Всеми уважаемая любительница искусства столкнулась с неприятной стороной рынка антиквариата. Теперь к ней домой постоянно приходят следователи с обысками.
В 1967 году у берегов кипрского города Кирения археологи нашли древнегреческий парусный корабль. Он затонул в IV веке до. н. э. Его назвали «Кирения». Вероятно, корабль отправился из портового города на острове Родос и вёз товар на Кипр. За две тысячи лет он хорошо сохранился под водой: учёные нашли старые тарелки, монеты, амфоры, в которых хранилось вино и даже миндаль.
В эту группу входили археологи Майкл Кацев и его супруга, книжный иллюстратор Сьюзен Уомер Кацев. Она помогла задокументировать находки, которые значительно усилил интерес публики к морской археологии. Супруги Кацев стали известными специалистами в этой области. Спустя 20 лет после смерти мужа Сьюзен опубликовала первым том о раскопках корабля в этом году.
Но мало кто знает, что госпожи Кацев оказалась втянутся в судебное расследование, связанное с её коллекцией антиквариата. Федеральные следователи уже не раз проводили обыск в её доме из-за артефактов, которые она получила из-за рубежа. Согласно судебным документам, таможня обнаружила подозрительные предметы в пяти посылка, отправленных дилером из Лондона. Из её дома следователи забрали 62 предмета, которые могут быть украдены из Ирана и Ирака.
Впервые Кацев попала в поле зрения правоохранительных органов в 2022 году, когда в США прибыла посылка из Великобритании. В документах было написано, что внутри находится «античная каменная ваза» стоимостью 150 долларов. Однако в посылке находилась небольшая темная чаша, украшенная орлами и драконами, и она была скорее «древней», чем «античной».
Эксперты посчитали, что ей около 4 тысяч лет и она, вероятно, сделана на Ближнем Востоке, где мародёры разграбляют древние кладбища с начала 2000-х годов. В онлайн-каталоге дилера, приславшего посылку, это чаша оценивалась в 4500 долларов. Скорее всего, дилеру она попала с территории Ирана. Законы США запрещают ввозить предметы древности из Ирана и Ирака.
Подозрительные посылки всё прибывали. Два месяца спустя таможенники перехватили вторую посылку. Как и первая, она пришла из Artemission, онлайн-галереи из Лондона. На упаковке было указано, что внутри «старинный амулет возрастом более 250 лет» с заявленной стоимостью 150 долларов. Однако внутри находилась резная каменная печать, возраст которой может достигать 5 тысяч лет, а в счете стоимость составляла 792 доллара.
Третья посылка прибыла по той же схеме: на упаковке был описан более современный и менее ценный предмет, чем тот, что находился внутри. Бронзовая фигурка козерога, которой более двух тысяч лет, оценивалась в несколько сотен долларов, хотя на самом деле ее настоящая цена была 2464 доллара.
Самой 84-летней госпоже Кацев не предъявляли никаких обвинений. Однако эти обыски бросили тень на её репутацию коллекционера. Сама Кацев заявила, что не имела никакого понятия о том, что изъятые объекты могли быть украдены: «Я думала, что они были импортированы должным образом, законно, правильным способом. Я бы не купила что-то, зная, что это было разграблено».
Коллекционер заметила, что проследить полный провенанс — историю владения объектом — часто невозможно. Приходится полагаться на добросовестность дилеров и антикварных магазинов. «Вы бы потратили остаток своей жизни, пытаясь проверить каждую из своих вещей. Это требует многого от покупателя», — сказала она в интервью.
Ситуация на рынке антиквариата сильно изменилась за последние десятилетия. Теперь страны всё больше беспокоятся по поводу возвращения своего наследия. Правоохранительные органы ужесточают политику против мародёрства. Музеи нанимают экспертов, чтобы определить подозрительные предметы в своей коллекции. Аукционы не возьмут незнакомый предмет, у которого сомнительный провенанс.
Однако коллекционеры до сих пор не сильно переживают о происхождении антикварных вещей. Для многих в первую очередь ценна их древность и сохранность, а также цена — всё остальное второстепенно. Родители госпожи Кацев также были известными коллекционерами, и в те времена никто особо не задумывался, как именно тот или иной артефакт попал к ним в руки.
Галерея Artemission туманно описывает происхождение проданных артефактов. Представитель галереи заявляет, что многие из фигурирующих в деле были приобретены «в 1980-х и 1990-х годах», когда документы о провенансе таких предметов «не требовались». Иногда дилер убеждал Сьюзен, что ранее эти вещи принадлежали какому-либо британскому аристократу, что, по мнению экспертов, выглядит неправдоподобно.
Хотя друзья Кацев убеждают всех, что она очень добросовестный коллекционер, судебные документы показывают, как Сьюзен болезненно реагировала на изъятие её предметов. Она раздражённо заявила следователям, что большая часть культурных ценностей, найденных по всему миру, была когда-то украдена «безымянными захватчиками, оккупантами или контрабандистами».
С одной стороны, пожилая любительница искусства не импортирует оружие и собирает вещи, которые собирается передать американским музеям и университетам. С другой, такие коллекционеры поощряют разграбление древних мест, не заботясь о законности таких приобретений. Борьба с такими нарушениями — это постоянная погоня за правдой, которая бывает неуловимой.
Подписывайтесь на нашу группу «Вконтакте» — там вы найдёте дополнительные материалы к статьям и новые увлекательные истории.