Не так давно в российский прокат вышел индонезийский фильм ужасов "Пункт назначения: Поезд № 13". Говоря о нем, первое, что хочется отметить, — он не имеет никакого отношения к некогда популярной франшизе "Пункт назначения" и не сойдет даже за условный ремейк, а сходство появилось благодаря нашим переводчиком. Дословно оригинальное название Kereta Berdarah переводится как "Кровавая машина", что ближе к делу.
По своей структуре фильм скорее похож на "Поезд в Пусан", и это скорее плюс, чем минус — такую историю воспринимать более или менее всерьёз всё же попроще, чем "Пункт назначения". Впрочем, индонезийская история от южнокорейской всё равно заметно отстаёт по уровню проработки сюжета, однако некоторые недостатки компенсирует другими, весьма аутентичными решениями.
По сюжету, группа людей собирается в поезде, который едет специальным маршрутом — он везёт отдыхающих на роскошный курорт. Поезд, состоящий из пяти вагонов разных классов комфорта, выезжает впервые, а маршрут только открыт. При его строительстве было вырублено немало деревьев и выдолблено пять тоннелей в скалах. Пять вагонов, пять тоннелей... Чувствуете намеки на то, что будет, сильно раньше времени, да? После первого тоннеля один вагон загадочным образом исчезает, после второго — ещё один. Таким образом приближение очередного тоннеля работает как обратный отсчет на взрывчатке и создаёт дополнительное напряжение, которого ужастику долгое время не хватает.
В истории с самого начала звучат таинственные угрозы и рассказы о духах, появляются некие существа, но выглядят они хоть и омерзительно, однако совсем не страшно, да и запугивания на словах не имеют эффекта.
Вообще, диалоги — это большая проблема ленты. Здесь кошмарно много информации выдаётся именно на словах. Местами важные для сюжета факты просто проговариваются, а кое-где они дублируют то, что уже было показано, но со своей более тонкой задачей — подчеркивать и дополнять визуальный ряд — диалоги не справляются.
Мистическая линия долгое время не увлекает, однако личные линии героев, как главных, так и второстепенных, интригуют. В центре сюжета оказываются две сестры. Старшая тяжело больна и желает провести последние дни приятно, в компании близкого человека. Младшая же, подросток, переживает за неё, бережёт, заботится и уговаривает бороться. История подаётся очень трогательно — при помощи немногочисленных деталей авторы фильма показывают, что девушки — целый мир друг для друга, и в жизни одной без другой не останется ничего хорошего.
Среди второстепенных героев — пара, которая бежит с межшком денег, компания типичных мажоров, женщина, чей муж пропал при строительстве тоннелей, проводник поезда, на которого сразу обращает внимание главная героиня, а также инвесторы, запустившие весь этот проект. При первых появлениях героев становится ясно, что у всех свои интриги и тайны, раскрыть которые было бы любопытно, равно как и интересно, чем это всё может обернуться в рамках главного, общего сюжета. В частности, история пары с деньгами явно имеет хороший драматургический потенциал. Но, к сожалению, практически все эти линии лишь намечаются, а затем бросаются авторами нераскрытыми.
В целом история долгое время разворачивается в стандартной для своего жанра манере: события достаточно предсказуемые, а персонажы в нужных местах подтупливают, что, безусловно, является допущением, без которого половина проблем решится слишком быстро. Например, одна героиня идёт искать другую не вовремя и не в комфортной обстановке, а именно тогда, когда поезд оказывается в тоннеле, и становится темно и страшно. И уже после первого исчезновения вагона невозможно отделаться от вопроса: почему они не останавливают поезд? Естественно, потому что это сделают, когда будет максимально поздно.
Однако фильм начинает приобретать своеобразное очарование, когда все штампы ужастиков про монстров и людей в замкнутом пространстве уходят на второй план, уступая место аутентичности и запрятанным во всем этом идеям.
Таинственной, пугающей, но увлекающей атмосферой наконец удаётся проникнуться, когда начинается погружение в мифологию — что там за духи, откуда берутся и чего хотят... Таким своеобразным путём авторы фильма побуждают зрителей задуматься о человеческих жертвах, которых бывает не избежать при строительстве сложных объектов, а также поднимают еще более глобальную и актуальную тему — проблемы экологии. Именно здесь история становится по-настоящему пронзительной, и очень впечатляют кадры, где природа начинает забирать у людей своё — сильные, шокирующие и очень красивые.