Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Баку 1918 года из коллекции Корвина-Кербера: эти фото я рассматривал часами

Оглавление

Баку для бакинцев не просто город в котором они родились или выросли, это не проходящая любовь на всю жизнь.

Я не просто так поставил союз "или", а не "и" в первом предложении, потому-что на мой взгляд, звание "бакинца" не дается по праву рождения. Это совокупность очень многих черт характера и поведения — бакинская ментальность, во главу угла которой стоит любовь к родному городу.

А знать о том что любишь хочется как можно больше. Так мне кажется.

Поэтому, я часто обращаюсь к материалам, касающимся времен предыдущих поколений. К каким-то малоизвестным историям или фотоматериалам. И всегда, подспудно, меня гложет мысль, а интересно ли это аудитории канала?

С советским прошлым понятно, это эпоха большинства из нас. Есть о чем понастольгировать, вспомнить и обсудить. А вот то что касается более ранних времен?

Это я как бы извиняюсь, если кому-то такие материалы "не в кость". Можно открыто написать об этом в комментариях, и я уменьшу их количество на канале.

БОШМА — Бакинская офицерская школа морской авиации (1915—1918)

Уникальная по тем временам школа для обучения летного состава морской авиации была открыта в Баку всего на несколько месяцев позже, чем в Петрограде. А с учетом климатических условий, быстро стала первой в Российской Империи.

Причиной открытия БОШМА была не только подготовка кадров новейшей военной специализации, но и начало Первой Мировой войны в 1914 году. Баку сразу же приобрел статус особо значимого города, опасность для которого представляли именно атаки с воздуха.

Мобелен в честь открытия школы, в районе будущей Азнефти
Мобелен в честь открытия школы, в районе будущей Азнефти

Наверное поэтому, под базирование морской авиации отдали практически центр — причалы у Бульвара.

От Губернаторского садика, где располагалась центральная база, до Девичьей Башни.

Баку, причал у Бульвара
Баку, причал у Бульвара

Парусиновые ангары в месте, где нынче располагается часть площади Азнефть и продолжение Бульвара.

База БОШМА
База БОШМА

Впрочем, я начинаю увлекаться. О Бакинской офицерской школе морской авиации еще надеюсь будет написано. Как минимум выпущу галерею. Потому-что интересного фотоматериала очень много, а эта страница истории города почему-то практически не освещается.

Но сейчас о другом.

Виктор Львович Корвин-Кербер его коллекция аэрофотосъемки Баку

Виктор Львович (Людвигович) Корвин-Кербер (до октября 1916 года известен под фамилией Кербер, после 1942 года — Корвин) (нем: Victor Oskar v. Körber) (13 (26) декабря 1894, Ревель — 17 июля 1970, Ленинград) — один из первых российских морских лётчиков, участник воздушной обороны Баку (1918) и Белого движения на юге России.
Крупный специалист в области авиационного конструирования и авиапромышленности, сотрудник Отдела морского опытного самолётостроения (ОМОС) Д. П. Григоровича, автор нескольких самостоятельных конструкций самолётов.
Один из ключевых разработчиков первых советских истребителей МК-1 «Рыбка», И-1, И-2, И-2бис, а позже, в составе заключённых первой сталинской авиационной «шараги» ЦКБ-39 ОГПУ, — истребителя И-5.
(с) Википедия

Виктор Кербер был человеком увлеченным авиацией с раннего детства. Ходил в авиационный кружок, поступил на конструктора в Императорский институт инженеров путей сообщения, но когда началась Первая Мировая бросил все и ушел на фронт.

За чуть более года службы успел получить два ордена, звание поручика и отпуск домой. Во время него, он и подал прошение на службу в авиации.

В это время, как раз открылась "Бакинская школа", куда его и направили.

Виктор Кербер в 1915 году (Петроград) и в 1917-ом (в Баку)
Виктор Кербер в 1915 году (Петроград) и в 1917-ом (в Баку)

Кербер отлично справляется с обучением, становится одним из первых выпускников (во всех смыслах), получает специализацию "морской летчик" и очередное звание штабс-капитана гвардии.

Его оставляют в Баку, старшим инструктором школы, командиром учебного отряда «Веди».

Технические навыки Виктора настолько высоки, что буквально через несколько недель, он становится замначальника БОШМА по технической части.

С Баку его связывает еще одна ниточка. Кербер женится на Юлии Беккер, бакинке во втором поколении, дочери главного механика крупнейшей транспортной компании «Кавказ и Меркурий», офис которой находился в Баку.

Юлия Леопольдовна Беккер
Юлия Леопольдовна Беккер

Отец Юлии, Леопольд Беккер, в советское время стал первым управляющим КАСПАР-а, и только перешагнув 80-летний возраст, в 1927 году, ушел на пенсию.
Кстати, дружил с инженером Густавом Вильгельмом Зорге, отцом Рихарда Зорге.
Возможно поэтому, даже не смотря на то, что одна из его дочерей вместе с мужем была расстреляна большевиками, Беккер-старший не подвергся репрессиям.

Но я опять ушел от темы.

Архивы такая штуковина, что чем больше в них копаешься, тем больше открывается путей для продолжения повествования. Иногда очень сложно не поделиться ...

Большевики

В апреле 1918 года власть в Баку захватывают большевики во главе со Степаном Шаумяном, пришедшие к ней на волне мартовских событий.

Мартовские события — межэтнические столкновения в марте 1918 года, приведшие к многотысячным жертвам, в основном, среди мусульман в Баку и других населённых пунктах Бакинской губернии. Активную роль в антимусульманских погромах сыграли вооружённые отряды армянской партии «Дашнакцутюн». (с) Википедия

В эти страшные для Баку годы, островком спокойствия оставалась база БОШМА. Более того, она продолжала нести как прежде службу и не спускала имперский флаг.

Большевики не рискнули брать базу штурмом прекрасно понимая, что против авиации у них нет шансов.

Меньшевики и эссеры

Когда, после отставки Совета Народных Комиссаров власть перешла к Диктатуре Центрокаспия (Центрального комитета Каспийской военной флотилии), Кербер с товарищами воспряли духом. Тем более в Баку вошли передовые части английских войск.

В краткой справке биографии Виктора Кербера этот период указывается, как страна гражданином которой он являлся, следовательно морские летчики несли в это время службу.

-6

Самое печальное произошло потом. Когда через несколько месяцев к Баку стали приближаться турецкие войска, англичане позорно бежали. Но прежде, в стиле захватчиков, спалили все самолеты и саму базу морской авиации.

Только двум самолетам удалось взлететь, и только один долетел до туркменского берега.

Так была уничтожена уникальная Бакинская офицерская школа морской авиации, утеряны документы и кадровый состав. Остались только фото из личных архивов, и то что сумел сохранить Виктор Кербер (скорее всего благодаря своему тестю).

Перед тем, как перейти к самим фотографиям, хочу поделиться еще одним интересным фактом насчет семьи Керберов:

  • сам Виктор, в советское время работал заместителем Генерального Конструктора ОКБ И. В. Четверикова;
  • его средний брат, Леонид Львович Кербер (1903—1993), был заместителем Генерального конструктора А. Н. Туполева по оборудованию;
  • младший брат, Борис Львович Кербер (1907—1978) — заместителем Генконструктора А. И. Микояна.

Вот такая вот семья.

Фотографии Баку 1917-18 годов с бортов морской авиации

В программу подготовки морских летчиков входил курс обучения аэрофотосъемке, лучшие работы хранились в архиве бакинской школы. Именно их Виктор Кербер и сохранил для потомства.

Баку с высоты птичьего полета, Камера направлена на запад.
Баку с высоты птичьего полета, Камера направлена на запад.

Естественно, фотографии сделаны с большой разрешающей способностью (иначе в чем был бы их смысл), что позволяет рассмотреть город в деталях.

Старый город и Бульвар, который заканчивается у нынешнего Кукольного театра. На месте Нагорного Парка (Парка им. Кирова) большое интернациональное кладбище, со старинными мусульманскими могилами и более новыми православными частями (русской и армянской).

Ичери Шехер
Ичери Шехер

Здание Филармонии (Дом Общественного Собрания Баку) возвышается монстром посредине молодого Губернаторского сада. Причем, более старая, сегодня практически не существующая часть (место метро Ичери Шехер - Баксовет), заметно гуще.

Губернаторский сад
Губернаторский сад

А это два самых старых бакинских парка — Парапет и Молоканский садик:

Молоканский садик
Молоканский садик

Если приглядеться, то видна даже стела генералу Цицианову.

Можно отыскать будущий кинотеатр Азербайджан, да и вообще все известные здания центральной части города.

Следующее фото, на этот раз вид со стороны моря:

Вид с моря
Вид с моря

Видна махина Собора Александра Невского:

Собор
Собор

Сравните с армянской церковью на Парапете, которая также не мала (классических размеров).

Для комплекта, снимок с еще одной стороны:

Вид на юг
Вид на юг

А это еще одна замечательная фотография (я ее сразу вырезал фрагментом, чтобы дать в полную величину):

Собор и Башня
Собор и Башня

Через 50 лет здесь будет станция метро:

Заросший "Баксовет"
Заросший "Баксовет"

Фотографий сохраненных Кербером достаточно много, но все они показывают или центр Баку с разных ракурсов, или промзоны, которые невозможно узнать. Поэтому не вижу смысла перегружать статью визуальным материалом.

В заключение покажу только видео сегодняшнего дня, как раз того места, что изображено на последнем фото: