Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Аэрофлот Азербайджанской ССР: бакинские летчики, стюардессы, диспетчера, техники в фотохронике XX века

Оглавление

В Баку, как наверное и в любом приморском городе, всегда особым почетом пользовались моряки. Это была особая каста, существовавшая еще до прихода Российской империи. У нее был даже свой квартал в Крепости и собственное название — "агшалварлы".

Но в начале 20 века морякам пришлось потесниться, потому-что возникла новая каста — летчики.

А все началось в 1910 году, когда в Баку прошло первое в истории южных регионов Российской империи авиашоу — Бакинская авианеделя.

Именно тогда над городом впервые пролетел самолет:

Кадр не качественный, но единственный запечатлевший этот момент.
Кадр не качественный, но единственный запечатлевший этот момент.

Управлял им легендарный Сергей Уточкин, один из первых русских авиаторов.

Уточкин на своем биплане «Фарман»:

1910
1910

А уж когда в 1915 году, в городе открылась Бакинская офицерская школа морской авиации... у морских офицеров появились серьезные конкуренты.

Однако это были авиаторы или военные летчики, у гражданской авиации Баку своя история, и она связана уже с советскими временами.

Азербайджанская гражданская авиация

Первый свой самолет Азербайджан получил в 1923 году. Это был немецкий Юнкерс "Ю-13" — первый самолет в мире (1919), предназначенный для перевозки пассажиров.

-3

Кстати, именно на нем, летчик Теймур Мустафаев заметил "бурлящее море" — нефтяное пятно и лопающиеся на поверхности пузыри. Его доклад попал в Азнефть, а координаты указанные летчиком стали местом первой морской добычи нефти:

В 1925 году из первой в мире скважины, пробуренной в море с деревянной платформы, была получена нефть.
-4

В 1925 году был построен аэропорт, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов (в основном почты). Находился он "далеко" за пределами города — в Кишлах. Назывался "Воздушная станция".

Чтобы было понятно насколько далеко в то время Кишлы находились от городской черты, можно посмотреть на немецкую схему Баку, составленную на основе аэрофотосъемки в 1940 году:

1940
1940

Даже через 15 лет, после введения кишлинского аэропорта в строй, город ограничивался железнодорожной веткой, идущей в сторону Баладжар. Той, что проходила за ж/д станцией Монтино.

Самолет К-5 — 12-местная разработка КБ Калинина (1929) в Кишлинском аэропорту:

1932
1932

Этот снимок (из-за его качества) очень часто используют в Сети для различных статей. Порой надуманно присваивая ему происхождение. Но фотография сделана именно в Баку, о чем свидетельствует обратная сторона:

-7

В 1933 году строится новый аэропорт в Бина, который сразу получает солидную приставку "международный". К тому времени бакинские летчики уже обслуживали рейс Харьков - Баку - Пехлеви - Тегеран.

Чуть раньше, 29 октября 1930 года, было создано Главное управление Гражданского воздушного флота.

Наверное эти времена и можно считать началом отсчета местного аэрофлота.

Жизнь и трудовые будни работников бакинского аэропорта и аэрофлота Азербайджана

Сначала снимки до начала 60-х годов, когда произошло два значительных события:

  1. В 1959 году в Баку поступил новый турбовинтовой самолет ИЛ-18, открывший новую страницу в гражданской авиации республики.
  2. В 1964 году, было открыто здание нового аэровокзала.

На крыле самолета УТБ-2 (Сухого)

1949
1949

С фотоаппаратом известный в будущем бакинский фоторепортер (фотограф) Владимир Калинин.

Новый Ил-14 на взлетной полосе

В 1955 году, азербайджанские пилоты получили Ил-14. Еще не Ил-18, но это тоже было большим событием.

Естественно, кто-то сделал снимок его первого взлета.

1955
1955

Вообще Ил-14 был очень ненадежным самолетом. За время его эксплуатации потеряны 97 самолётов, погибло 1029 человек. Одна из катастроф произошла с бакинским бортом.

23 апреля 1966 года экипаж 107-го лётного отряда выполнял полёт на самолёте Ил-14 с б/н СССР-61772 в условиях штормовой погоды неподалёку от Баку (взлёт был выполнен из аэропорта Бина). Через 12 минут после взлёта, на высоте 1500 метров экипаж выявил нестабильную работу двигателей. Члены экипажа посчитали, что намокли свечи зажигания. Командир ВС принял решение - возвращаться в аэропорт Бина. Выполнив разворот, пилоты приступили к заходу на посадку. В ходе посадки была выявлена сильная тряска и падение оборотов левого двигателя. Далее последовало падение температуры обоих двигателей самолёта. Через три минуты экипаж доложил диспетчеру о том, что самолёт идёт на высоте 200 м. В условиях плохой видимости Ил-14 пролетел мимо аэропорта Бина и оказался над Каспийским морем, южнее Апшеронского полуострова. В какой-то момент КВС подал сигнал SOS и сообщил, что принял решение о посадке на воду, после чего связь с бортом оборвалась.
На поиски самолёта были привлечены силы ВМФ, однако найти его удалось не сразу. Лишь спустя несколько месяцев Ил-14 был случайно обнаружен во время поисков специалистами ВМФ другого затонувшего объекта. Самолёт находился на дне Каспийского моря на глубине 23 метра, в 20 км от острова Нарген. Примечателен тот факт, что фюзеляж самолёта не имел значительных повреждений (по всей видимости, экипаж приводнился по пологой траектории). Никому из присутствующих людей на борту выжить не удалось. Сам же самолёт достали со дна моря с помощью специального плавучего крана.

В следующем году, все оставшиеся в Баку Ил-14 были списаны и заменены на АН-24.

Из техника в капитаны

Вагиф Байрамов начинал техником в Бакинском аэропорту.

1965
1965

Пошел учится на летчика.

-11

И стал одним из лучших командиров экипажа ТУ-154.

1985
1985

Перед тренировочными полетами

1969
1969

На пляже

1970
1970

Фуражка стюардессы

В 60-70-х годах стюардессы не носили фирменных фуражек в самолете, так как их приходилось шить высокими и неудобными, чтобы помещались модные прически того времени.

Это был атрибут чисто для встречи и проводов пассажиров.

1972
1972

Экипаж Ил-18

1974
1974

Первый рейс Москва-Кировабад

-17

Летчиков встречает руководство Управления гражданской авиации и молодой Везиров, тогда первый секретарь Кировабадского горкома КП Азербайджана.

1975
1975

Летчики и неизвестные в аэродромах

1975
1975

Экипаж первого Ту-154 в республике

1976
1976

В Кюрдамире

1976
1976

После полета

1976
1976

Ветераны войны и летного труда

1980
1980

Работники типографии Управления Гражданской Авиации

1981
1981

Технический рейс в Шеки

1982
1982

Бакинский объединенный авиаотряд

У этих фотографий интересная история.

1983
1983

Если вкратце: собирались все вместе ехать в Шемаху, но не смогли доехать из-за снегопада. Начали гулять прямо в автобусе, который увез их куда-то за Кубу.

-27

По отзывам участников, было очень весело, но на следующий день у всех болела голова.

-28

В городе

1985
1985

Аэропортовский ансамбль "Серебрянные крылья"

1985
1985

Экипаж Ан-2

1985
1985

В свободное от полетов время

1986
1986

В Таллине

1989
1989

Уже АЗАЛ, а не Аэрофлот

1992
1992

Кто?

-35