Найди подходящего жениха, выйти замуж, родить детей – вот к чему стремились девушки прошлого. А как быть, если принцесса из не очень знатного рода цу Вид, нехороша собой и больше интересуется писательством и музыкой, чем охотой на принцев-холостяков?
Имя принцессы Елизаветы Паулины Оттилии Луизы цу Вид мало кому скажет в современном мире.
Ее отец – князь (принц) Герман цу Вид – не был приметен в обществе до того, как обручился. Его избранница – сестра герцога Нассау Вильгельма. Женился, первенец – дочь Елизавета:
Много вы знаете принцесс, которые мечтают стать учительницей? Я – одну:
Разумеется, родители в восторге не были, но образование дочери дали достойное, чтобы не стыдно выйти замуж за любого принца.
16-летнюю Елизавету рассматривала как жену наследника трона сама королева Виктория. Но будущий Эдуард VII – большой эстет и ценитель женской красоты. Душевные качества его не интересовали, он посмотрел на фотографию Елизаветы и отказался знакомиться с ней наотрез.
Хороша или дурна знатная дама тех лет – трудно сказать. Портреты всегда приукрашивали лицо и фигуру, делали и ретушь дагерротипов.
Но если рассматривать фото Елизаветы, то можно обратить внимание, что снимки делались или так (наиболее выигрышно смотрелась):
Или издали.
Елизавета цу Вид проживала по-прежнему в Нойвиде, ей исполнилось уже 20, когда проездом в замке погостила родственница – Великая княгиня Елена Павловна. Трудно сказать, в какой степени родства состояли эти дамы: по матери Елизавета приходилась кузиной многим принцам и принцессам, в том числе и русским Ольденбургским.
Не чужая была и интеллектуалке Елене Павловне, которая оценила и ум девушки, и ничтожные шансы устроить личную жизнь, поэтому сделала то, что принято в подобных случаях: пригласила в Россию, погостить по-родственному.
Нужно объяснять, что Императорский Дом Романовых – один из блестящих в Европе? К 1863 году он разветвился, торжества и праздники следовали один за другим. На них съезжалась родня со всей Европы. В России у непривлекательной и увлекающейся писательством и музыкой принцессы появлялся шанс выйти за принца.
В России, во дворце Елены Павловны, принцесса Елизавета цу Вид прожила 1,5 года, активно участвуя в великосветской жизни столицы. Вы часто встречали ее имя в мемуарах, воспоминаниях, в хронике светских событий тех лет? Я – нет.
Внук актрисы-графини Прасковьи Жемчуговой, граф Сергей Шереметев упомянул вскользь: общался во дворце принцев Ольденбургских.
Блестящую характеристику дала Елизавета Нарышкина:
«Была умна, культурна, интересовалась всем, легко восторгалась, имела вдумчивое направление ума вследствие серьезной жизни, которую она вела дома среди заботливой матери и болезненного отца. Говорила она также с большой нежностью о младшем брате и о дружбе своей с принцессой Алисой Английской. Она любила литературу и сама хорошо и легко писала».
В России принцесса Елизавета познакомилась с великой пианисткой Кларой Шуман, подружилась, насколько это возможно для дам разного возраста и социального положения, брала у Клары уроки.
Но в марте 1864 года принцесса срочно вернулась в Нойвид: не стало отца. Дочь осталась возле матери. Следующие годы протекли монотонно: нет никаких сведений, что Елизавета привлекла внимание хоть какого-то принца. Ей исполнилось уже 26 лет, по меркам тех лет – старая дева.
Но тут кому как на роду написано.
Еще в 1861 году Елизавета гостила в Берлине, где познакомилась с принцем Карлом Гогенцо́ллерн-Зигма́ринген. Есть версия, что на одном из раутов принцесса поскользнулась, а Карл успел подхватить девушку.
Старше ее на 4 года, офицер прусской армии:
Вот фото поближе, весьма импозантен:
К 1869 году принц Карл успел повоевать на стороне Пруссии и стать Господарем Валахии и Молдавии: немецкого принца-католика избрали на эту «должность» вместо того, кого румыны сами выгнали. Карла стали называть на румынский манер Каролем:
И у Кароля начались трудные годы. Настолько, что подумывал об отречении, а еще о женитьбе и о наследнике для государства, которым он правил.
Жениться хотел на немецкой принцессе, а не на знатной румынской девушке, но среди августейших невест Европы тех лет желающих ехать в Валахию и Молдавию не будет: слишком напряженная обстановка в стране, риска для жизни больше, чем радости от сомнительной короны.
Немецкий принц отправился в 1869 году на поиски подходящей супруги в Германию, в Кёльн. Говорят, что город выбрал не случайно, знал, что в эти дни там выступала с концертами Клара Шуман, а Елизавета цу Вид приехала на ее концерт из Нойвида с матерью специально, послушать музыку.
Дамы после концерта зашли в кафе, чтобы поужинать, как обычные горожанки.
Карл подсел к ним за столик как старый знакомый. Вспомнили юность, а Карл рассказал о том, что посвятил себя румынскому народу.
Елизавета всегда была романтичной девушкой (вспомним мечту работать учительницей), помыслы принца жить для блага народа посчитала благородными и даже рыцарскими.
Вечером Карл попросил руки принцессы у ее матери. Любви не было, Карл-Кароль честно сказал:
«ему нужна спутница, которая понимала бы его, которая работала бы так же усердно, как и он, и взяла бы на себя часть его забот».
Автор канала «Мой XIX век» не припомнит случаев в истории, когда предложение августейшей особы поступало так быстро, прямолинейно. Сын королевы Виктории сделал предложение 15-летней дочери Александра II на третий день знакомства. Великая княжна сочла поступок принца бестактностью.
Конечно, воспитанную принцессу Елизавету поспешность Карла изумила.
А подобные оговорки («мне нужна спутница») можно посчитать хамством, но 26-летняя принцесса Елизавета согласилась без всяких «спасибо за честь, мне надо подумать»… тут же.
Венчались в Нойвиде, на родине невесты.
Сейчас модно повторные свадьбы устраивать, то на Бали, то еще на каком острове. Этой супружеской чете романтики хватило с лихвой.
Они оформили отношения гражданским порядком (на основе германского Свода законов), обвенчались в лютеранской церкви (религия невесты), католической (религия жениха), а потом пришлось совершить и православный обряд.
В 1881 году Валахия и Молдавия стали православным королевством Румыния, требовался и православный обряд по законам страны.
В наше время считается, что любовь – основа счастливого брака. Вот пример супружеского союза, который основан не на чувствах, а на здравом смысле и желании приносить пользу чужому (румынскому) народу.
Супруги жили … скажем так… параллельно, разделив обязанности: на Кароле – государственные дела, а на Елизавете – общественная жизнь, музыкальные вечера, покровительство румынским народным искусствам, благотворительность. Муж с пониманием относился к тому, что его жена еще и писательница, чьи книги печатаются на нескольких языках, включая румынский, который Елизавета быстро выучила.
Девушки тех лет, выходя замуж, мечтали о большой семье, но тут судьба к Елизавете и Карлу-Каролю добра не была: дочь Мария родилась, порадовала родителей четыре года:
А потом:
Больше детей не было. В 1881 году образовалось новое королевство – Румыния, Елизавета стала королевой, причем любимой своим народом.
***