Побывать в «Национале» и «Метрополе» – премиальных гостиницах начала 20 века, которые отчаянно делили пальму первенства между собой – оставалось мечтой с тех пор, как я в Москве. Познакомиться с «Националем» ближе, чем просто любование фасадами во время прогулки, удалось лишь сейчас.
Швейцар открывает аутентичную тяжеловесную дверь, и перед вами распахивается великолепный холл с белоснежными скульптурами-атлантами, лестницей с металлическим ажуром, «гостеприимные» неоисторические лифты. Зал рецепции манит не только панорамными окнами с видами на Кремль, но и оригинальным антикварным зеркалом, обильно декорированным цветами, а также столиком с богатыми безделушками. А если заглянете в соседние комнаты отдыха, увидите скульптуру, книги, антикварную мебель.
Да, отель «Националь» давно стал символом Москвы, один из ярких шедевров архитектуры. А ведь когда-то на этом месте ничего особенного не было, всего лишь трактир «Балаклава». Варваринское акционерное общество выкупило землю, задумав построить большую презентабельную гостиницу, да не хуже детища Саввы Мамонтова – отеля «Метрополь», а то и лучше. Пригласили на строительство известного архитектора Санкт-Петербурга Александра Иванова.
Немудрено, что Иванов выбрал модный на тот момент стиль архитектуры модерн, но с вкраплениями неоренессанса и неоклассицизма. Фасад отеля богато украшен лепниной, скульптурой, пилястрами. Угловой аттик венчает керамическое панно, созданное на заводе в Абрамцево художниками Сергеем Чехониным и Александром Головиным. Буржуазное майоликовое панно «Апполон и Музы» заменено в советское время на пролетарскую тематику. Однако малые майолики «Времена года» оригинальные. Здание пышет роскошью и богатством. Александр Иванов внес значительный эстетический вклад в развитие московского градостроительства.
Внутри отеля автор тоже создал все по последнему слову техники, используя лучшие находки инженерии. Телефоны, ватерклозеты, лифт были доступны постояльцам отеля. Ажурные мраморные ступеньки парадной лестницы без косоуров словно парят в воздухе. Роскошная мебель, скульптура, витражные окна. Раритет отеля - аутентичная ручка для окон фирмы Шиндлер.
К слову сказать, у Варваринского акционерного общества все получилось. Вначале 20 в. отель «Националь» -самая престижная гостиница, в которой останавливаются крупные промышленники, иностранные дипломаты, купцы и знаменитости Анна Павлова, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Римский-Корсаков, писатель Анатоль Франс, Герберт Уэлл. Дабы другим не под силу- средняя цена за номер 25 рублей. Однако состоятельную публику это не пугало. Среди постояльцев отеля были и рекордсмены. Павел Охлестов из свиты Николая II по регистрационным книгам останавливался в отеле с 1907 по 1914 г.г. 85 раз.
В 1906 г. эсеры готовили нападение на генерал-губернатора Федора Дубасова. И в «Националь» заселяется по поддельным документам студенд Борис Вноровский в номер с окнами на Тверскую, чтобы следить за Дубасовым. В один из дней он вышел из отеля с коробочкой конфет. И отправляясь по Тверской, бросил коробку под экипаж градоначальника, раздался взрыв, полетели стекла. Погибли люди, но Дубасов остался жив, его вынесло взрывной волной. Нашли и Бориса Вноровского с разбитой головой. В отель террорист Вноровский больше не вернулся.
В трагические часы нашей истории «Националь» перестал существовать, как отель. После переноса столицы в Москву молодому советскому правительству жить было негде, и они заселяются в «Националь». В отеле живет и В.И. Ленин, он выбирает довольно скромный номер. В одной комнате живут женщины – сестра и Надежда Крупская. В кабинете останавливается сам, спит на тахте, много работает. Интерьеры 107 Ленинского номера воссозданы, в него можно заселиться и, глядя из окна на Кремль, прикоснуться к истории личности вождя пролетариата.
Через несколько месяцев члены правительства переезжают в Кремль, отель заселяется чиновниками ниже рангом, и живут они здесь несколько лет с 1918 по 1932 г.г., неохотно покинув «Националь» лишь, когда будет построен печально известный дом на набережной. За время пребывания чиновников богатое убранство «Националя» утрачивается.
Однако сейчас отель наводнен антикварной мебелью, роскошными предметами, искусством. «Откуда ?» - спросите. Отвечаю: «Из разоренных дворцов царской знати». В Отеле «Националь» очень много антиквариата Аничкова и Царскосельского дворцов из Санкт-Петербурга. В «Национале» можно встретить предметы антиквариата порой старше самого отеля, 18-19 века.
В сложную советскую эпоху само здание отеля, равно как здание Телеграфа и нынешнего театра Ермоловой уцелело от сноса. Это единственные памятники архитектуры на Тверской, которые остались с царского времени. Остальные были ликвидированы, на их месте красуются представители сталинского ампира.
Возрождение гостиницы начинается в 1934 году. Здесь останавливаются почетные гости: композитор Никита Богословский, частый гость ресторана «Националя» - писатель Юрий Олеша. Существует известная байка, что, глядя на строящуюся гостиницу Москва из окна «Националя», сын художника Бориса Иогансона Андрей Иогансон написал эскиз этикетки водки Столичная.
Обедать в ресторане «Националя» любил и писатель Шолохов. Да не один, а с женой товарища Ежова. Евгения Ежова к тому времени главный редактор журнала, в котором печатается Шолохов. Ежова – роскошная женщина, не влюбиться невозможно, что и случилось. Однажды, отужинав в ресторане, писатель Шолохов пригласил даму в номера, что зафиксировали агенты-стенографистки. И по молчаливому согласию руководства доложили вышестоящим. Копии стенографий легли на стол Ежова. Что было дальше, учитывая канун 1937 года и представить страшно. По легенде, придя домой и выпив полбутылки водки, Ежов кинул перед женой распечатки. Евгении удалось уговорить мужа стенографии сжечь и не дать хода делу. По другим источникам он побил жену, и информация все же дошла до Иосифа Виссарионовича. Сталин же сказал: «Шолохова не трогать, он нужен Родине». А что стало с супругами Ежовыми известно по страницам истории.
Во время ВОВ 1-2 этаж гостиницы занимает госпиталь. А позже здесь разместятся иностранные журналисты, информационные агентства, которые будут освещать события войны.
В 60-е «Националь» – отель-интурист, здесь располагаются почетные зарубежные гости: Катрин Денев, Марчелло Мастроянни, Софи Лорен и др. Гость-рекордсмен «Националя» Мирей Матье. Она останавливалась в отеле более 50 лет до известных событий 2022 года, приезжая с мамой, с сестрой или одна, заказывая один и тот же 210 номер.
В ресторане отеля «Националь» состоялись и знаковые события советских звезд. В 1965 г. праздновали свадьбу Иосифа Кобзона с первой женой Вероникой Кругловой, в 1966 г. свадьбу Никиты Михалкова с Анастасией Вертинской. В 2008 г в стенах «Националя» состоялись поминки Муслима Магомаева.
В 60-70 – е г.г. в Москве проводится множество культурных мероприятий. Места для постояльцев в «Национале» становится недостаточно, к тому времени уже открывают филиал «Интуриста» – гостиницу «Украина». Об ее истории мы рассказывали в прошлых выпусках. Однако «Украина» слишком далека от центра. Принимают решение строить вторую очередь рядом с «Националем» на небольшом участке земли между театром Ермоловой и отелем. Посмотрите, какой уродливой громадиной она смотрелась, совершенно не вписываясь в исторический ландшафт. Вторая очередь «Интуриста» просуществовала до 90-х. К счастью, приняли решение о сносе.
К тому времени «Интурист» – имя с отрицательной коннотацией. Несколько разных собственников, в гостинице располагалось казино со всеми вытекающими событиями. Пережив сложный раздел имущества и окончательно отделившись от «Интуриста», отель «Националь» качественно отреставрировали, вернув прежний облик номерам, проявив уважение к богатой истории отеля. На месте второй очереди построили другой отель в неоисторическом стиле, гармонично вписывающийся в облик Тверской.
Сегодня можно заглянуть в номер Людовика XV, где сохранилось единственное оригинальное панно 1903 года «Триумф Юноны». Номера оснащены антикварной мебелью из карельской березы. Кое-где сохранен исторический цвет стен, с каким открылся отель. Стоит полюбоваться и комнатой для детей с тематическим потолком, где работали гувернантки, зная несколько иностранных языков. Пройтись по коридорам, наравне с именитыми постояльцами всех времен.
На этом заканчиваю свой рассказ. Удалось ли вам проникнуться историей легендарного отеля, захотелось пожить в аутентичных номерах, почувствовать себя аристократом, заказав завтрак с видами на Кремль?
Если вам нравятся мои работы, поддержите лайком.