Найти тему

РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ДИССЕРТАЦИЯ.

Диссертация посвящена исследованию роли и места прокурорского надзора в механизме обеспечения конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации. В работе анализируются теоретические основы прокурорского надзора, выявляются проблемные аспекты его реализации в современных условиях, а также предлагаются пути совершенствования деятельности органов прокуратуры в данной сфере. Особое внимание уделяется анализу правоприменительной практики и оценке эффективности существующих механизмов защиты прав и свобод граждан.

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Оригинальность диссертации составляет 70% в системе Антиплагиат Вуз.

-2

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 Генезис концепций относительно понимания прав и свобод человека

1.2 Права человека как фундаментальная ценность демократического общества

1.3 Механизм обеспечения прав человека и гражданина в РФ

ГЛАВА 2 РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1 Система органов государственной власти в сфере обеспечения прав человека

2.2 Юридические гарантии защиты прав человека в РФ органами государственной власти

2.3 Роль и место прокуратуры в механизме защиты прав человека и гражданина при производстве антикоррупционной экспертизы в РФ

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

3.1 Внедрение международного механизма реализации прав человека и гражданина как передового опыта для РФ

3.2 Совершенствование деятельности органов Прокуратуры РФ по обеспечению прав человека и гражданина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время в период построения правового государства, на первый план выходят проблемные аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц.

Указанным проблемам сегодня уделяется много внимания, как со стороны государства, так и со стороны различных общественных институтов. Кроме того, хотелось бы отметить, что ключевое место в полемике по вопросу обеспечения естественных, неотчуждаемых и конституционно закрепленных прав человека в сфере его взаимоотношений с публичной властью, как правило, занимает общее направление и конкретное содержание деятельности различных подразделений органов прокуратуры.

Подобное внимание обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что наличие органов осуществления властного принуждения в механизме государства не только наделяет его существенным потенциалом в охране и защите конституционно закрепленных прав и свобод населения (в первую очередь – естественных и неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и уважение человеческого достоинства), но также объективно формирует угрозу их массового, систематического и грубого нарушения.

Необходимо констатировать, что в ряде стран современного мира нарушение конституционно закрепленных прав и свобод признается недопустимым, а деятельность, например, полицейских организаций характеризуется высоким уровнем их уважения (соблюдения), в результате чего полиция может рассчитывать на соответствующий уровень доверия и сотрудничества со стороны граждан.

Степень научной разработанности темы. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является объектом исследования российских ученых достаточно давно. Вместе с тем, несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои исследования проблемным вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также комплексных исследований, затрагивающих роль и место органов прокуратуры в механизме обеспечения прав проводилось немного либо, они к настоящему времени существенно устарели, так как датируются началом XX века. Поэтому проведение настоящего исследования представляется особенно злободневным.

Следует отметить, что отдельные вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод граждан были затронуты в научных трудах многих ученых: Ю.А. Алексеевой, Н.А. Ананьевой, Е.А. Баженовой, Э.Ю. Балаян, Г.С. Беляевой, А.И. Бычкова, А.А. Васяева, И.Е. Винницкого, И.В. Галкина, С.Г. Дробязко, О.Ю. Жежелевской, П.С. Жданова, П.П. Згонникова, О.А. Ибрагимова, Д.С. Ивакиной, А.И. Ковлер, О.А. Колоткиной, В.В. Кузнецова, Малько А.В., В.О. Мельникова, Н.Н. Миняйленко, М.А. Молчанова, Е.Е. Никитиной, В.В. Невинского, Д.Е. Пономарева, Л.В. Потапова, В.Ф. Попондопуло, С.В. Сабаевой, К.А. Сасова, Т.А. Соловниченко, А.Н. Сухаренко, Н.А. Тарабан, Д.С. Тишкова, С.В. Третьякова, Д.О. Усанова, А.М. Цирина, В.Е. Шорохова, однако основные подходы к организации прокурорского надзора в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан требуют более взвешенного и комплексного исследования.

В настоящее время указанная выше проблематика – достаточно злободневна и нуждается в серьезной теоретической разработке.

Указанные обстоятельства побуждают к содержательному анализу понятийного аппарата, рассмотрению эволюционных процессов и апробированного мирового опыта по организации прокурорского надзора в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан.

Цель настоящей работы, в проведении исследования, направленного на рассмотрение эффективности правового регулирования отношений в сфере осуществления прокурского надзора по обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.

Для достижения цели исследования поставлены следующие основные задачи:

1. Определить генезис концепций относительно понимания прав и свобод человека;

2 Раскрыть особенности прав человека как фундаментальной ценности демократического общества;

3. Рассмотреть механизм обеспечения прав и человека;

4. Раскрыть и кратко охарактеризовать систему органов государственной власти в сфере обеспечения прав человека и гражданина;

5. Дать определение и исследовать юридические гарантии защиты прав человека в отечественном праве;

6. Определить роль и место прокуратуры в механизме обеспечения прав человека и гражданина при производстве антикоррупционной экспертизы;

7. Определить возможность внедрения международного механизма реализации прав человека и гражданина в РФ на современном этапе;

8. Рассмотреть перспективы совершенствования деятельности органов Прокуратуры РФ по обеспечению прав человека и гражданина

9. Сформулировать выводы по изученной теме.

В качестве объекта исследования – в диссертации выступают общественные отношения, которые проявляются в практике взаимодействия органов прокуратуры с иными органами государственной власти и иными субъектами в процессе обеспечения защиты в России, предусмотренных нормами Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования является рассмотрение понятийно-теоретических основ правового регулирования в России прокурорского надзора за обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, а также выявление закономерностей развития данного института путем анализа правоприменительной практики.

Методологической базой работы послужили диалектико-материалистический метод научного познания социально-правовых явлений, а также основанные на нем общенаучные и специальные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и т.д.). С помощью исторического, системного и статистического методов проводился анализ и обобщение эмпирической базы исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы современных ученых в области прокурорского надзора, конституционного, уголовного, административного, предпринимательского, гражданского, корпоративного, договорного права, раскрывающие отдельные аспекты рассматриваемой проблематики.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ, нормы Уголовного и Гражданского кодексов (далее – УК, ГК РФ), специализированные федеральные конституционные, федеральные законы и т.д..

Эмпирическую базу исследования составляют региональные аналитические и статистические материалы опубликованной судебной практики с 2017 по 2020 годы.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что диссертация является одной из первых, рассматривающих проблемные вопросы реализации надзора органов прокуратуры за обеспечением основных прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ.

Основными положениями, выносимыми на защиту являются:

1. Обосновано, что истоки возникновения естественно-правовой теории имеют длительную историю и заложены еще древнереческими и древнеримскими мыслителями.

2. Доказано, что фундаментальные права и свободы не только определяют характер и порядок индивидуальных действий, но и устанавливают определенные обязанности государства. В современных демократиях они также выступают определенным ограничением на законодательную деятельность государства и юридической гарантией защиты от произвола парламентского большинства. Законодатель не может отменить эти права и свободы, а также установить в текстах законов произвольные ограничения по их реализации.

3. Выделено понятие механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ;

4. Установлена системность и структуру организации деятельности органов по реализации и защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

5. Определен перечень задач, стоящих перед органами прокуратуры, в полномочия которых входит надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции. Установить специфику восстановления нарушенных данным правонарушением прав.

6. Обоснована необходимость разработки на федеральном уровне стратегии эффективного вхождения России в глобальный мир, которая должна основываться на сочетании принципов открытости экономики, с защитой внутреннего рынка, а также базироватся на анализе государственных, региональных и отраслевых концепций и программ социально-экономического развития в сопоставлении с общей ситуацией на мировом рынке, согласовании норм законодательства России с международными нормами и правилами и разработке законопроектов относительно возможности отмены международных антироссийских санкций.

7. Доказано, что обязательным условием совершенствования, то есть улучшения эффективности в РФ деятельности органов прокуратуры относительно защиты прав и свобод граждан – является не только прокурорский, но и, в первую очередь, судебный надзор. Помимо этого обстоятельства, способствовать совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в современных условиях может: 1) проводимый органами Прокуратуры РФ анализ действующего законодательства РФ и законопроектов, в том числе антикоррупционной направленности, на соответствие геополитическим, стратегическим и тактическим целям России в мировом масштабе; 2) проводимый органами Прокуратуры РФ анализ положительного или негативного влияния внедрения в нашей стране международных норм, в том числе по противодействию коррупции; 3) определение условий, приоритетов и сроков внедрения международных норм по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ в отечественное законодательство.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа содержит ряд положений, которые могут быть использованы в ходе дальнейшего развития отечественной правовой науки.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные разработки будут способствовать дальнейшему развитию отечественному праву РФ, расширяя и углубляя научные положения.

Структура диссертации определена ее целью, а также кругом решаемых задач, включает введение, три главы, заключение и список литературы.

ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 Генезис концепций относительно понимания прав и свобод человека

В мире зарождение идеи прав человека относится к V-IV вв. до н. э., когда в древних государствах-полисах, возник институт гражданства. Вместе с тем, именно древнегреческий архонт Солон разработал первую Конституцию, закрепившую отдельные нормы, касающиеся естественных прав человека[1].

Относительно теории естественных прав человека и гражданина следует также отметить, что важные идеи были также заложены Сократом, указавшим, что необходимо гражданин находится в гармонии с государством-полисом. А софисты Древней Греции даже предложили формулу, что человек является главной мерой всех вещей.[2]

Своеобразное представление о равенстве людей было также у представителей древнеримской юриспруденции, отмечавшими, что все люди свободны от рождения, но субъекты права – это только граждане Рима, которые обладают свободой.

Идея всеобщего равенства нашла своих последователей и в феодальном обществе. Так, в Англии в условиях средневекового бесправия народа, произвола и царившего тогда культа насилия представители различных кланов и сословий, а также прогрессивные деятели и религиозные авторитеты прилагали значительные усилия для ограничения прав монарха и установления правил, которых должен придерживаться он и его чиновники. Особенно активно выступали бароны, рыцарство и церковь, опасавшиеся потери своего имущества и привилегий. Чашу терпения королевских вассалов переполнила коррупция и беззаконие, царившие в государстве. Под давлением выступлений знати король Иоанн Безземельный принял в 1215 г. Великую Хартию Вольностей, которая, однако, не принесла значительного облегчения народу. Будучи выразителем воли правящего класса, хартия защищала преимущественно нормы феодального права, неприкосновенность баронских и церковных владений.

Значение Хартии заключалось в том, что она впервые ввела норму, запрещающую представителям правосудия продавать свои услуги, и ограничила сферу применения репрессивных мер – лишение свободы, собственности, высылка и т.д. Эти меры могли быть приняты только по решению пэров либо, непосредственно по закону страны.

Важным событием стало обнародование английского Хабеас Корпус Акта в 1679 году, установившего гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности. Еще одним шагом на пути демократизации общества стало принятие Билля о правах, которым усиливалась роль парламента, запрет без его согласия устанавливать налоги и сборы. Гражданам предоставлялась свобода слова и дебатов и ряд других прав[3].

ГЛАВА 2 РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1 Система органов государственной власти в сфере обеспечения прав человека

Основное назначение государства – стоять на страже интересов своих граждан.

В Российской Федерации система органов государственной власти в сфере обеспечения прав человека представляет собой совокупность органов, которые имеют свой задачей обеспечение и защиту прав человека т построенную на принципе разделения властей.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума – это единственный орган законодательной власти, который через законодательную деятельность определяет содержание, направленность, пределы осуществления каждым его права на уважение достоинства[1].

Именно Государственная Дума РФ не только признает и внедряет в нашей стране международные стандарты в сфере закрепления и защиты права человека на уважение его достоинства, но и совершенствует действующий в РФ механизм реализации этого права. Поскольку российское законодательство, закрепив само право на уважение достоинства, не содержит необходимых дефиниций и детализации соответствующих норм для полноценного понимания содержания такого права, то немалую роль в закреплении этого права во многом играют нормы международных актов, так как они более конкретно определяют случаи, в которых может иметь место нарушение права человека.

Государственная Дума РФ наделена полномочиями нормативного регулирования деятельности государственных органов, формирования судебных органов и прокуратуры.

