Не так давно работавшие над кинодилогией «Три мушкетера», вышедшей в 2023 году и довольно тепло встреченной зрителями, французы Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт представляют новую экранизацию Александра Дюма — на этот раз в их поле зрения оказался роман «Граф Монте-Кристо». В прошлом произведение уже было адаптировано для экрана десятки раз, однако новая версия может претендовать на звание как минимум одной из лучших.
Фильм получился масштабным, качественным, глубоко и тщательно проработанным со всех сторон — начиная со сценария, подбора актёров и декораций и заканчивая цветокоррекцией и музыкой. Художники, задействованные в проекте, явно выложились на все 100: заканчивается открывающая экшен-сцена, и мы погружаемся в Марсель первой половины XIX века, красивый, атмосферный, проработанный до мелочей. Это не дешевая стилизация, а самая настоящая реконструкция жизни того времени. Аутентичны здесь и локации, и наряды, и всевозможная утварь как на переднем фоне, так и где-то совсем позади. Даже актёры подобраны и загримированы так, что на их лицах нет никакого налёта современности.
Словом, с первых кадров фильм затягивает в атмосферу того времени настолько, что покидать её уже совсем не хочется, а хочется лишь разглядывать каждую деталь и восхищаться.
Актёр Пьер Нинэ («Чёрный ящик», «Притворись моим парнем») оказался прекрасным выбором на роль Эдмона Дантеса. Он одинаково органичен и в начале, в образе молодого, наивного и романтичного юноши, и после — превратившись в мстителя, чьё сердце переполнено болью. При этом артисту удалось и очень убедительно показать постепенную трансформацию персонажа, когда Эдмон, уже потерявший счёт времени в тюрьме и утративший смысл жизни, вдруг обретает цель — с этого момента, кажется, он сможет пережить что угодно.
Сюжет авторы фильма тоже адаптировали очень аккуратно, со всем уважением к первоисточнику. При этом стоит сразу учитывать, что, хотя экранизация и получилась внушительной по хронометражу — лента идет три часа, — первоисточник ещё масштабнее. В русскоязычном переводе вся история занимает более тысячи страниц, показать которые дословно за три часа невозможно. Впрочем, в этом и нет нужды: ни для кого не секрет, что многое из того, что прекрасно читается, совершенно не работает на экране. Авторы нового «Графа Монте-Кристо» это, безусловно, учли, и представили близкую к тексту, ничего не искажающую, но очень динамичную версию истории, которая успешно удерживает внимание на протяжении всех трёх часов и совершенно не утомляет.
При экранизации были опущены многие политические моменты, но смысл от этого не пострадал: по сути, мы просто видим практически только то, свидетелем чего становится сам Дантес. Через него мы подключаемся к истории и вместе с ним следим за её развитием. Остальные же перипетии остаются за кадром. Сожалеть об этом, возможно, будут лишь самые преданные поклонники романа, поскольку самое интересное на экране всё равно показали.
Также в угоду кинематографичности авторам пришлось отказаться от более глубокой, как у Дюма, проработке второстепенных персонажей: здесь они изображены совсем широкими мазками. Например, в адаптации практически не осталось места внутренним метаниям Вильфора. Если помните, в книге он переживал по поводу вынесенного Дантесу приговора, да и вообще, проживал личную эмоциональную историю и тоже отчасти подключал к себе как персонаж. Здесь же он вполне однозначный антагонист.
Погрубее, чем в первоисточнике, изображена и жизнь главного героя в тюрьме. При чтении романа замок Иф представляется чуть менее мрачным местом, а существование в нём — не столь беспросветным.
Там и с персоналом можно общаться, и погулять выходить хоть изредка, и даже есть окно, в которое отчаявшийся Дантес выбрасывал пищу. В экранной тюрьме всего этого нет. Узники брошены в ямы, выхода из которых нет. А всё общение заключается в том, что надзиратель подходит, стучит по металлической решетке и спрашивает, жив ли тот или иной заключённый.
Замок графа Монте-Кристо на экране выглядит совсем иначе, чем описано в книге, смерть аббата тоже изображена ярче и короче, да и вообще, кое-какие отличия от романа всё же есть, но исключительно во второстепенных деталях, и всё это вполне оправдано: как ещё заставить зрителя три часа не отлипать от экрана, если не посредством красивой картинки и очень динамичного повествования?
Но главное всё же осталось. Дантес раскрывается в полной мере, и нам, хоть и быстро, но успевают рассказать, как зародился его план мести, и что такое случилось с персонажем, что он, будучи простым моряком, со временем своими манерами и образованием смог сойти за графа. А следить за воплощением в жизнь этого плана — отдельное огромное удовольствие.
К слову, первая часть фильма благодаря грамотности и самоотверженности сотрудников всех киноцехов, причастных к производству фильма, и вовсе смотрится как реальная историческая история — вот на столько веришь происходящему в кадре.
Вторая часть как раз сосредоточена на мести и смотрится уже не так достоверно — здесь скорее разворачивается авантюрная сказка в духе Арсена Люпена. Но и она могла бы выглядеть более реалистично, если бы не единственный эпизод, который хоть сколько-то портит впечатление о фильме. Это момент, служащий как раз своего рода переходом из первой части во вторую: эпизод с откапыванием гроба. Он вышел излишне театрализованным и может ненадолго отключить зрителя от героя и истории. Впрочем, всё, что будет дальше, в конце концов сгладит впечатление.
Словом, за исключением каких-то деталей, экранизация получилась блестящей: яркой, убедительной, очень интересной и в целом оправдывающей ожидание даже тех, кто читал роман и до просмотра фильма имел своё представление об истории и персонажах. Новый «Граф Монте-Кристо» — работа качественная и достойная внимания. А секрет успеха прост, но не всегда достижим: это очень много денег (42,9 млн евро или 4,46 млрд рублей), а также бережное отношение и любовь каждого участника огромной команды к тому, что он делает.