Мне как-то неуютно от двух предыдущих (см. тут и тут) удач с ловлей на наурокорёжении Марке и подражающего ему Гобермана. Какие-то не специфически живописные удачи, какие-то литературные они даже при их изобразительном выражении. И как-то ожидаемое от фовистов бегство от цивилизации не акцентировано.
Поищу-ка я вещи с таким акцентом и с упором на цвет, а не на рисунок…
Марке.
Мне пришлось найти это место в современном Париже,
чтоб по кольцам в стене-подпоре верхней части улицы понять, что 125 лет назад вместо них были во множестве сваи, к которым привязывали лодки. То есть раньше нижней части улицы не было, а был откос со сваями для той же цели. На нём росла трава. Из-за чего выпавший снег там не таял так быстро, как ногами лошадей и колёсами колясок, что на дороге, которая теперь есть верхняя часть улицы. И дорога эта превратилась в слякоть из грязи и снега, приобретшего противный цвет детского поноса. Лишь одна миниполоска белого осталась. И покрытая ещё снегом трава в этом ужасе-городе есть отдалённый намёк на природу, способную как-то утолить отвращение к цивилизации.
Слева перед мостом и справа чуть не из воды растут по дереву, уже утратившие своё природное качество (на них снег не задержался). Но потомок того, что слева, похоже, сумел всё же прожить в этой мерзкой цивилизации эти 125 лет!..
А вот ещё побег на траву, пусть и пожухлую, лишь бы от цивилизации (домов).
Я даже склонен думать, что нарочитое оставление незакрашенным белого грунта на холсте – это прямой образ метафизического иномирия, в котором всё-всё-всё не такое, как в проклятом Этом мире.
Гоберман.
Этот бежал от мерзкой цивилизации в красочную старинную русскую деревянную архитектуру.
В гражданскую, церковная ему была не интересна.
Пусть она-то, каменная, за 75 лет и уцелеет.
Или вот, характернее бегство от цивилизации на природу.
22 сентября 2024 г.