Вторая половина XVII века. Жаркое бакинское лето. Городская пристань.
Хотя Баку переживает не лучшие времена (последний рассвет пришелся на 12-13 век), но обновившийся полвека назад небольшой городок значимая "фигура" в международной торговле — самый активный порт Каспия.
Через только что пришвартовавшееся торговое судно перебрасываются сходни, и по ним спускается два человека.
Находящийся в порту люд уважительно расступается, давая им дорогу. Кто-то кланяется в знак приветствия. В глазах других уважение и восхищение.
Пара минут и они уже в городе, благо городская крепостная стена начинается сразу же за пристанью.
Баку XVII века
Баку 17 века это больше экономический центр, чем жилой город.
Пережив за последние 150 лет несколько разрушительных осад, потеряв в них много жиетелей (1501 год — шах Исмаил, 1584 — османы, 1604 — шах Аббас I Великий), Баку только начинал расцветать.
В 40-х годах достраивается крепостная стена, чуть позже начинают строиться складские и административные здания. Но простые апшеронцы, даже те кто бежали из Баку от войн, не спешат возвращаться в него семьями.
Население города вот уже, как пару столетий, около 2000 человек. Это прежде всего наместник и его многочисленные родственники, гарнизон, несколько родов богатых горожан, купцы и работники. При этом военные и купцы живут без семей, а семьи работников проживают в нижних кварталах или на форштаде (в поселении возле крепостных стен).
Через 100 лет после описываемых событий, экономическая составляющая Баку будет особенно хорошо видна (смотрите гравюру 1770 года). Верхняя часть города — административная, центр — жилой, а все остальное склады и лавки. Даже в это время в Баку живет не более 3 тысяч человек.
А это карта Баку 1683 года, Энгельберта Кемпфера:
Приблизительно описываемый в статье период. Немного другой угол. Баку практически такой же, как и через 100 лет. Только мечетей поменьше. Но главное отличие это уровень моря.
Если город 1770 года стоит у моря, то в 1683 году он окружен им с двух сторон. Это настоящий город-порт. Становится и понятно расположение Девичьей Башни.
Чтобы понять лучше, еще одно изображение Кемпфера. На этот раз Апшеронского полуострова.
Видны острова, которые после снижения уровня Каспия сольются с сушей. А Баку, чуть ли не на треть выдвинут в море.
Агшалварлылар
Вернемся к нашим путникам, которых мы оставили у входа в город.
Практически сразу, пройдя нижние ворота, они попадают на Базарную площадь. Здесь торгуют продуктами и рыбой из апшеронских поселков. Рядом караван сарай, мечеть, и квартал Гямичилар (лодочников). Это самый нижний ярус города.
Теперь мы замечаем, что путники разительно отличаются от остальных — на них белоснежные шаровары.
В жарком, пыльном, ветреном городе это нонсенс. Это домашние цвет шахов и ханов, которые сидят во своих дворцах, все остальные сословия предпочитают менее маркие цвета.
Не буду томить читателя, хотя конечно он давно догадался. Наши путники, так называемые, Агшалварлылар (белые шаровары/брюки)— высшая каста среди бакинцев не наделенных властью или деньгами.
Так как жилая часть города строго разделена на сектора. Где чем выше расположение относительно моря, тем больше вес в обществе. То агшалварлылар держат путь почти к самому верху. К границе разделяющей горожан и знать. Выше живут только богачи и родственники наместника.
Чем же заслужили такое положение агшалварлылар?
Агшалварлы
Агшалварлы — это мореход.
В современных понятиях морской офицер или не рядовой мореплаватель на торговом судне — капитан, его помощник, лоцман, боцман и т.д.
Еще сравнительно недавно, таких понятий в Баку вообще не существовало. Город хотя и был портовым, но своего флота не имел — всего несколько небольших суденышек под парусом и множество лодок. Все исключительно для прибрежного плавания в акватории бакинской бухты.
В то время агшалварлы называли человека отправляющегося на Хадж.
Но с укреплением власти Сефевидов (азербайджанской династии правителей Персии), налаживанием ими связей с Россией и Европой, Баку стало отдаваться все большее значение. Начала развиваться и собственная торговая флотилия.
В середине 17 века, возвратились первые бакинцы получавшие опыт хождения по морям на персидских, и даже британских судах.
Именно британская морская униформа, так прельстила бакинских мореходов, что они стали тоже одевать белые шаровары. Это как бы подчеркивало, чистоту и порядок на вверенном судне, к тому же в море не было бакинской пыли.
Поначалу на агшалварлылар смотрели, как на несколько странных, но непримечательных людей — обычные наемные работники, даже лодок своих не было. То ли дело лодочники!
Стенька Разин и казаки
Все изменилось в 1669 году, когда Баку впервые в своей истории подвергся нападению с моря. Точнее даже не Баку, а апшеронские поселки и суда в акватории города.
Когда 30 стругов с 1200 казаками Стеньки Разина подошли к полуострову, оказалось, что густонаселенному Апшерону противопоставить такой силе нечего. Апшеронцы могли защищаться в пешем строю, они к этому привыкли и были хорошо обучены, но морской бой!
А казаки лютовали не на шутку. Грабили, жгли дома.
Расположившись на островах бакинского архипелага они педантично "зачищали" все бакинские поселения. Больше всего досталось Маштагам, которые подвергались нападению несколько раз.
Невозможно было предугадать, где они высадятся, а сил бакинского гарнизона на все поселки явно не хватало.
Была предпринята всего одна попытка оказать сопротивление на море. Еще как только казаки подошли к Баку, бакинский правитель собрал все плавсредства с Апшерона — более сотни лодок и небольших суденышек. Посадил на них солдат и отправился к острову Наргин, где в то время пришвартовалась разинская флотилия.
Ни одно судно так и не доплыло до Наргина. Большинство были потоплены артиллерийским огнем со стругов казаков.
В этом краткосрочном бою за которым наблюдал весь город, несколько агшалварлы проявили свои способности. Судам управляемым ими удалось подойти почти вплотную к стругам, и возвратиться обратно в целости и невредимости.
Почти 6 месяцев Апшерон находился в осаде, пока правитель Астары Мамед-хан, не собрал новый флот в замен разбитому.
Агшалварлы в Российской Империи
После событий 1669 года, статус агшалварлы резко повысился. К ним стал с уважением относится не только простой люд, но и знать.
Преимущество квалифицированных мореходов, прошедших школу плавания в открытом море и Индийском океане, оценили и купцы. Агшалварлы стали не только уважаемыми, но и достаточно зажиточными гражданами, образовали свой квартал в верхней части города.
С приходом Российской Имерии, появлением в Баку настоящего военного флота (пусть и выраженного в паре больших судов), значимость агшалварлы еще больше повысилась. Теперь это были и военные офицеры, а их штаны, уже на законных основаниях были белыми.
К середине 19 века, когда в Баку начался нефтяной бум, а многие бакинцы стали получать образование за границами Империи. В лондонах и парижах. Агшалварлы стало еще более емким словом, включающим и цвет бакинской интеллигенции. Обучавшиеся в Европе азербайджанцы, по примеру европейцев, стали носить белые "штаны" в южном городе.
Вплоть до революции, белые брюки в Баку означали высокий статус, а их "носители" обитали в основном в Чемберекенде. После того, как большевики уравняли всех, понятие "агшалварлы" стало вымирать.
Последний раз я его слышал от стариков в году наверное 75-ом.