Не так давно на данном канале была статья о том, как развивался хоккей в самых дальних уголках нашей необъятной страны в советскую эпоху.
Теперь же поговорим о тех воспитанниках, кто когда-либо выступал на главных международных соревнованиях за первую сборную СССР.
И основным критерием здесь будет географическая отдалённость от столичного центра.
В этой связи сразу же вспоминается мощный и атлетичный защитник Геннадий Цыганков, родившийся в далёком посёлке Ванино Хабаровского края (расстояние между двумя населёнными пунктами составляет более 500 км).
Геннадий Дмитриевич - настоящий самородок. И огромная удача для советского хоккея заключалась в том, что он не затерялся на бескрайних просторах Дальнего Востока, а был замечен представителями московских армейцев.
Из воспоминаниям врача команды Олега Белаковского: "До 22 лет Гена играл в классе Б и не особо засветился. Но Рагулин отметил его на первенстве Вооруженных Сил: цепкий, жесткий, молодой. Порекомендовал в ЦСКА – и Тарасов взял".
Сам хоккеист утверждал, что в Москве могли никогда и не узнать о нём, если бы не вышеупомянутое первенство ВС СССР, состоявшееся в Хабаровске.
Уже после того, как Цыганков стал игроком национальной сборной, его жесткую манеру действий на площадке весьма точно охарактеризовал известный спортивный журналист и писатель Всеволод Кукушкин: "С ним столкнуться – все равно что в кирпичную стену врезаться. Нападающие его боялись. Знали: этот не гладит...".
В самом Хабаровске родился олимпийский чемпион Александр Могильный. Он рос в простой семье, не имевшей отношения к миру большого спорта.
С детства Александр отличался подвижностью и непоседливостью. И родители решили направить его в хоккейную секцию, где он и нашёл выход своей кипучей энергии.
Первым клубом Александра Могильного стала местная "Юность". Причём там он выходил на лёд с ребятами, которые были старше его на два года.
Со временем Александр стал игроком хабаровского СКА. А далее, по приглашению тренера Виктора Тихонова, переехал в Москву и пополнил ряды центральных армейцев.
Его бывший одноклубник Сергей Федоров был впечатлён возможностями своего товарища: "Познакомились мы с ним в середине 80-х годов во взрослой команде ЦСКА...Я понял, насколько он мощнее меня, сильнее, быстрее. Я в первый год...не смог поднимать слишком много разных тяжестей и делать силовые упражнения. Саша же был в этом плане уникален: он мог выполнять все то, что уже делал состоявшийся игрок того времени".
Что касается Сергея Федорова, то он уроженец Пскова. В 8-летнем возрасте вместе с родителями переехал в Апатиты - районный центр Мурманской области. Тоже не самый близкий по отношению к столице регион.
Чемпион мира 1986 года вратарь Евгений Белошейкин родом с Сахалина, с города Невельска. Его отец когда-то выступал за дубль ленинградского "Зенита", а затем являлся директором невельской спортшколы.
Когда Евгений прибыл в расположение невских армейцев, то через некоторое время смог потеснить в воротах опытных голкиперов Сергея Черкаса и Дмитрия Курошина.
Не удивительно, что впоследствии он стал основным вратарём звёздного ЦСКА. Говорили, что Евгений Белошейкин талантливее самого Владислава Третьяка и пророчили ему большое будущее. Но по ряду причин этого не произошло.
В Восточной Сибири, в городе Ангарск, что в Иркутской области, начинал постигать азы хоккея крепкий защитник Михаил Татаринов. В команде "Ермак" он проявил себя ещё на "Золотой шайбе", где был признан лучшим игроком турнира.
Михаил Татаринов, будучи юниором, стал игроком осно́вы киевского "Сокола". А полностью раскрыть свои незаурядные способности спортсмен сумел уже в московском "Динамо".
Интересный факт: в беседе с журналистами Михаил Васильевич пове́дал о своих детских индивидуальных тренировках в экстремальных условиях: "Сорок градусов мороза, снега по пояс, а я бреду в темноте по Ангарску на тренировку "Ермака". Во двор выходил с шайбой, едва рассветало. Бросал по бортам. Грохот на всю округу, народ из окон высовывался".
Вот уж действительно, наглядный пример упорства, целеустремлённости и настойчивости.
Но самый убойный бросок, про который ходили настоящие легенды, был у Виктора Блинова из Омска. Уже в юные годы он играл в клубе "Аэрофлот" и разительно отличался от своих коллег, благодаря своим могучим физическим данным.
Наставник омичей хорошо знал Всеволода Боброва и рассказал ему про талантливого парня. Таким образом, в возрасте 18-ти лет Виктор Блинов закрепился в московском "Спартаке".
Говорят, что скорость его броска приближалась к 200 км/ч. Но проверить это уже невозможно. Да и не существовало тогда никаких специальных измерительных приборов, какие имеются сейчас.
Остались лишь воспоминания очевидцев. Вратарь Виктор Зингер: "Самое неприятное, что я испытывал в хоккее - это тренировки "Спартака", на которых Блинов отрабатывал свой бросок... Шайба, пущенная им, пробивала даже щитки".
Думаю, что в этом компоненте Блинову не было равных ни в нашем хоккее, ни в Европе, ни за океаном. Не исключено, что самым сильным ударом за всю историю обладал именно сибиряк Виктор Блинов.
Так и хочется привести цитату великого классика русской литературы: "Да, были люди в наше время...".
Говоря о звёздах советского спорта с отдалённых окраин, нельзя не упомянуть и знаменитого уроженца Коми АССР - Сергея Капустина из Ухты. А его партнёр по тройке нападения Виктор Жлуктов, родившийся в Краматорске, в семье шахтёра, начинал в ещё более северной Инте.
Владимир Константинов является воспитанником мурманской команды "Судоверфь".
А Евгений Паладьев, Борис Александров и Юрий Леонов - наиболее яркие представители хоккея Усть-Каменогорска Казахской ССР.
Кстати, у Бориса Александрова и Юрия Леонова даже тренер был один и тот же - Ю.П.Тархов, работавший с ними в разное время. "Он вел меня с 7-летнего возраста. Очень интересные всегда были тренировки, сборы" - вспоминал Юрий Леонов.
В свою очередь, наставник молодых усть-каменогорцев рассказал такой забавный случай: "Помню, поехали мы с детской командой...на финал „Золотой шайбы“ в Воскресенск. В Москве пересадка на автобус. Шкодить, есть мороженое я им запрещал. Смотрю, Боря Александров... втихаря купил мороженое и, увидев меня, сунул его в карман. Едем рядом в автобусе. Я виду не подаю, и он молчит. Так, и не выдал будущий олимпийский чемпион себя - мороженое и растаяло".
Но вернемся к карьере Юрия Леонова. Отмечу, что его первым "взрослым" клубом являлась не торпедовская команда, а алма-атинский "Енбек": "Торпедо" на тот момент, когда мы выпускались, было укомплектовано опытными игроками и пробиться в состав было сложно... Как раз тогда в Алма-Ате создавалась команда мастеров с нуля" - вспоминал форвард московского "Динамо" и чемпион мира 1990 года.
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.