Найти тему
Мой XIX век

Сказка «Морозко»: забытый смысл противоправного поступка отца

Зачем бесхарактерный отец из сказки «Морозко» по первому требованию второй жены отвозит родную дочь в зимний лес и оставляет там сидеть на пеньке?

У детской сказки есть база (смысл), которую не только в XXI веке, но и в предыдущем XX-м позабыли.

Что для вас сейчас Масленица? Блины дома и гуляния на бюджетные деньги в городском парке?

Но в российской деревне Масленица – это цепь обрядов и традиций, которые необходимо соблюдать. А еще выполнялись обряды по мере надобности.

-2

Вот об одном из них я вам и расскажу.

Давайте включим логику и здравый смысл и с их точки зрения рассмотрим сюжетный ход сказки «Морозко».

Вас никогда, даже в детстве, не удивляло, почему отец Настеньки (ну, сказку-фильм все же смотрели?) такой... бесхребетный.

Вторая жена говорит: «Вези дочь в лес, на трескучий мороз».

Любящий отец совершает целый ряд действий: «затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь».

Тут у любого человека появляется ряд вопросов:

  • А односельчанам совсем не будет интересно, куда подевалась Настенька?
  • А что там за деревня такая, в которой отправка родной дочери на санях к праотцам путем ночевки в зимнем лесу не является грехом?
  • А почему дочь не бежит за помощью если не к соседям, то к другим родственникам? Ведь раньше в деревнях каждый кувшин приходился любому горшку троюродным братом.
  • Более того, Настенька не делает ни малейшей попытки убежать, позвать на помощь. Прямо зомби апокалипсис: ей сказал родной батюшка «Садись, милая дочь, в сани», она и села. Баян с гармошкой бы еще прихватил, чтобы веселее в лес к волкам было ехать милой дочери.
-3

Потом в лесу Настенька встречает Морозко, он одаривает ее разными дорогими подарками, теперь полусиротка – богатейшая невеста в округе. Можно честным пирком да за свадебку.

Нелогичные и противоправные действия отца и мачехи – отголосок обряда, который на Масленицу проводился в Тамбовской губернии еще в XIX веке.

Вероятно, что аналогичный обряд совершали и в других губерниях Российской империи, но этнографы туда не добрались и не записали.

На Масленицу традиционно совершалось множество обрядов, связанных с поиском жениха. Особенно активничали крестьянки, которые явно засиделись в девицах.

Обратите внимание, что в сказке зимой мачеха печёт блины. У нее незамужние дочь и падчерица, и женщину тревожит необходимость искать женихов.

В понедельник, первый на Масленичной неделе, рано утром «засиделку» на лошади везли в лес. Делалось это тайком. Но кто жил в деревне, тот понимает, что это технически невозможно. Даже если изба отца Настеньки крайняя, а лес рядом, все равно кто-нибудь бы увидел лошадь, сани, отца и дочь.

Засидевшуюся в девицах родственницу необходимо было оставить в лесу сидеть на пеньке, а потом вернуться за ней.

-4

Что должна была делать девушка на пеньке – неясно. Возможно, существовали какие-то еще недошедшие до нас обряды: заговоры на жениха или что-то в этом роде.

Отцы отвозили своих дочерей в лес, потому что этот довольно рискованный обряд РАБОТАЛ. Девица выходила замуж вскоре после «сидения на пеньке».

В сказке Настенька возвращается с приданым, поэтому мачеха говорит мужу: «Вези мою дочь в лес да посади на то же место».

Мы сейчас воспринимаем данные слова как алчные, а по факту матери необходимо и свою дочь замуж выдать.

Обычай отвозить в лес в понедельник утром на Масленичной неделе засидевшуюся девицу прочитывается в русской народной сказке.

***

Каждой старой деве - по зимнему пеньку на Масленицу! Шапку не забудьте!

-5

Другая забытая традиция, которую в наши дни трактуют иначе: