и животных, попавших в беду, особенно овец, которые интерпретировались как метафора человеческих отношений. Таким образом, инсценировка овец, например, борющихся со стихией, является повторяющимся мотивом для художника. Благодаря своим навыкам он был даже произведен в кавалеры Ордена Почетного легиона.

Одна из других его картин представляет собой перевернутую версию Тоски. В Л'Орфелен, сувенире из Оверни, представленном на Салоне 1885 года и хранящемся в Музее Орсе, хрупкий ягненок прижимается к телу своей матери под бдительными взглядами стаи ворон.

Август Фридрих Шенк, Сирота. Воспоминания об Оверни, ок. 1885, Музей Орсе, Париж, Франция.
Август Фридрих Шенк, Сирота. Воспоминания об Оверни, ок. 1885, Музей Орсе, Париж, Франция.

Метафора общества

Как мы говорили ранее, сюжеты Шенка о животных рассматривались как метафора общества и имели большой успех. Действительно, в конце 19 века смерть была очень модной отчасти из-за того, что королева Виктория носила траур по своему покойному мужу, принцу Альберту. В то время страдания были повсюду в обществе.

Доктор Тед Готт, старший куратор Национальной галереи Виктории по международному искусству, указал на возможное влияние революционных теорий Чарльза Дарвина на эту картину. Действительно, “отец эволюции”, опубликованный О происхождении видов в 1859 году, за которым последовала "Выражение эмоций у человека и животных" в 1872 году.

Это действительно первое исследование, которое заставляет людей осознать, что животные действительно страдают от боли, потерь и радости (...). Это был настоящий поворотный момент в научном понимании того, что животный мир существует не только для нашего потребления и удовольствия.Доктор Тед Готт, старший куратор Национальной галереи Виктории по международному искусству. Тайм-аут.
Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Август Фридрих Шенк, Тоска, ок. 1878, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.

была одним из первых приобретений Национальной галереи Виктории. В 1906 году картина была признана одной из пяти самых популярных в коллекции – успех, который был повторен более 100 лет спустя, в 2011 году. Это только доказывает, что его популярность продолжается. Сегодня, тоски , до сих пор вызывает эмоции истрадания , безусловно, продолжают привлекать внимание посетителей в течение достаточно долгого времени.

Вид на галерею Salon в Национальной галерее Виктории, Мельбурн, Австралия.
Вид на галерею Salon в Национальной галерее Виктории, Мельбурн, Австралия.