Приоритетной функцией Государственной Думы РФ является законодательная. Следует отметить, что любой закон, принятый этим органом законодательной власти, способствует защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина путем уменьшения количества пробелов законодательства в деятельности определенного органа государства, лица, группы лиц и других возможных субъектов правоотношений. В этом случае более четко действует схема, что органу государственной власти разрешено то, что прямо определено в законе, а лицу – все то, что не запрещено законом.

Не менее важной функцией Государственной Думы РФ в направлении обеспечения защиты прав человека является установочная функция. участие в формировании других государственных организаций; решение вопросов территориального устройства РФ и обеспечения формирования органов местного самоуправления. От того, насколько правильно, четко, законно, оперативно осуществляет парламент учредительную функцию, зависит надлежащий уровень обеспечения прав гражданина.

Еще одной функцией Государственная Дума РФ при обеспечении защиты прав и свобод граждан выступает функция парламентского контроля, где наряду с приведенным направлению контроля за соблюдением прав человека можно выделить не менее важные, с точки зрения обеспечения прав человека направления контрольной деятельности, а именно[2]:

– контроль за деятельностью Правительства РФ;

– бюджетно-финансовый контроль;

– депутатские запросы на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Осуществление парламентского контроля по отдельным вопросам непосредственно или через временные специальные и временно следственные комиссии.

Научные статьи и другие публикации периодических изданий

1. Адмиралова И.А. Международно-правовые стандарты обеспечения прав и свобод граждан и деятельность полиции /И.А. Адмиралова// Российская юстиция. 2017. № 4. С. 27 – 30.

2. Алексеева, Ю. А. Некоторые вопросы соблюдения норм антикоррупционного законодательства РФ при трудоустройстве граждан, ранее замещавших должности государственной гражданской службы /Ю.А. Алексеева // Вестник Арбитражного суда Московского округа. – 2018. – № 2. – С. 85.

3. Ананьева Н.А. Психологические механизмы человека как субъекта самоизменения-самоконструирования/ Н.А. Ананьева// Инновационная наука. 2016. №. 7. С. 170-176.

4. Безруков А.В., Савоськин А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права на обращение / А.В. Безруков, А.В. Савоськин// Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 3 – 8.

5. Бернацкий Г.Г. Права человека и права нации / Г.Г. Бернацкий // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 16-18.

6. Баженова Е.А. Истоки естественно-правового мышления в идеях древнегреческих софистов:/ Е.А. Баженова// Труды института государства и права РАМН. 2019. № 1. С. 9-31.

7. Балаян Э.Ю., Сычев С.С. Международно-правовые принципы защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации / Э.Ю. Балаян, С.С. Сычев // Российская юстиция. 2019. № 11. С. 18 – 21.

8. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи/ Г.С. Беляева, Р.Р. Палеха, Н.У. Ярычев// Право и государство: теория и практика. 2020. № 4. С. 55-57.

9. Бычков, А.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов /А.И. Бычков // [Электронный ресурс] // www.consultant.ru/cons (дата обращения 01.12.2020).

10. Вайпан Г.В. Исполнять нельзя игнорировать: о юридическом значении Мнений Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям для российского правопорядка // Международное правосудие. 2015. № 3. С. 93 – 107.

11. Варлен М.В. Конституционализм в статусе парламентария / М.В. Варлен // Конституционное и муниципальное право. 2016. С. 59-63.

12. Васильев С.А., Зенин С.С. Народ и государство: конституционно-правовая парадигма взаимодействия / С.А. Васильев, С.С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. С. 3-8.

13. Васяев А.А. О сходстве и различии правозащитной и правоохранительной деятельности / А.А. Васяев// Российская юстиция. 2020. № 1. С. 55 – 57.

14. Винницкий, И.Е. Роль справедливости и законности в обеспечении целостности и устойчивости системы принципов права / И.Е. Винницкий // История государства и права. – 2011. – № 13. С. 15.

15. Галкин И.В. Проблема обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации / И.В. Галкин // Lex russica. 2016. № 2. С. 10 – 28.

16. Гвоздева О.М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика / О.И. Гвоздева// Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 18 – 22.

-3