Найти в Дзене

Хатидже никогда не была женой Ибрагима

Оглавление

В истории Османской империи немало загадок, но миф о браке Хатидже и Ибрагима оказался особенно живучим. Однако современная историография развенчала эту легенду. Сегодня можно утверждать: Хатидже никогда не была женой Ибрагима. Эта история — яркий пример того, как важно постоянно переосмысливать устоявшиеся представления о прошлом.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Хатидже никогда не была женой Ибрагима

XVI век — золотой век Османской империи. На троне — Сулейман I, прозванный на Западе Великолепным. Его правая рука — великий визирь Ибрагим-паша, чьё восхождение от раба до второго человека в империи поражает воображение. В этом калейдоскопе власти и интриг затерялась судьба Хатидже — сестры Сулеймана I.

Долгие годы историки полагали, что в 1524 году состоялся брак между Хатидже и Ибрагимом. Эта версия, казалось, объясняла стремительный взлёт бывшего раба. Однако детальное изучение источников привело к неожиданному выводу: Хатидже никогда не была женой Ибрагима.

Истоки мифа

Легенда о браке Хатидже и Ибрагима имеет глубокие корни. Ещё в XVII веке османский историк Ибрагим Печеви (1574—1650) допускал возможность женитьбы Ибрагима-паши на одной из сестёр султана. Эту идею подхватил молдавский князь Дмитрий Кантемир (1673—1723), а затем и австрийский ориенталист Йозеф фон Хаммер-Пургшталь (1774—1856).

Однако ни один из них не называл конкретного имени предполагаемой супруги. Имя Хатидже впервые связал с Ибрагимом-пашой турецкий историк Исмаил Хаккы Узунчаршилы в середине XX века. Эта версия быстро обрела популярность, несмотря на отсутствие прямых доказательств.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Аргументы против брака

Современные исследования убедительно доказывают: Хатидже никогда не была женой Ибрагима. Вот ключевые аргументы:

  • отсутствие титула «дамат» (зять султана) в документах, относящихся к Ибрагиму-паше;
  • ни один современник не упоминает о таком значимом событии, как брак великого визиря с сестрой султана;
  • в расходных книгах казны нет записей о тратах на свадьбу Хатидже и Ибрагима, хотя обычно все расходы на членов султанской семьи тщательно фиксировались.

Особенно важен отчёт венецианского байло Пьетро Брагадина от 1526 года. В нём упоминается, что Хатидже на тот момент была замужем за вторым визирем Мустафой-пашой. Это однозначно исключает её брак с Ибрагимом в 1523 или 1524 году, как предполагалось ранее.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Реальная жена Ибрагима-паши

Кропотливая работа историков позволила установить личность настоящей супруги Ибрагима-паши. Ею оказалась Мухсине-хатун, внучка Михалоглу Искендера-паши.

Доказательства этого брака многочисленны:

  • Письма между супругами, обнаруженные в архивах Топкапы.
  • Документы вакфа мечети в стамбульском районе Кумкапы, известной как «мечеть жены Ибрагима-паши».
  • Записи современников: венецианца Марино Санудо, который в октябре 1523 года сообщал о предстоящей свадьбе Ибрагима с «внучкой боснийского паши».

Интересно, что Мухсине-хатун поначалу противилась браку с бывшим рабом своей семьи. Однако впоследствии их отношения наладились, о чём свидетельствует тёплая переписка супругов.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Процесс развенчания мифа

Примечательно, что сам Узунчаршилы, первоначально выдвинувший версию о браке Хатидже и Ибрагима, позже отказался от неё. В 1965 году он опубликовал статью, в которой признал свою ошибку и представил доказательства брака Ибрагима с Мухсине-хатун.

Современные историки продолжили эту работу. Эбру Туран провела тщательный анализ источников, убедительно доказав несостоятельность версии о браке Хатидже и Ибрагима. Эстер Дженкинс, автор биографии Ибрагима-паши, также не нашла доказательств этого мифического союза.

Итак, вот путь мифа о браке Хатидже и Ибрагима от зарождения до его окончательного опровержения. Свидетельства современников, отсутствие документальных подтверждений и несоответствия в хронологии событий — всё это убедительно доказывает: Хатидже никогда не была женой Ибрагима.

Почему же этот миф оказался столь живучим? Возможно, дело в его кажущейся логичности: брак с сестрой султана объяснял бы стремительный взлёт Ибрагима-паши. Кроме того, романтическая история любви между султанской особой и бывшим рабом прекрасно вписывалась в сказочные представления о Востоке.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Эта история учит нас осторожности в обращении с историческими фактами. Даже самые авторитетные исследователи могут ошибаться, и лишь непрерывный процесс критического переосмысления источников позволяет приблизиться к исторической истине. Именно готовность признавать и исправлять ошибки движет историческую науку вперёд.