Найти тему
ИндияСвами

Когда мы спим - где наш Атман?

В Брихадараньяка-упанишаде есть занимательная история, которая наглядно показывает, почему как отличаются два состояния Атмана - нашего истинного Я и спит ли наш Атман, когда спит наше тело.

Однажды к Аджаташатру, царю Каши, обращается знаменитый мудрец и брамин Балаки, который хочет дать ему наставления в истинах священных писаний. Балаки говорит о Пране, космической Энергии (называемую в Упанишадах обусловленным Брахманом) и "Я", начиная поучать царя об этих понятиях.

Но царь уже был знаком со всеми различными аспектами этой космической Энергии (от той, что связана с солнцем, до той, что находится в сердце и разуме), которые Балаки хочет объяснить.

Балаки вскоре низводится до положения ученика Аджаташатру. Затем царь приводит его к спящему человеку, которого он приветствует известными эпитетами Праны, жизненной силы. Ничего не происходит - человек спит дальше. Затем Аджаташатру несколько раз толкает человека, пока тот не просыпается и не встает. Таким образом Аджаташатру показывает Балаки свою точку зрения без единого слова объяснения.

Неспособность Праны ответить на его призыв, несмотря на свою активность, и отсутствие реакции физической оболочки на изолированное прикосновение были указателями на то, что сознание является отдельной сущностью.

Великий учитель Адвайты (учения о недвойственности) - Шри Ади Шанкарачарья - в своем комментарии к этой упанишаде замечает:

«Поэтому доказано, что то, что пробудилось посредством толчка — как бы вспыхнув, и придя откуда-то, как бы сделав тело иным, чем оно было, наделив его сознанием, активностью, другим видом и т. д. — является сущностью, отличной от тела».

Затем царь поднимает знаменитый вопрос:

«Когда это существо, полное сознания, спало, где оно тогда было и откуда оно вернулось?» и приступает к объяснению.
Атман — это ведический термин для обозначения нашего истинного Я.
Атман — это ведический термин для обозначения нашего истинного Я.

Итак, что же такое Атман?

Атман — это ведический термин для обозначения нашего истинного Я, и он имеет два аспекта: обусловленный и необусловленный.

В своем необусловленном состоянии он есть Брахман (Космическая энергия, Высшая реальность и т.п.), абсолютный и недвойственный.

Обусловленное состояние подразумевает полную идентификацию с телом, умом, чувствами и жизнью, что делает его эмпирическим. Это называется майя. И именно так Атман кажется здоровым или больным, спящим или бодрствующим и так далее. Так же, как солнечный свет, проходящий через разноцветные стекла, кажется окрашенным по-разному, так и Атман кажется затронутым своей обусловленностью.

Таким образом, переживающий, обусловленный Атман, кажется неполноценным, когда находится в теле с больным мозгом или больным телом (то есть когда человек рождается в психически больном теле или с различными недугами). Опять же, только тонкие обусловленности «я» ответственны за его переселение.

В действительности Атман не приходит в тело и не уходит из него, поскольку он превосходит ограничения и тела и ума. Мы не идентичны нашим телам; но в то же время наши тела глубоко вовлечены в процесс самосознания. Мы — хранители безграничного в ограниченном.

Источник – отрывок из заметки Свами Сатьямаянанды «Я и Атман».

Читайте также:

Наш Телеграм-канал:

Индия Свами

Наш магазин:

🌀 Ганготри

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц